Екатеринбург |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А50-24830/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Лукьянова В.А., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.02.2021 по делу N А50-24830/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание).
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Реутова Е.В. (доверенность от 28.12.2020);
Частного учреждения дополнительного образования "Школа развития личности" (далее - заявитель, учреждение) - Красильникова И.В. (директор, паспорт), Микова М.И. (доверенность от 20.11.2020, диплом).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к инспекции о признании незаконными действий, выразившихся в направлении сообщения от 13.08.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 976).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, настаивая на правомерности своих действий в связи с отсутствием сведений о заявителе на 01.07.2020 в реестре, информация которого учитывались при рассмотрении вопроса о предоставлении субсидии.
По мнению налогового органа, на инспекцию не может быть возложена обязанность устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя, так как данное требование является неисполнимым, ввиду того, что контроль соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий получателям субсидий, установленных правилами, осуществляют Федеральное казначейство и уполномоченный орган государственного финансового контроля.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица 07.05.1998, впоследствии прошло 26.11.2002 перерегистрацию в налоговом органе; с 31.10.2017 основным видом его деятельности, по данным ЕГРЮЛ, является "образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки" (код ОКВЭД 85.41.9).
Как следует из пунктов 1.10, 2.1, 2.2 устава учреждения, оно создано в целях осуществления образовательной деятельности, направленной на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование предпосылок учебной деятельности и мотивации к саморазвитию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени; основной целью деятельности является осуществление образовательной деятельности, посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 11.05.2016 N 59Л01 0003285, выданной Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.
Для целей реализации права на получение мер государственной поддержки учреждением в налоговый орган представлено заявление от 16.07.2020 N 2 о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением N 976.
По результатам рассмотрения указанного заявления инспекцией в адрес учреждения направлено сообщение от 13.08.2020 об отказе в предоставлении субсидии.
Основанием для отказа послужило то, что учреждение по состоянию на 01.07.2020 не было включено в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 N 847 "О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 847).
Не согласившись с действиями инспекции по отказу в предоставлении субсидии, заявитель обжаловал их в вышестоящий налоговый орган.
Письмом Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 14.09.2020 N 23-11/15776@ жалоба учреждения на действия инспекции оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным отказом в представлении субсидий, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из того, что учреждением соблюдены все условия и требования для получения субсидии, предусмотренной Постановлением N 976.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Постановлением N 976 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила N 976).
Пунктом 1 Правил N 976 определено, что они устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункту 2 Правил N 976 субсидии предоставляются на основании реестра получателей субсидий для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой, по форме согласно приложению N 1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 этих Правил.
Пунктом 4 Правил N 976 закреплены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии, таковыми являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления;
б) включение получателя субсидии, относящегося к СОНКО, являющимся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 847 по состоянию на 1 июля 2020 года;
в) получатель субсидии не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц;
г) у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 976 для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 года (включительно).
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 Правил N 976, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации представляет в Федеральную налоговую службу в срок до 10.07.2020 перечень СОНКО, являющихся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, включенных по состоянию на 01.07.2020 в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии в числе прочих является нарушение условий включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, предусмотренных пунктами 3 и 4 этих Правил.
В Приложении N 3 к Правилам N 976 приведен Перечень отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, в котором в числе прочих значится такой вид экономической деятельности как "Образование дополнительное детей и взрослых", код по Общероссийскому классификатора видов экономической деятельности - 85.41.
Постановлением N 847 утверждено Положение о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Положение N 847), а также Минэкономразвития России определено уполномоченным органом по формированию и ведению данного реестра.
Как закреплено пунктом 2 Положения N 847, информацию в реестр представляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Министерство юстиции Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.06.2020 N 906 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций" утверждено Положение о реестре социально ориентированных некоммерческих организаций, а Минэкономразвития России определено уполномоченным органом по формированию и ведению данного реестра.
На основании пункта 3 данного Постановления Приказом Минэкономразвития России от 02.07.2020 N 386 утвержден действовавший в спорный период Порядок представления в Минэкономразвития России сведений для включения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Порядок N 386).
Пунктом 2 Порядка N 386 закреплялось, что СОНКО для включения в реестр должны соответствовать одному из следующих требований:
- СОНКО являлась получателем субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти или получателем субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и включена в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированных в соответствии со статьей 31.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- СОНКО в период с 1 января 2017 года по 1 апреля 2020 года являлась получателем грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);
- СОНКО состоит в реестре организаций - поставщиков социальных услуг, сформированном в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации");
- СОНКО получила статус социально ориентированной некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг в период с 1 января 2017 года до 1 апреля 2020 года.
Пунктом 10 Порядка N 386 закреплялось, что в 2020 году реестр формируется на основе данных, предоставленных органами власти и фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества, предоставленных в Минэкономразвития России по состоянию на 1 июля 2020 года.
Как установлено судами, учреждение имеет статус некоммерческой организации, основным видом его деятельности значится "Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки", код по ОКВЭД 85.41.9, образовательная деятельность осуществляется учреждением, в том числе на основании лицензии от 11.05.2016 N 59Л01 0003285, выданной Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.
Администрацией Губернатора Пермского края сформирован реестр СОНКО, получивших поддержку из консолидированного бюджета Пермского края в период с 2017 по 2019 годы, в указанный реестр учреждение включено под номером 408. Соответствующие сведения направлены в Министерство письмом губернатора Пермского края от 27.05.2020 N СЭД-01-67-2846.
05.06.2020 на сайте Минэкономразвития России (www.economy.gov.ru) в формате Excel опубликован реестр СОНКО для оказания мер поддержки в период распространения новой коронавирусной инфекции, в котором содержались сведения о заявителе, представленные уполномоченными органами: Министерством образования и науки Пермского края (порядковый номер в реестре 2449, номер реестровой записи 408); Фонд Президентских грантов (порядковый номер в реестре 2450, номер реестровой записи 5857).
Судами установлено, что фактически условия, предусмотренные Правилами N 976 для получения субсидии, заявителем были соблюдены.
Вместе с тем, как следует из представленных в дело документов и пояснений Министерства, сведения об учреждении для целей включения в реестр в соответствии с Положением N 847 в Министерство представлены Федеральной службой по надзору в сфере образования письмом от 27.07.2020 N 14-47 (после 01.07.2020).
Таким образом, учреждение, отвечающее всем критериям для целей включения в реестр, предусмотренный Положением N 847, в связи с процедурами межведомственного взаимодействия и временными интервалами информационного обмена, по объективным и не зависящим от него причинам, не было включено по состоянию на 01.07.2020 в отмеченный реестр.
Указанное обстоятельство обусловило отказ в предоставлении предусмотренной Правилами N 976 субсидии исключительно по формальным основаниям.
Как верно отмечено судами, последствия такой ошибки не могут приводить к нарушению прав учреждения на получение причитающейся ему субсидии.
Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемые действия налогового органа не соответствуют действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, заявленные учреждением требования правомерно удовлетворены судами.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 15.02.2021 по делу N А50-24830/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 Порядка N 386 закреплялось, что СОНКО для включения в реестр должны соответствовать одному из следующих требований:
- СОНКО являлась получателем субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти или получателем субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и включена в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированных в соответствии со статьей 31.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- СОНКО в период с 1 января 2017 года по 1 апреля 2020 года являлась получателем грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);
- СОНКО состоит в реестре организаций - поставщиков социальных услуг, сформированном в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации");
...
Пунктом 10 Порядка N 386 закреплялось, что в 2020 году реестр формируется на основе данных, предоставленных органами власти и фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества, предоставленных в Минэкономразвития России по состоянию на 1 июля 2020 года."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 августа 2021 г. N Ф09-5827/21 по делу N А50-24830/2020