Екатеринбург |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А60-49971/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Перескоковой Елены Николаевны на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2021 по делу N А60-49971/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2021 по тому же делу по заявлению индивидуального предпринимателя Перескоковой Е.Н. к Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга о признании незаконным решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: индивидуального предпринимателя Перескоковой Елены Николаевны - Суслов А.А. (доверенность от 24.09.2020, диплом); Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга - Щавинской Т.А. (доверенность от 15.01.2021).
Индивидуальный предприниматель Перескокова Елена Николаевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, администрация) с требованиями о признании незаконным решения администрации, изложенного в письме N 62/04-14/2441 от 07.07.2020, об отказе в удовлетворении заявки индивидуального предпринимателя Перескоковой Елены Николаевны о создания нового места накопления твердых коммунальных отходов - контейнер в павильоне "Автозапчасти", размещенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, 2; об обязании администрацию согласовать создание места накопления твердых коммунальных отходов - контейнер в павильоне "Автозапчасти", размещенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, 2 и включить сведения о таком месте в Реестр сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов.
Решением суда первой инстанции от 18.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2021 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на то, что судами надлежащим образом не установлены все фактические обстоятельства дела, неправильно применены нормы материального права. Заявитель указывает на то, что суды первой и апелляционной инстанций, в обоснование законности оспариваемого решения, не могли ссылаться на позицию Екатеринбургского отдела Роспотребнадзора по Свердловской области, изложенную в письме от 13.10.2020 года N 66-08-15/13-1322/2020. Позиция Екатеринбургского отдела Роспотребнадзора по Свердловской области, изложенная в письме от 13.10.2020 года N 66-08-15/13-1322/2020, в принципе не может служить в качестве доказательства законности оспариваемого решения, поскольку не соответствует критерию допустимости доказательств. Нестационарный торговый объект заявителя является торговым объектом, следовательно, размещение места накопления ТКО в нестационарном торговом объекте заявителя допускается в силу п. 6.2 и п. 6.3 СанПиН 2.1.7.3550-19. Судам первой и апелляционной инстанций надлежало проверить соответствие оспариваемого решения положениям Правил N 1039.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, в ходе осуществления предпринимательской деятельности заявителя в нестационарном торговом объекте павильоне "Автозапчасти", размещенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, 2, образуются твердые коммунальные отходы.
12.06.2020 предприниматель Перескокова Елена Николаевна направила в адрес Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга заявку на создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и заявку на включение в реестр сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов.
В указанных заявках в качестве места накопления твердых коммунальных отходов заявителем предложен контейнер, установленный им в собственном нестационарном торговом объекте - павильон "Автозапчасти", размещенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина. 2.
По результатам рассмотрения обращения заявителя администрацией принято решение (изложено в письме N 62/04-14/2441 от 07.07.2020) об отказе в удовлетворении заявки предпринимателя о создания нового места накопления твердых коммунальных отходов и включении сведений о таком месте в соответствующий реестр по тем основаниям, что предложенное место накопления твердых коммунальных отходов не соответствует требованиям подпункта 7 пункта 6 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61, а также тем, что размещение мест накопления твердых коммунальных отходов в административных зданиях не регламентировано санитарными правилами и нормами.
Предприниматель Перескокова Елена Николаевна, полагая, что принятое администрацией решение не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что отсутствует совокупность оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (пункт 4 Правил N 1039).
Согласно пункту 6 Правил N 1039 в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в целях оценки заявки предпринимателя о согласовании места размещения контейнерной площадки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения администрация в порядке пункта 6 Правил N 1039 обратилась с соответствующим запросом в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Центральный Екатеринбургский отдел Роспотребнадзора по Свердловской области).
Согласно полученному ответу Роспотребнадзора, испрашиваемое место накопления твердых коммунальных отходов непосредственно в павильоне "Автозапчасти" по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, д. 2 не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, так как данная схема вывоза ТКО не предусмотрена СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20.
Названные санитарно-эпидемиологические правила и нормы (далее - СанПиН 2.1.7.3550-19) устанавливают требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из ТКО, в том числе крупногабаритных отходов (КГО), и жидких бытовых отходов (ЖБО).
Соблюдение Санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований (пункт 1.2 СанПиН 2.1.7.3550-19).
На территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (пункт 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19).
Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м (пункт 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19).
Испрашиваемое заявителем место размещения контейнера для накопления твердых коммунальных отходов расположено непосредственно в торговом павильоне, что не согласуется с положениями СанПиН 2.1.7.3550-19, которыми возможность размещения мест накопления твердых коммунальных отходов в зданиях и сооружениях не предусмотрена.
Суды пришли к правильному выводу, что п. 6.2 СанПиН 2.1.7.3550-19, в рассматриваемом случае применению не подлежит. Данная норма содержится в разделе VI СанПиН 2.1.7.3550-19, регламентирует порядок содержания территорий торговых центров, в частности, определяет порядок размещения урн и мусоросборников на территориях торговых объектов. Тогда как, согласно обращению заявителя в администрацию, предприниматель просил согласовать место размещения контейнера для накопления твердых коммунальных отходов, правила обустройства которых установлены иным разделом данных СанПиН - разделом II. Обращение с ТКО.
Кроме того, согласно ответу территориального органа Роспотребнадзора, то обстоятельство, что планируемое место накопления твердых коммунальных отходов расположено непосредственно в павильоне и не представлена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с отражением о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и указанием расстояний до социально значимых объектов на карте Верх-Исетского района города Екатеринбурга с масштабом, не позволяет оценить расстояние от испрашиваемого места размещения контейнера до социально-значимых объектов.
Согласно пункту 8 Правил N 1039 основанием отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов является, в том числе, несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Принимая во внимание то, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, учитывая полученное администрацией заключение Роспотребнадзора о несоответствии испрашиваемого заявителем места накопления твердых коммунальных отходов санитарно-эпидемиологическим требованиям, оспариваемое решение об отказе в согласовании предложенного заявителем места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, не препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, отказ административного органа является правомерным.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2021 по делу N А60-49971/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Перескоковой Елены Николаевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к правильному выводу, что п. 6.2 СанПиН 2.1.7.3550-19, в рассматриваемом случае применению не подлежит. Данная норма содержится в разделе VI СанПиН 2.1.7.3550-19, регламентирует порядок содержания территорий торговых центров, в частности, определяет порядок размещения урн и мусоросборников на территориях торговых объектов. Тогда как, согласно обращению заявителя в администрацию, предприниматель просил согласовать место размещения контейнера для накопления твердых коммунальных отходов, правила обустройства которых установлены иным разделом данных СанПиН - разделом II. Обращение с ТКО.
...
Согласно пункту 8 Правил N 1039 основанием отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов является, в том числе, несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 июня 2021 г. N Ф09-4707/21 по делу N А60-49971/2020