Екатеринбург |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А60-58402/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, надзорный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2021 по делу N А60-58402/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления - Емалетдинов Е.Е. (доверенность от 10.08.2021 N 6);
Публичного акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" (далее - ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр", общество) - Черемисин А.С. (доверенность от 01.01.2021).
ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании недействительным пункта 1 предписания от 21.08.2020 N 04-197П, вынесенного Управлением.
Решением суда от 01.02.2021 заявленные требования удовлетворены, пункт 1 предписания от 21.08.2020 N 04-197П признан недействительным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Кассатор указывает, что общество нарушает сертификационные требования, предусмотренные Федеральными авиационными правилами "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки", поскольку при получении сертификата эксплуатанта представлен документ РОНО (Руководство по эксплуатации наземного обслуживания), в котором указано, что документом, регламентирующим выполнение работ по наземному обслуживанию воздушных судов является карта-наряд на наземное обслуживание (форма указана в приложении N 1); данная форма рекомендована Тюменским МТУ Росавиации ФАВТ в соответствии с Методическими рекомендациями, составленными с учетом требований документа Международной организации гражданской авиации (ИКАО), при этом представленная технологическая карта ООО "Воздушные ворота Северной Столицы" не является таковой. Настаивает на том, что форма карты-наряда на наземное обслуживание должна быть закреплена в договоре, заключенном с организацией, осуществляющей наземное обслуживание. Общество не представило ни одного документа под названием "карта-наряд" от ООО "Воздушные ворота Северной Столицы".
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения. При этом обращает внимание на формулировку вменяемого обществу нарушения изложенного в пункте 1 оспариваемого предписания, исходя из которой суды рассмотрении настоящий спор.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения от 03.08.2020 N СФ-133-р Управлением в отношении ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" проведена плановая выездная проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 21.08.2020 N 02-241А.
В целях устранения нарушений обществу выдано предписание от 21.08.2020N 04-197П.
В пункте 1 предписания отражено, что в нарушение требования приложения 1 части 1 - 03 Руководства по организации по наземному обслуживанию воздушных судов авиакомпании, карта-наряд наземное обслуживание используется форма, утвержденная ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы", производящей наземное обслуживание по договору, данное положение не оговорено в договоре. Нарушены пункты 51, 52 главы 7 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 13.08.2015 N 246, приложения 1 части 1 - 03 РОНО КД-РД-ВЗ.049-01.
Не согласившись с предписанием в части пункта 1, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела суды пришли к выводу о наличии совокупности оснований для признания предписания в оспариваемой части недействительным и удовлетворили заявленные требования.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, суд округа не находит оснований для их отмены.
Согласно части 1 статьи 198, статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 8, 61 Федерального закона от 19.03.1997 "Воздушный кодекс Российской Федерации" Приказом Минтранса России от 13.08.2015 N 246 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки" (далее - Правила N 246, Правила), которыми установлены порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки (далее - эксплуатант, сертификат эксплуатанта соответственно), требованиям федеральных авиационных правил, и требования к эксплуатанту.
Пунктом 18 Правил N 246 установлено, что заявитель (эксплуатант) разрабатывает, утверждает и внедряет в своей организации: руководство по производству полетов (далее - РПП); руководство по организации технического обслуживания (далее - РОТО); руководство по организации наземного обслуживания (далее - РОНО); внутренние нормативные документы, на которые делается ссылка в РПП.
Требования к организации наземного обслуживания предусмотрены разделом VII Правил N 246.
В силу пункта 51 Правил эксплуатант организует наземное обслуживание, необходимое для обеспечения вылета воздушного судна или завершения полета по прибытию в аэропорт, за исключением обслуживания воздушного движения и технического обслуживания, включающее обслуживание пассажиров, обработку багажа, груза и почты, обслуживание и загрузку воздушного судна, контроль загрузки, заправку топливом и анти/противообледенительную обработку воздушного судна. Предусмотренное данным пунктом наземное обслуживание осуществляется эксплуатантом самостоятельно или по договорам с организациями.
Таким образом, обязанностью эксплуатанта является организация наземного обслуживания воздушных судов - самостоятельно или на основании гражданско-правового договора.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом генерального директора ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" от 03.08.2017 N КП-99117 утверждена новая редакция РОНО, корпоративный нормативный документ "Системы менеджмента качества" КРД-В3.049-01.
Пунктом 18.3 указанного документа предусмотрено, что документом, подтверждающим выполнение работ по наземному обслуживанию воздушных судов, является карта-наряд на наземное обслуживание воздушного судна рекомендуемой формы.
При этом, как верно отмечено судами, в пунктах 51, 52 Правил N 246 не содержится императивного требования об утверждении в составе РОНО обязательной формы карты-наряда; иными нормативными актами определенная форма карты-наряда на наземное обслуживание не предусмотрена.
Рекомендации Тюменского МТУ Росавиации, на которые ссылается податель жалобы, носят рекомендательный характер.
Суды оценили содержание используемой обществом формы карты-наряда и рекомендуемой для использования в соответствии с Рекомендациями Тюменского МТУ Росавиации, и пришли к выводу, что несмотря на визуальное отличие рекомендуемой формы карты-наряда и используемой аэропортом технологической карты, их содержание идентично, оба документа содержат перечень оказанных при обслуживании услуг по наземному обслуживанию ВС и отметку о их сдаче представителю перевозчика.
При этом претензий к содержанию используемой технологической карты Управлением не предъявлено.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Действующее законодательство не содержит требований об обязательном оформлении в качестве приложения к договору на аэропортовое и наземное обслуживание форм документов, оформляемых при таком обслуживании.
Соглашение о наземном обслуживании, заключенное ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" заключено по рекомендуемой Международной ассоциацией воздушного транспорта форме (SGHA), в которой также отсутствует приложение, устанавливающее форму карты-наряда, и обязательства сторон использовать при обслуживании исключительно форму перевозчика.
Таким образом, использование карты-наряда по форме, разработанной обслуживающей организацией, допустимо и не противоречит требованиям нормативных актов.
Как верно отмечено судами, применительно к данному случаю, карта-наряд на наземное обслуживание, используемая ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" по своему содержанию полностью соответствует стандартным формам, которые могут использоваться согласно рекомендациям и правилам ИАТА и/или ИКАО, и/или согласно другим регламентирующим нормам, рекомендациям и правилам.
Таким образом, суды обоснованно признали незаконными оспариваемое предписание в части пункта 1 антимонопольного органа.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали материалы дела полно, всесторонне и объективно. Представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов не имеется.
Несогласие надзорного органа с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2021 по делу N А60-58402/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 предписания отражено, что в нарушение требования приложения 1 части 1 - 03 Руководства по организации по наземному обслуживанию воздушных судов авиакомпании, карта-наряд наземное обслуживание используется форма, утвержденная ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы", производящей наземное обслуживание по договору, данное положение не оговорено в договоре. Нарушены пункты 51, 52 главы 7 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 13.08.2015 N 246, приложения 1 части 1 - 03 РОНО КД-РД-ВЗ.049-01.
...
В соответствии со статьями 8, 61 Федерального закона от 19.03.1997 "Воздушный кодекс Российской Федерации" Приказом Минтранса России от 13.08.2015 N 246 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки" (далее - Правила N 246, Правила), которыми установлены порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки (далее - эксплуатант, сертификат эксплуатанта соответственно), требованиям федеральных авиационных правил, и требования к эксплуатанту.
...
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 августа 2021 г. N Ф09-5265/21 по делу N А60-58402/2020