Екатеринбург |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А34-5073/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего судьи Токмаковой А.Н.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от решение Арбитражного суда Курганской области от 22.01.2021 по делу N А34-5073/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 по тому же делу.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 19.05.21 кассационная жалоба принята к производству, судебное заседание по её рассмотрению назначено на 01.07.2021.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 01.07.21 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 26.07.2021.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Департамент агропромышленного комплекса Курганской области (далее - Департамент, заявитель жалобы) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства Курганской области (далее - УФК, Казначейство) о признании недействительным представления Казначейства от 11.02.202 N 43045-14/45-16 в части п. 3 о недостижении значения показателей результативности использования субсидии "ввод газовых распределительных сетей", а также в части требования о возврате в доход федерального бюджета денежных средств в размере 4 646 918, 83 руб. за 2017 год.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Администрация Далматовского района; Администрация Каргапольского района; Администрация Катайского района; Администрация Шадринского района; Администрация Шатровского района.
Решением суда от 22.01.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением 19.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент агропромышленного комплекса Курганской области просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, считая, что судом первой инстанции неправильно не применёны СП 62.13330.2011 "Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002", утверждённый приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 780 (с изменением N1) (далее - СНиП 42-01-2002) (подразд. 10.6), Свод правил по проектированию и строительству СП 42-101-2003 "Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб" (раздел 12). Из указанных актов следует, что документом, подтверждающим ввод в эксплуатацию сетей газораспределения (т.е. ввод их в действие), является акт приёмки законченного строительством объекта газораспределительной системы. Из этого следует, что акт ввода объекта в эксплуатацию не является единственным допустимым доказательством ввода в эксплуатацию газораспределительных сетей и газопроводов. При этом суд апелляционной инстанции, сославшись на указанные нормативные акты, без обоснования отклонил довод об отсутствии у Казначейства единого, основанного на нормах права критерия, применяемого ко всем проверенным объектам, который позволял бы сделать вывод о достижении показателя результативности использования субсидии "ввод газовых распределительных сетей". В связи с этим законность и обоснованность представления не получили надлежащей оценки.
Исходя из отсутствия вмененного нарушения обязательств по выполнению показателей результативности "ввод в действие распределительных газовых сетей", заявитель жалобы представляет свой расчёт объёма средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет.
В отзыве Администрация Шатровского района выражает своё мнение, что суды пришли к выводу о недостижении показателя, исходя из даты оформления разрешения на ввод в эксплуатацию законченных строительством газораспределительных систем на объектах в с. Кодское и с. Спицыно и связанной с этим даты принятия объекта к учёту. Однако в совокупности с данными актов приёмки законченных строительством объектов и информации ООО "Газпром Межрегионгаз Курган" о фактическом использовании указанных объектов и пуска газа в 2017-2018 годах доказана обоснованность включения этих объектов в расчёт выполнения в 2017 году показателя "ввод в действие распределительных газовых сетей".
В отзыве Казначейство поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о том, какими нормативными актами следовало руководствоваться при проверке выполнения получателем субсидии показателя "ввод в действие распределительных газовых сетей", который предусмотрен Соглашением от 16.02.2017 N 02-07-913. Кроме того, Казначейство указывает, что им принято во внимание при проверке выполнения названного показателя, касающегося объектов газораспределительных сетей в с. Спицыно и с. Пески, что в указанных пунктах объекты состояли из газопроводов как низкого, так и среднего давления, следовательно, для каждого требовалось соответствующее документальное подтверждение ввода в действие.
Кассационная жалоба рассмотрена в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, оспоренное предписание принято Казначейством в пределах предоставленных законом полномочий по результатам плановой выездной проверки Департамента по теме использования средств из федерального бюджета в рамках целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы". В акте проверки от 30.12.2019 отражено выявленное нарушение бюджетного законодательства и условий договоров (соглашений) о представлении средств из бюджета, Департаменту выдано представление от 11.02.2020 N 43-45-14/45-16, в котором изложено требование устранить бюджетные нарушения (пункты 3, 4) путем осуществления возврата средств в доход федерального бюджета в размере 25 531 008,05 руб. в связи с недостижением значения показателей результативности и несоблюдением "Графика мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе элементами реставрации, техническому перевооружению)", предусмотренных условиями заключенных соглашений, по КБК 004 2 19 25018 02 0000 150 "Возврат остатков субсидий на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" из бюджетов субъектов Российской Федерации", в том числе 9 653 958,83 (4 646 918,83 + 5 007 040,00) руб. за 2017 год.
В пункте 3 представления указано на нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (в редакции, действующей на момент совершения нарушения), пунктов 16, 17, 18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее - Правила от 30.09.2014 N 999). Департаментом не обеспечен возврат средств в федеральный бюджет в связи с невыполнением обязательств, предусмотренных условиями заключенных соглашений: - пунктом 4.3.2. Соглашения от 16.02.2017 N 082-07-913 за 2017 год, т.к. не обеспечен возврат средств в федеральный бюджет в размере 4 646 918,83 руб. в связи с недостижением значения показателей результативности использования субсидии "ввод в действие локальных водопроводов" и "ввод газовых распределительных сетей".
Департамент оспорил представление в указанной части.
При рассмотрении спора суды руководствовались положениями пункта 1 статьи 198, частей 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, из которых следует, что для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проведение проверки и выдачу представления суды признали законными, исходя из положений пункта 3 статьи 265, пунктов 1, 2 статьи 269.2, пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 66, 67 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092, которым утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила N 1092).
Судами применены пункт 1 статьи 132 БК РФ, содержащий понятие субсидии бюджетам Российской Федерации из федерального бюджета; подпункт 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, по которому получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; подпункт 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ об обеспечении результативности использования бюджетных средств главным распорядителем бюджетных средств; статья 34 БК РФ о принципе эффективности использования бюджетный средств. Также суды руководствовались понятием бюджетного нарушения, содержащимся в ст. 306.1 БК РФ.
Судами установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" распоряжениями Правительства Российской Федерации от 20.01.2017 N 49-р распределены субсидии, предоставляемые в 2017 году из федерального бюджета бюджету Курганской области на софинансирование расходных обязательств Курганской области, связанных с реализацией мероприятий по комплексному обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе развитие газификации и водоснабжения в сельской местности в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", в размере 56 239 000,00 рублей по разделу 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу 0502 "Коммунальное хозяйство", целевой статье 25 7 00 5018 "Субсидии на реализацию мероприятии федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", виду расхода 522 "Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности" в размере 56 239 000,00 рублей, в том числе на мероприятия по развитию газификации в сельской местности в размере 30 850 000,00 рублей, на мероприятия по развитию водоснабжения в сельской местности в размере 25 424 000,00 рублей.
Условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является в числе прочих условий заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (п. 3 ст. 132 БК РФ).
Из материалов дела следует, что в целях реализации мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 (далее - Программа), входящей в состав Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 в 2017 году между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Департаментом агропромышленного Курганской области заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 16.02.2017 N 082-07-913 (далее - Соглашение от 16.02.2017 N 082-07-913).
Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 1017 году бюджету Курганской области субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (Межбюджетные трансферты) (далее - субсидия, Программа) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 082, раздел 05, подраздел 02, целевая статья 2570050180, вид расходов 522 Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых представляется Субсидия согласно приложению N 1 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, утверждены постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 N 474 "О государственной Программе Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Согласно подпункту "б" пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, утвержденных Программой, предоставление субсидий из федерального бюджета на комплексное обустройство в 2017 году осуществлялось на условиях финансирования из регионального бюджета, доля которого составляла не менее 30% (за исключением высокодотационных субъектов Российской Федерации), а для высокодотационных субъектов Российской Федерации - не менее 5%. При этом субъект Российской Федерации вправе увеличить долю своих расходов в целях достижения показателей результативности использования субсидий согласно подпункту "в" настоящего пункта.
Объем средств субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Курганской области определен приложением N 1 к Соглашению 16.02.2017 N 082-07-913 и составлял 56 239 000,00 рублей (что составляет 100 процентов от объема средств, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.01.2017 N 49-р), в том числе: 1) на мероприятия по развитию газификации в сельской местности - 25 424 000,00 рублей; 2) на развитие водоснабжения в сельской местности - 30 815 000,00 рублей. В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения от 16.02.2017 N 082-07-913 предусмотрено, что общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Курганской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2017 году 111 745 300,00 рублей, в том числе: 1) на мероприятия по развитию газификации в сельской местности - 51 424 000,00 рублей; 2) на развитие водоснабжения в сельской местности - 60 326 938,14 рублей. Данный факт отражён в ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2017 год, утвержденной законом Курганской области от 28.12.2016 N 103 "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". В соответствии с Законом Курганской области от 27.06.2018 N 71 "Об исполнении областного бюджета за 2017 год" в 2017 году исполнение расходных обязательств Курганской области в рамках реализации мероприятий развития газификации и водоснабжения сельской местности составило 111 745 300,00 рублей, или 100 процентов от объема, предусмотренного соглашением от 16.02.2017 N 082-07-913, в том числе: 1) на мероприятия по развитию газификации в сельской местности - 51 424 000,00 рублей; 2) на развитие водоснабжения в сельской местности - 60 326 938,14 рублей.
В соответствии с п. 4.3.3. Соглашения от 16.02.2017 N 082-07-913, Департамент обязан обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением N 2 к Соглашению.
Приложением 2 к Соглашению, заключенному между Минсельхозом и Департаментом, в части мероприятия по развитию газификации в сельской местности установлен показатель результативности "ввод в действие распределительных газовых сетей" со значением показателя 41 километр.
Департаментом в свою очередь заключены Соглашения с администрациями районов (Далматовского, Каргапольского, Катайского, Шадринского, Шатровского)о предоставлении субсидий, по которым администрации: обязуются обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидий, установленных приложением 1 к соглашению (п. 2.2.5 Соглашений с администрациями); несут ответственность за достоверность представляемых Департаменту сведений и соблюдение условий предоставления субсидий (п. 2.2.8 соглашений с администрациями); в целях осуществления контроля за выполнением муниципальными образованиями обязательств, предусмотренных соглашениями, представляют в Департамент (п. 2.2.10 соглашений с администрациями): отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидий по форме согласно приложению N 10 к соглашениям (ежегодно до 1 января); отчет по форме федерального статистического наблюдения N 1-УРСТ "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (ежемесячно - до 1 числа).
Пунктом 3.4 Соглашений с администрациями районов установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, условиями соглашений.
Согласно представленным администрациями районов отчетов по форме, согласно приложению N 10 и форме N 1-УРСТ, показатели результативности "ввод в действие распределительных газовых сетей" установленные им на 2017 год были достигнуты.
Вместе с тем по итогам проверки УФК выявлено, что показатель "ввод в действие распределительных газовых сетей" в 2017 году выполнен не был.
В соответствии с абзацем 6 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, предусмотренными в Приказе Росстата от 11.11.2016 N 721 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством сельского хозяйства Российской Федерации федерального статистического наблюдения за ходом реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", установлено, что основанием для включения в статистический отчет сведений, указанных в форме, являются разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, оформленные в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (по строке 10 раздела 1 отражается информация о вводе в действие распределительных газовых сетей).
Пунктом "Важнейшие целевые индикаторы и показатели" и частью II федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598, в качестве показателя установлен именно ввод в действие распределительных газовых сетей.
Вывод УФК проверен судами, исходя из положений статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ.
В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство завершается получением застройщика разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта в полном объеме; осуществление строительства в соответствии с разрешением на строительство; соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом, выдавшим разрешение на строительство, и является основанием для постановки построенного объекта на государственный учет, а также для внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19.02.2015 г. N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Согласно пункту 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Пунктом 4 ст. 2 Закона Курганской области от 23.04.2014 N 23 "Об установлении на территории Курганской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство" установлено, что разрешение на строительство не требуется в случае строительства и (или) реконструкции газопроводов низкого давления до 0,003 мегапаскаля включительно от точки присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления жилых зданий.
В соответствии с подразделом 10.6 СП 62.13330.2011 "Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002", утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 780 (с Изменением N 1) (далее - Свод правил) приемка в эксплуатацию законченных строительством сетей газораспределения, газопотребления и объектов СУГ осуществляется в соответствии с установленным законодательством и может быть оформлена актом по форме, представленной в приложении Ж. Приложение Ж Свода правил - Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы.
При проведении проверки УФК по Курганской области установлено следующее.
Согласно данным отчета "Сведения о ходе реализации Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" за январь - декабрь 2017 года (форма N 1-УРСТ) достижение показателей результативности использования субсидии в 2017 году составило по мероприятию развитие газификации в сельской местности - ввод в действие распределительных газовых сетей отражен в количестве 64,29 километров, или 156,8 процентов от установленного соглашением.
Достижение показателя согласно данным отчета формы N 1-УРСТ: Администрацией Шадринского района отражен ввод газопровода "Сеть газораспределения в с. Песчанотаволжанское" протяженностью 6,34 километров. Фактически в 2017 году ввод в эксплуатацию сети газораспределения с. Песчанотаволжанское не осуществлялся. Согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов N 133 ввод объекта осуществлен 07.10.2019.
Администрацией Далматовского района отражен ввод газопровода "Сеть газораспределения в с. Пески" протяженностью 13,21 километров. Согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов N 5 ввод объекта осуществлен 12.03.2018.
Администрацией Каргапольского района отражен ввод газопроводов протяженностью 8,21 километров, в том числе: "Газоснабжение жилых домов в д. Мишагина" протяженностью 3,104 километров, фактически согласно данным Выписки из Единого реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости протяженность объекта 2,705 километров (3,104-2,705 =0,399). Согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов ввод объекта осуществлен 29.12.2017.
"Газоснабжение жилых домов в д. Нечунаева" протяженностью 5,076 километров, фактически согласно данным Выписки из Единого реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости протяженность объекта 4,49 километров. Согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов ввод объекта осуществлен 29.12.2017.
Администрацией Шатровского района отражен ввод газопроводов протяженностью 27,89 километров, в том числе: "Распределительный газопровод с. Спицыно" протяженностью 5,73 километров, фактически газопровод введен в эксплуатацию в 2018 году, что подтверждается данными бюджетного учета Администрации Спицинского сельсовета, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 02.04.2018 N 45-RU45521313-005-2018ю
"Сеть газораспределения д. Сопинина" протяженностью 3,96 километров, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 08.12.2017 N 45-RU45521313-03-2017.
"Сеть газораспределения д. Портнягино" протяженностью 3,05 километров; акт приемки законченного строительством объекта от 12.12.2017.
"Распределительные газовые сети с. Кодское" протяженностью 15,15 километров; акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 19.08.2019, акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 15.03.2019.
Администрацией Катайского района отражен ввод газопровода "Сеть газораспределения с. Лобаново" протяженностью 8,63 километров, фактически газопровод введен в эксплуатацию в 2018 году, что подтверждается данным бюджетного учета Администрации Катайского района. Департаментом представлены оборотно-сальдовые ведомости по счету 106.11 за 2015, 2016, 2017 и 2018 годы.
Таким образом, по результатам проверки, протяженность фактически введенных в действие сетей газораспределения в 2017 году составила 14,245 км.
По итогам проверки УФК установлено нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 4.3.3 Соглашения от 16.02.2017 N 082-07-913, выразившееся в недостижении значения показателя результативности, и осуществлён расчёт суммы, подлежащей возврату в соответствии с пунктами 16, 17, 18 Правил от 30.09.2014 N 999 из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет за нарушение обязательств по выполнению показателей результативности. В нарушение статей 130, 158 БК РФ, пункта 4.1.2 Соглашения от 16.02.2017 N 082-07-913 Департаментом в 2017 году не осуществлен текущий контроль за использованием органами местного самоуправления субсидий, предоставленных в 2017 году Минсельхозом России в соответствии с Соглашением от 16.02.2017 N 082-07-913, выразившейся необеспечении текущего контроля за достижением показателей результативности использования субсидии.
Департамент, как главный распорядитель бюджетных средств, надлежащий контроль за результативностью использования бюджетных средств получателями субсидии не осуществил; в нарушение п. 3 ст. 132 далее - БК РФ (в редакции действующей на момент совершения нарушения), пунктов 16, 17, 18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее - Правила от 30.09.2014 N 999), Департаментом не обеспечен возврат средств в федеральный бюджет, в связи с невыполнением обязательств, предусмотренных условиями заключенных соглашений: - пунктом 4.3.2. Соглашения от 16.02.2017 N 082-07-913 за 2017 год, не обеспечен возврат средств в федеральный бюджет в связи с не достижением значения показателей результативности использования субсидии "ввод в действие локальных водопроводов" и "ввод газовых распределительных сетей" в размере 4 646 918,83 рублей.
В части расчёта доводы заявителя кассационной жалобы основаны только на отрицании факта неисполнения спорного показателя, в связи с чем не свидетельствуют о необоснованности судебных актов.
Применение нормативных актов, на основании которых УФК сделаны выводы о подтверждении либо отсутствии подтверждения ввода объектов в действие (в эксплуатацию), и, соответственно, сделан расчёт фактического достижения показателя результативности использования субсидии суды признали правильным, исходя из установленных фактических обстоятельств. Судами исследована обоснованность выводов УФК в отношении всех проверенных объектов, и признан несостоятельным довод заявителя о несоблюдении единообразного подхода УФК по Курганской области к оценке и принятию в качестве доказательств выполнения показателя "ввод в действие распределительных газовых сетей". Судами дана оценка представленным при проверке документам, в том числе подтверждающим строительство в населённых пунктах как объектов, требующих получения разрешения на строительство, так и объектов, не требующих получения такого разрешения, что ведёт к применению различной нормативной базы; Также судами дана оценка применению УФК нормативной базы при анализе документов, подтверждающих постановку объекта на учёт в качестве основного средства.
В результате рассмотрения кассационной жалобы выводы судов признаны основанными на материалах дела, а применение судами норм права - правильным.
Нарушений норм права, являющихся основанием для отмены судебных актов в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 22.01.2021 по делу N А34-5073/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.