Екатеринбург |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А60-28575/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, ПАО "Курганская генерирующая компания", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.03.2021 по делу N А60-28575/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по тому же делу.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Соловьева Ю.В. (доверенность от 31.12.2020);
Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН: 6671290250, ОГРН: 1096671008345; далее - Управление Ростехнадзора, надзорный орган, заинтересованное лицо) - Шагиахметова О.А. (доверенность от 20.12.2020).
ПАО "Курганская генерирующая компания" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Ростехнадзора о признании недействительным предписания от 06.03.2020 N А-331-387.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Кургана, общество с ограниченной ответственностью "Курганская ТЭЦ", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чистый дом", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соцгарантия", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Олимп", товарищество собственников недвижимости "16-2", общество с ограниченной ответственностью "Сервис", товарищество собственников недвижимости "16-8", товарищество собственников недвижимости "16-10", товарищество собственников недвижимости "16-11", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана "Детский сад N 142 "Веснушки", муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города кургана "Средняя общеобразовательная школа N 56", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие", общество с ограниченной ответственностью "Компаньон", муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города кургана "Гимназия N 19".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Курганская генерирующая компания" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы, приводя требования пункта 216 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - ОПО), на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 25.03.2014 N 116 (далее - Правила промышленной безопасности ОПО), настаивает на необоснованности обжалованного предписания надзорного органа, поскольку спорный трубопровод не относится к ОПО. В обоснование своей позиции Эксплуатирующая ОПО организация утверждает о том, что отнесение трубопровода к опасным производственным объектам осуществляется на основании рабочих параметров среды (давления и температуры), указанных в паспорте тепловой сети. По мнению общества "Курганская генерирующая компания", в проектной документации на магистральном трубопроводе изначально определены температурные параметры теплоносителя 115-70°С, указание на параметры 130-70°С относится к работе Курганской ТЭЦ-2, которые не были реализованы. Эксплуатирующая ОПО организация полагает, что попадание в магистральные трубопроводы тепловой сети теплоносителя температурой выше 115°С невозможно. Поскольку по теплосетям по пр. Первомайский - ул. Витебского транспортируется горячая вода с температурой до 115 C, следовательно, не требуется получение разрешения на строительство этой сети и проведение экспертизы проектной документации. Общество в жалобе ссылается на неисполнимость предписания в отношении тепловой сети по пр. Первомайскому - ул. Витебского, поскольку в предписании указан диаметр трубопровода, не соответствующий фактическому диаметру тепловой сети.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Ростехнадзора указало на то, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций являются законными и обоснованными, отмене или изменению не подлежат.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела Управлением Ростехнадзора на основании распоряжения от 12.02.2020 N РП-331-387-о в период с 27.02.2020 по 06.03.2020 проведена внеплановая выездная проверка выполнения предписания от 18.04.2018 N К-518, выданного ПАО "Курганская генерирующая компания".
В ходе проверки Управлением Ростехнадзора установлены нарушения требований части 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), пункта 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371, пунктов 2, 3, 204 (б), 206, 207, 208, 209, 214, 216 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116, пунктов 3, 6, 7, 8, 11 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495, что выразилось в непостановке на регистрационный учет (не зарегистрированы) в территориальном органе Ростехнадзора опасных производственных объектов: магистральный трубопровод по ул. Фарафонова - ул. Илизарова, магистральный трубопровод сетевой воды тепловой сети по пр. Первомайский - ул. Витебского в г. Кургане; отсутствуют паспорта трубопровода, документы о надлежащем вводе трубопроводов в эксплуатацию, в государственном реестре опасных производственных объектов отсутствуют сведения о трубопроводе.
Результаты проверки отражены в акте N А-331-387, в котором зафиксировано, что нарушения, указанные в пунктах 1 и 2 предписания от 18.04.2018 N К-518 не устранены. Обществу выдано предписание от 06.03.2020 N А-331-387, которым обществу предписано в срок до 08.06.2020 устранить выявленные нарушения.
ПАО "Курганская генерирующая компания, полагая, что обжалуемое предписание не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы при осуществлении экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
В силу части 2 статьи 2 Закона о промышленной безопасности ОПО опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 217 Правил промышленной безопасности ОПО опасные производственные объекты, на которых используется оборудование под давлением, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации ОПО для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект. Организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.
Согласно пунктам 3, 6 - 8, 11 Требований к регистрации ОПО данные требования обязательны для выполнения всеми организациями, эксплуатирующими ОПО. Отнесение объектов к ОПО осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с названными Требованиями. При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории ОПО. При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ, в том числе проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии), технологических регламентов, спецификации установленного оборудования, документации на технические устройства, используемые на объекте. По результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает ОПО типовое наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением N 1 к Требованиям к регистрации ОПО.
На основании пункта 12 названных Требований правильность идентификации объекта проверяется Ростехнадзором при его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией. Регистрация объекта в государственном реестре ОПО осуществляется Ростехнадзором на основании заявления эксплуатирующей организации и документов, указанных в пункте 14 Требований к регистрации ОПО.
Федеральным законом N 116-ФЗ определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 названногоо Федерального закона.
Из материалов дела следует, что основанием для вынесения оспариваемого предписания послужил вывод Управления Ростехнадзора о том, что обществом не поставлены на регистрационный учет (не зарегистрированы) в территориальном органе Ростехнадзора: магистральный трубопровод по ул. Фарафонова - ул. Илизарова; магистральный трубопровод сетевой воды тепловой сети по пр. Первомайский-ул. Витебского в г. Кургане; отсутствуют паспорта трубопровода, документы о надлежащем вводе трубопроводов в эксплуатацию, в государственном реестре опасных производственных объектов отсутствуют сведения о трубопроводе.
Ранее, 18.04.2020 Управлением Ростехнадзора обществу было выдано предписание N К-518 аналогичного по содержанию предписанию от 18.04.2018 N К-518, оспариваемому в рамках настоящего дела. При проведении внеплановой проверки исполнения предписания N К-518 от 18.04.2018 установлено, что данное предписание обществом не исполнено.
В качестве правовых основания для вынесения предписания от 06.03.2020 N П-331-387 указаны пункт 5 статьи 2, пункт 1 статьи 9.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункт 5 Правил регистрации в государственной реестре опасных производственных объектов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371, пункты 2, 3, 204 (б), 206, 207, 208, 209, 214, 216 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116, пункты 3, 6, 7, 8, 11 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495.
Проверяя законность оспариваемого предписания, установив, что эксплуатируемые заявителем магистральные трубопроводы обладают признаками опасности - избыточным давлением (более 0,07 мегапаскаля) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, и должны быть по заявлению заявителя постановлены на учет в территориальном органе Ростехнадзора в соответствии с Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов; зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Приложения N 1 Федерального закона N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.
Согласно пункту 5 приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности:
1) III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;
2) IV класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Требования промышленной безопасности к объектам, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудований работающее под избыточным давлением", утвержденными приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 (далее - Правила N 116).
Как указано в подп. "б" пункта 2 Правил N 116, действие Правил направлено на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C).
В связи с этим учету в органах Ростехнадзора подлежат трубопроводы тепловых сетей в составе опасных производственных объектов III класса опасности, имеющих признак опасности, указанный в подп. "б" пункта 2 настоящих Правил - на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением воды более 0,07 мегапаскаля (МПа) при температуре более 115 градусов Цельсия (°C).
В силу подпункта "в" пункта 216 Правил N 116 для постановки на учет оборудования под давлением эксплуатирующая это оборудование организация представляет в территориальный орган Ростехнадзора краткие сведения о подлежащем учету оборудовании, указанные в паспорте, в том числе основные технические характеристики, расчетные и рабочие (максимальные, номинальные, минимальные) параметры и условия работы оборудования, сведения о рабочей среде, расчетный срок службы, расчетный ресурс (для трубопроводов, котлов и их основных частей), расчетное количество пусков (для трубопроводов и котлов), максимальное количество циклов работы (если установлено) сосуда или заправок баллонов.
Согласно пункту 217 Правил N 116 опасные производственные объекты, на которых используется оборудование под давлением, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
В соответствии с пунктом 5 упомянутых Правил, для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект; организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.
Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Требования к регистрации ОПО), которые обязательны для выполнения всеми юридическими лицами вне зависимости от их организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация).
Согласно пунктам 3, 6 - 8, 11 Требований к регистрации ОПО, настоящие требования обязательны для выполнения всеми организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты (п. 3); отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с настоящими Требованиями (п. 6); при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов (п. 7); при проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ в том числе проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии); технологических регламентов, спецификации установленного оборудования, документации на технические устройства, используемые на объекте (п. 8); по результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением N 1 к настоящим Требованиям (п. 11).
Правильность идентификации объекта проверяется Ростехнадзором при его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией (пункт 12 Требований).
Регистрация объекта в государственном реестре опасных производственных объектов осуществляется Ростехнадзором на основании заявления эксплуатирующей организации и документов, указанных в пункте 14 Требований. Это в том числе документы, которые содержат сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект и заполненные на основании документов, приведенных в пункте 8 Требований, и иные документы, содержащие данные: - подп. 1 (и): краткая характеристика опасности опасного производственного объекта; подп. 1 (к): наименование, регистрационные или учетные номера оборудования под давлением, подлежащего учету в Ростехнадзоре; подп. 1 (л): проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию; - подп. 4: документы, которые содержат текстовую часть подраздела "Технологические решения" проектной документации на опасные производственные объекты капитального строительства с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы сооружения на опасном производственном объекте.
В пункте 20 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" схема теплоснабжения определена как документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера. Соответственно схема теплоснабжения не отменяет требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности к опасным производственным объектам: к источникам тепловой энергии централизованной системы теплоснабжения г. Кургана (ТЭЦ-1 с проектным температурным графиком тепловой сети 150-70 °C, ТЭЦ-2 с проектным температурным графиком тепловой сети 130-70 °C).
Поскольку Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, устанавливают характеристики теплоносителя в целях коммерческого учета теплоносителя и качества теплоснабжения, но не в целях обеспечения безопасной эксплуатации объектов, понятие "срезки" не применимо в сфере промышленной безопасности.
Таким образом, схема теплоснабжения не может быть документом, определяющим технические характеристики объекта в целях его идентификации как опасного производственного объекта.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что в соответствии с заключением экспертизы параметры теплоносителя в проектируемой магистрали составляют 70-130 °C. Спорный трубопровод присоединен к существующему трубопроводу Курганской ТЭЦ-2, принадлежащему ООО "Курганская ТЭЦ", без каких-либо изменяющих параметры теплоносителя установок и с параметрами теплоносителя на выходе с Курганской ТЭЦ-2 70-130 °C. Данный трубопровод в качестве технического устройства (Участок трубопровода сетевой воды) включен в состав опасного производственного объекта ООО "Курганская ТЭЦ" (Площадка главного корпуса ТЭЦ, свидетельство о регистрации А 55-03996 от 19.01.2015).
Граница балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности ПАО "Курганская генерирующая компания" и ООО "Курганская ТЭЦ" установлены договором N КГК-2332 от 01.07.2013. В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности (приложение 1 к договору) границей балансовой принадлежности тепловых сетей является ограждение территории ООО "Курганская ТЭЦ".
Эксплуатационной зоной ответственности ООО "Курганская ТЭЦ" являются трубопроводы тепловых сетей, источники тепловой энергии, находящиеся на территории ООО "Курганская ТЭЦ", эксплуатационной зоной ответственности ПАО "КГК" являются трубопроводы тепловых сетей и прочее оборудование, расположенное за ограждением территории ООО "Курганская ТЭЦ".
Общество "Курганская ТЭЦ" обращалось 15.03.2019, 05.10.2020, 07.12.2020 в Управление Ростехнадзора с заявлением об исключении из состава ОПО участка трубопровода сетевой воды после узла смешения сетевой воды, однако уведомлениями от 28.03.2019, 12.10.2020, 10.12.2020 Управление Ростехнадзора отказало в предоставлении государственной услуги и возвратило документы в связи с тем, что утрата признаков опасности отсутствует. В составе ОПО "Площадка главного корпуса" общества "Курганская ТЭЦ" до настоящего времени зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов подающий трубопровод сетевой воды с температурой свыше 115 °C (150-70 °C).
Судами установлено, что ООО "Курганская ТЭЦ" пыталось организовать техническое перевооружение ТЭЦ-2 для понижения температуры теплоносителя в сетевом трубопроводе. Однако заключением экспертизы промышленной безопасности от 05.02.2020 установлено, что данными изменениями признаки опасности объекта не устранены, изменения проектного графика отпуска тепловой энергии соответствуют требованиям.
Автоматический узел смешивания сетевой воды ООО "Курганская ТЭЦ" не введен в эксплуатацию.
При работе комиссии по допуску в эксплуатацию реконструированного трубопровода 30.03.2020 в нарушение пункта 203 Правил N 116, а также пункта 2.3.1 инструкции по эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды ИЭ 09 N 6, утвержденной обществом "Курганская ТЭЦ" 21.12.2018 N 432-1-кт, до начала пуска в работу после монтажа трубопровода не было проведено комплексное опробование.
В пункте 1.2 инструкции по эксплуатации трубопроводов указано, что она устанавливает требования по подготовительным и пусковым операциям. Пункт 2.3 инструкции посвящен подготовке трубопроводов к пуску. В соответствии с пунктом 2.3.5 инструкции проверка готовности трубопроводов к пуску в работу после реконструкции проводится комиссией с участием представителя Ростехнадзора. До начала пуска в работу после монтажа трубопровода должны быть выполнены в том числе работы по комплексному опробованию, которые не проведены до настоящего времени.
Декларация от 02.09.2020 соответствия арматуры оборудования ТЭЦ-2 требованиям технического регламента Таможенного союза 032/2013 "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" отсутствовала на момент работы комиссии по вводу в эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением (акт готовности ООО Курганская ТЭЦ" от 30.03.2020 с особым мнением инспектора).
Представленная обществом декларация от 02.09.2020, в которой указано, что клапан регулирующий может применяться не только на газовом оборудовании, но и на оборудовании для работы с жидкостями, правомерно признана не имеющей значения, поскольку источники тепла на Курганской ТЭЦ-2 и подающий трубопровод сетевой воды, соединенные со спорными магистральными трубопроводами, (как и источники тепла и подающие трубопроводы на Курганской ТЭЦ-1) поставлены на учет в Управлении Ростехнадзора и зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов с проектными значениями температуры свыше 115 °C.
Кроме того, апелляционным судом был рассмотрен довод заявителя о том, что проектные организации в декабре 2018 года изменили показатели параметров теплоносителя в проектной документации магистрального трубопровода по ул. Фарафонова - Илизарова, понизили температуру теплоносителя до 115 °C.
Корректировка проекта осуществлялась ПК "Головной проектный институт "Челябгражданпроект" на основании технических условий N 5500, 5501, в которых заказчик (ООО "Курганская генерирующая компания") на основании схемы теплоснабжения указывает температуру теплоносителя в подающем трубопроводе 115 °C со срезкой на 100 °C.
В проектной документации "Объект капитального строительства "Магистральная тепловая сеть 20630 ул. Фарафонова-Илизарова в пос. Заозерный города Кургана" 080-20-18 ОБ в разделе 1 "Основные параметры и характеристики материалов и оборудования" указано, что при проектировании учтены требования СП 124.13330.2012 Тепловые сети.
Между тем, проектировщиком нарушены требования подп. "б" пункта 10.6, пункта 10.7 СП 124.13330.2012 Тепловые сети: температура теплоносителя в корректировке проектной документации магистрального трубопровода по ул. Фарафонова - Илизарова понижена со 130 °C до 115 °C без учета температуры источников тепла (150 °C на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2) и температуры теплоносителя в подающих трубопроводах (150 °C на ТЭЦ-1 и 130 °C на ТЭЦ-2).
Таким образом, экспертное заключение корректировки проекта 2020 года не подтверждает пониженные обществом до 115° параметры теплоносителя, поскольку составлено с нарушением требований СП 124.13330.2012 Тепловые сети.
Первоначально установленные показатели функционирования объекта магистрального трубопровода по ул. Фарафонова - Илизарова (температура теплоносителя выше 115 °C) соответствовали требованиям промышленной безопасности. Магистральный трубопровод обладает признаками опасности - избыточное давление (более 0,07 мегапаскаля) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия (подп. "б" пункта 2 Приложения 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.
Магистральный трубопровод сетевой воды централизованной системы теплоснабжения г. Кургана на ул. Фарафонова-Илизарова является опасным производственным объектом в соответствии с проектной документацией, экспертным заключением и в связи с тем, что от источника тепла Курганской ТЭЦ-2, к которому он присоединен, в него поступает теплоноситель с температурой 130-70 °C.
Общество также указывает на то, что магистральный трубопровод по пр. Первомайскому - ул. Витебского с диаметром 530 и 325 мм не существует.
В ходе проверки общество представило проект "Строительство магистральных трубопроводов теплосети по пр. Первомайский-ул. Витебского", Общая пояснительная записка 2015-19-ОПЗ, Технологическая часть 2015.19-ТС, разработанный в 2015 году. Согласно проекту точка врезки трубопровода по пр. Первомайскому-ул. Витебского - та же самая тепловая камера ТК-512 на тепломагистрали, идущей от ТЭЦ-2, но параметры теплоносителя уже иные - 115-70 °C, несмотря на то, что от источников теплоэнергии ТЭЦ-2 в тепломагистраль поступает теплоноситель с проектными параметрами 130-70 °C.
Поскольку магистральный трубопровод по пр. Первомайскому - ул. Витебского относится к опасным производственным объектам, необходима экспертиза проектной документации и получение разрешения на строительство.
Экспертное заключение на проектную документацию отсутствует в нарушение части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Магистральный трубопровод по пр. Первомайскому - ул. Витебского является опасным производственным объектом, независимо от разночтений диаметров труб, поскольку от источника тепла Курганской ТЭЦ-2, к которому он присоединен, в него поступает теплоноситель с температурой 130 °C.
Идентификация трубопровода в силу пункта 8 Требований, утвержденных приказом Ростехнадзора N 495, подп. "г" пункта 216 Правил N 116 осуществляется на основании соответствующего требованиям градостроительного законодательства проекта и паспорта трубопровода.
Из обстоятельств дела следует, что общество не отрицает отсутствие паспортов на спорные трубопроводы, не отрицает, что трубопроводы не поставлены на учет в Ростехнадзоре, что сведения о них отсутствуют в государственном реестре опасных производственных объектов.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их в порядке ст. 71 АПК РФ, руководствуясь положениями вышеназванных норм права, учитывая, что идентификация объекта согласно пп. 1 (л) и пп. 4 п. 14 Требований N 495 осуществляется на основании проектных (эксплуатационных) характеристик и документов, суды из проектной документации на спорные трубопроводы и заключения экспертизы проектов установили, что параметры теплоносителя в трубопроводах составляют 130-70 °C.
Возражая против доводов общества о несоответствии проектируемых температурных параметров теплосети действительности, Управление правомерно исходит из того, что при вводе теплотрассы в эксплуатацию температура фактическая была принята соответствующей проектируемой (130-70 °C), что подтверждается актами приемки законченного строительством объекта (том дела 8).
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих об отсутствии у подателя жалобы законных оснований для неисполнения обжалованного предписания, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание Уральского управления Ростехнадзора является правомерным, вынесенным уполномоченным на то органом, поскольку при осуществлении деятельности Эксплуатирующей ОПО организацией допущены нарушения положений законодательства Российской Федерации в сфере промышленной безопасности, в частности, Закона о промышленной безопасности ОПО, Правил регистрации ОПО, Правил промышленной безопасности ОПО. Подателем жалобы в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный факт не опровергнут.
Суды первой и апелляционной инстанций, основываясь на положениях законодательства Российской Федерации, отклоняя соответствующие доводы подателя жалобы, справедливо соглашаясь с выводами надзорного органа, обоснованно указали на то, что идентификация объекта согласно подпунктам 1 (л), 4 пункта 14 Требований к регистрации ОПО осуществляется на основании проектных (эксплуатационных) характеристик и документов. При этом судами верно отмечено то, что из проектной документации на спорные трубопроводы и заключения экспертизы проектов установлено, что параметры теплоносителя в трубопроводах составляют 130-70°С, при вводе теплотрассы в эксплуатацию температура фактическая была принята соответствующей проектируемой (130-70°С), что подтверждается актами приемки законченного строительством объекта. Судами также правомерно указано на отсутствие оснований для определения рабочих параметров трубопроводов по Схеме теплоснабжения, утвержденной постановлением Администрации города Кургана от 31.03.2015 N 2953 (температурный график регулирования отпуска тепловой энергии 115-70°С со срезкой на 110°С) со ссылкой на указанные нормы названных Требований, а также на пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", на Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034.
Аргументы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию её подателя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и судебной оценкой доказательств, оснований для изменения которой кассационный суд в рассматриваемом случае не усматривает. Несогласие с результатом проверки и выводами проверяющих, само по себе, не подтверждает позицию общества "Курганская генерирующая компания" о незаконности обжалованного предписания заинтересованного лица, поскольку материалы дела подтверждают принятие надзорным органом действий (мер реагирования по вопросам обеспечения промышленной безопасности) по осуществлению возложенных на него полномочий, оспоренное предписание выдано на основании установленных нарушений законодательства Российской Федерации в указанной сфере.
Кроме того, суд кассационной инстанции учитывает, что Определением Верховного Суда Российской Федерации N 309-ЭС20-7373 от 01.06.2020 по делу N А60-23590/2019 заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании недействительным предписания Управления Ростехнадзора от 18.04.2018 N К-518.
Все аргументы Эксплуатирующей ОПО организации, приведённые в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку иное толкование заявителем норм права не свидетельствует о нарушении их судами и не влияет на законность обжалуемых судебных актов. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.03.2021 по делу N А60-28575/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Аргументы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию её подателя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и судебной оценкой доказательств, оснований для изменения которой кассационный суд в рассматриваемом случае не усматривает. Несогласие с результатом проверки и выводами проверяющих, само по себе, не подтверждает позицию общества "Курганская генерирующая компания" о незаконности обжалованного предписания заинтересованного лица, поскольку материалы дела подтверждают принятие надзорным органом действий (мер реагирования по вопросам обеспечения промышленной безопасности) по осуществлению возложенных на него полномочий, оспоренное предписание выдано на основании установленных нарушений законодательства Российской Федерации в указанной сфере.
Кроме того, суд кассационной инстанции учитывает, что Определением Верховного Суда Российской Федерации N 309-ЭС20-7373 от 01.06.2020 по делу N А60-23590/2019 заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании недействительным предписания Управления Ростехнадзора от 18.04.2018 N К-518."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 сентября 2021 г. N Ф09-5846/21 по делу N А60-28575/2020