Екатеринбург |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А07-14139/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Вдовина Ю.В., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Зирганская машинно-технологическая станция" (далее - ОАО "Зирганская МТС", заявитель) в лице конкурсного управляющего Кусова Р.М. на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2021 по делу N А07-14139/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседании) приняли участие представители:
ОАО "Зирганская МТС" - Мансуров А.Р. (доверенность от 22.06.2021, паспорт, диплом);
Ахияртдиновой Зайтуны Аскатовны (далее - Ахияртдинова З.А.) - Газизова А.Р. (доверенность от 07.12.2020, паспорт, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Зирганский элеватор" (далее - ООО "Зирганский элеватор") - Бикмухаметов Р.С. (доверенность от 29.09.2020, паспорт, диплом).
Ахияртдинова З.А., ООО "Зирганский элеватор", ОАО "Зигранская МТС" обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы (далее - управление, антимонопольный орган) по Республике Башкортостан о признании недействительным решения от 15.06.2020 N ТО 002/01/17-2289/2019.
Определениями от 20.08.2020, от 23.09.2020 дела N А07-14139/2020, N А07-15180/2020 и N А07-19226/2020 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, делу присвоен номер N А07-14139/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Аукционная компания "Башкортостан" (далее - ООО "Аукционная компания "Башкортостан"), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущества РБ), индивидуальный предприниматель Глава КФХ Масагутов А.Р., общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Идель", Администрация муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан, открытое акционерное общество "Чишминское" (далее - ОАО "Чишминское").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2021 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение управления признано недействительным, как несоответствующее Федеральному закону N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В удовлетворении заявленных требований ООО "Зирганский элеватор", ОАО "Зирганская МТС" о признании недействительным решения управления от 15.06.2020 N ТО 002/01/17-2289/2019 отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ОАО "Зирганская МТС" просит в кассационной жалобе указанные судебные акты отменить, признать недействительным решение управления от 15.06.2020 N ТО 002701/17-2289/2019 в части установления из материалов дела обстоятельств, когда ООО "Зирганский элеватор" 16.10.2018 предложена наибольшая цена среди других участников торгов, оно признано победителем торгов. Предложение АО "Чишминское" поступило позже предложения ООО "Зирганский элеватор". В этой связи комиссия не усматривает признаки антиконкурентного соглашения в действиях ООО "Аукционная компания "Башкортостан". Комиссия считает недоказанным, что названные выше действия арбитражного управляющего Ахияртдиновой З.А. являются следствием заключения антиконкурентного соглашения с ООО "Зирганский элеватор.
Заявитель в жалобе выражает несогласие с выводом судов о преюдициальном значении для рассматриваемого спора выводов судов, сделанных в судебных актах по делу N А07-7986/2014, поскольку установленная арбитражным судом при рассмотрении дела N А07-7986/2014 недоказанность согласованности действий группы лиц не является преюдициальным обстоятельством по отношению к событию нарушения антимонопольного законодательства при рассмотрении дела N А07-14139/2020 об оспаривании решения антимонопольного органа, в связи с наличием дополнительных документов, представленным на запросы управления (письма администраций районов и Комитета по управлению собственностью МЗИО Республики Башкортостан по Кугарчинскому району, письма администраций районов в ответ на запрос управления о предоставлении статистической отчетности по сельско-хозяйственным производителям). Считает, что данные документы устанавливают и доказывают признаки антиконкурентного соглашения в действиях ООО "Аукционная компания "Башкортостан"; также в действиях Ахияртдиновой З.А. - вследствие заключения антиконкурентного соглашения с ООО "Зирганский элеватор".
ОАО "Зирганская МТС" в кассационной жалобе приводит довод о том, что судами не принят во внимание довод об аффилированности (заинтересованности) лиц, способствовавших заключению соглашения, ограничивающего конкуренции, именно: ООО "Стройресурс"; ООО "Зирганский элеватор"; ООО "Аукционная компания "Башкортостан"; ООО "Аврора плюс"; ООО "Мелеузовский элеватор", сделав при этом ошибочный вывод, что наличие такой заинтересованности не повлекло создание антиконкурентного соглашения. Между тем в рамках дела N А07-7986/2014 суд апелляционной инстанции установил наличие признаков заинтересованности между бывшим конкурсным управляющие ОАО "Зирганская МТС" Ахияртдиновой З.А., ООО "Аукционная компания "Башкортостан" и ООО "Зирганский элеватор". Заявитель в жалобе приводит обстоятельства, которые, как он полагает, подтверждают факт наличия антиконкурентного сговора. Отмечает, что бывший руководитель ОАО "Зирганская МТС" Махиянов Р.З. при полном отсутствии экономической целесообразности произвел отчуждение части недвижимого имущества элеватора, в результате которого нормальное осуществление деятельности по приему и хранению зерно-продуктов без спорных объектов невозможно. В этой связи ОАО "Чишминское" приняло участие в торгах на этапе со значительным снижением цены, поскольку требуются дополнительные расходы на строительство аналогичных объектов, реализованных Махияновым Р.З. Вновь созданным обществом - ООО "Зирганский элеватор" с 15.04.2016 получен полный контроль за активами элеваторного комплекса и оно стало осуществлять деятельность по хранению зерна на территории активов ОАО "Зирганская МТС" в период с апреля 2016 года по ноябрь 2018 года, что, по мнению заявителя, являлось составной частью схемы введения в имущественный оборот контролируемого юридического лица с целью формирования выручки и финансовых показателей как сельхозтоваропроизводителя для последующего выкупа в собственность элеваторного комплекса. Указывает, что по договору купли-продажи в собственность ООО "Зирганский элеватор" 20.08.2018 перешла ранее отчужденная в пользу ООО "Аврора плюс" часть неделимого недвижимого имущества элеватора. Приобретя его у последнего, ООО "Зирганский элеватор" становится обладателем конкурентного преимущества перед потенциальными покупателями. Полагает, что названные выше действия привели к обстоятельствам, способствующим ограничению конкуренции и ограничению количества потенциальных покупателей, в итоге сформировали пониженный спрос на имущество и искусственное занижение его цены.
Заявитель жалобы считает, что факт владения земельным участком для ООО "Зирганский элеватор" (договор субаренды) не свидетельствует о том, что правообладатель земли является лицом, имеющим преимущественное право приобретения имущества должника-сельскохозяйственной организации.
ОАО "Зирганская МТС" в жалобе настаивает на том, что заключительной стадией антиконкурентного соглашения в отношении комплекса элеватора является заключение 16.10.2018 договора купли-продажи между Ахияртдиновой З.А. и ООО "Зирганский элеватор" по результатам торгов в отношении элеваторного комплекса в нарушение статьи 179 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве). Победителем торгов в форме публичного предложения по лоту N 47 - элеваторный комплекс, расположенный по адресу Республика Башкортостан, Мелеузовский район, п. Зирган, ул. Гагарина, д. 1, в соответствии с протоколом о результатах торгов от 16.10.2018 определено ООО "Зирганский элеватор". В соответствии с отчетом об оценке от 30.06.2017 N 131/17 ООО "Оценочная компания "Стандарт" имущество оценено в сумме 354 790 000 руб. и реализовано за 92 650 000 руб. В этот же день (16.10.2018) между конкурсным управляющим Ахияртдиновой З.А. и ООО "Зирганский элеватор" заключен договор купли-продажи лота N 47.
Заявитель в кассационной жалобе указывает на то, что конкурсный управляющий Ахияртдинова З.А., Союз арбитражных управляющих "Саморегулируемая организация "Северная Столица" (представитель в Республике Башкортостан Ахметов У.А.), ООО "Зирганский элеватор" (Рамазанов М.Р., Сабашев P.P.), ООО "Аукционная компания "Башкортостан" (Бабенышев К.В., Рамазанов М.Р.), ООО "Аврора плюс" (Даянова Т.Д., Бабенышев К.В.), ООО "Мелеузовский элеватор" (Даянова Т.Д., Мухамедьянов Н.Ф.) являются заинтересованными лицами по продаже имущественного комплекса Зирганского элеватора именно в пользу ООО "Зирганский элеватор", а не какому-либо иному лицу, в том числе, обладающим преимущественным правом приобретения имущества должника в соответствии с положениями ст. 179 Закона о банкротстве.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "Зирганский элеватор" и Ахияртдинова З.А. указывают, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступило обращение Минземимущества РБ от 09.08.2019 N 12536 с жалобой на действия по организации и проведению реализации имущества АО "Зирганская МТС", способствовавшие заключению соглашения, ограничивающего конкуренцию.
Согласно представленных Министерством документов и сведений, на основании приказа от 09.09.2020 N 314 управлением возбуждено дело N ТО 002/01/17-2289/2019 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, где 19.02.2020 комиссией антимонопольного органа принято заключение по делу N ТО 002/01/172289/2019 об обстоятельствах нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов по лоту N 47 по продаже имущества АО "Зирганская МТС".
По результатам рассмотрения дела, антимонопольным органом вынесено решение от 15.06.2020 по делу N ТО 002/01/17-2289/2019, согласно которому Ахияртдиновой З.А вменяется нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, ввиду несоблюдения порядка определения победителя торгов, выразившегося в заключении Ахияртдиновой З.А. 16.10.2018 договора с ООО "Зирганский элеватор" - в день объявления его победителем, не подтвердившего статус занимающегося производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, а также владельца земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку должника, что привело к нарушению части 3 статьи 179 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Названным решением управлением отклонены доводы о наличии в действиях ООО "Аукционная компания "Башкортостан" признаков антиконкурентного соглашения с ООО "Зирагнский элеватор", Ахияртдиновой З.А.; нарушения, допущенные Ахияртдиновой З.А., являются следствием заключенного антиконкурентного соглашения с ООО "Зирганский элеватор".
Полагая, что указанное решение является недействительным, нарушает права и законные интересы, Ахияртдинова З.А., ООО "Зирганский элеватор" и ОАО "Зирганская МТС" обратились в суд с заявлениями о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования Ахияртдиновой З.А., суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности антимонопольным органом нарушения Ахияртдиновой З.А. части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований ООО "Зирганский элеватор" и ОАО "Зигранская МТС", суд первой инстанции исходил из того, что доводы ОАО "Зирганская МТС" являлись предметом оценки судов по делу N А07-7986/2014; в рамках рассматриваемого спора данными заявителями не доказано нарушение их прав и законных интересов оспариваемым решением управления.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признал их обоснованными, оставив судебный акт суда первой инстанции без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возложена на принявший его орган (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено данным законом.
Исходя из изложенного, антимонопольный орган должен доказать, что вменяемые организатору торгов действия привели (могли привести) к созданию участнику (участникам) закупки преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации.
В силу части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение правил, установленных этой статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Судами из материалов дела установлено, что комиссией антимонопольного органа 19.02.2020 принято по делу N ТО 002/01/172289/2019 заключение об обстоятельствах нарушения при проведении торгов по лоту N 47 по продаже имущества АО "Зирганская МТС" статьи 17 Закона о защите конкуренции и вынесено решение от 15.06.2020 по делу N ТО 002/01/17-2289/2019, согласно которому действия арбитражного управляющего Ахияртдиновой З.А. привели к нарушению порядка определения победителя торгов и не соответствуют части 3 статьи 179 Закона о банкротстве.
Судами при рассмотрении спора установлено, что наличие заинтересованности Ахияртдиновой З.А. по отношению к ООО "Аукционная компания "Башкортостан" и ООО "Зирагнский элеватор" проверено в рамках дела N А07-7986/2014 и не было установлено.
Суды правомерно признали вступившие в законную силу судебные акты, принятые в результате рассмотрения дела N А07-7986/2014, преюдициальными для рассматриваемого дела.
С учетом изложенного довод заявителя о том, что вывод судов по рассматриваемому делу (N А07-14139/2020) о необходимости применения статьи 69 АПК РФ на основании судебных актов по делу N А07-7986/2014 ошибочен, обоснованно не принят судом апелляционной инстанции, поскольку в рамках дела N А07-7986/2014 судами рассматривалась как законность проведения торгов по лоту N 47, так и правомерность определения ООО "Зирганский элеватор" победителем данных торгов и последующего с ним заключения 16.10.2018 договора купли-продажи.
При установленных обстоятельствах, доказательств, представленных в материалы дела, а также, принимая во внимание ранее рассмотренное дело N А07-14139/2020, в их совокупности, суды сделали обоснованный вывод о недоказанности управлением нарушения Ахияртдиновой З.А. пункта 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции правомерно признав недействительным решение управления от 15.06.2020 по делу N ТО 002/01/17-2289/2019 в данной части.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Из положений статьи 179 Закона о банкротстве следует, что цена лота формируется исключительно на торгах, а лицо, обладающее преимущественным правом, может воспользоваться им по результатам торгов, направив соответствующее уведомление конкурсному управляющему, при этом договор подлежит заключению по цене торгов с первым заявившимся лицом, обладающим таким правом.
При рассмотрении дела судами учтены представленные Ахияртдиновой З.А. в материалы дела N А07-7986/2014 ответы на ее запросы от органов местного самоуправления со сформированным указанными государственными органами списком лиц, обладающих преимущественным правом выкупа имущества, согласно ответам которых, в числе лиц, обладающих преимущественным правом выкупа, являлось ООО "Зирганский элеватор", участвовавшее в торгах и выразило намерение приобрести имущество, сформированное в лоте N 47, в преимущественном порядке.
Принимая во внимание, что ООО "Зирганский элеватор" признано победителем торгов, его заявление о наличии преимущественного права выкупа поступило в адрес конкурсного управляющего Ахияртдиновой З.А. первым (иного заявителем не доказано), договор купли-продажи правомерно заключен с ООО "Зирганский элеватор". Победитель торгов определялся организатором торгов - ООО "Аукционная компания "Башкортостан".
Судами учтено, что ООО "Зирганский элеватор" на момент проведения торгов владело на праве аренды земельным участком, прилегающим к земельным участкам, принадлежащим предприятию-должнику, что подтверждено представленными в дело договорами субаренды земельных участков и письмом Администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан от 31.08.2018 N 143, а также соответствовало признакам лиц, обладающих преимущественным правом выкупа имущества должника - сельскохозяйственной организации, определенных в пункте 2 статьи 179 Закона о банкротстве.
Отклоняя доводы заявителя о том, что победителем торгов признано ООО "Зирганский элеватор", предложившее наибольшую цену среди других участников торгов, в то время как имелось предложение АО "Чишминское", суд апелляционной инстанции верно указал, что данные обстоятельства также являлись предметом рассмотрения в рамках дела N А07-7986/2014, в котором установлено, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.02.2016 года по делу N А07-7986/2014 ОАО "Зирганская МТС" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Ахияртдинова З.А.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.07.2019 по делу N А07-7986/2014, оставленного без изменения постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020, Арбитражного суда Уральского округа от 16.07.2020, определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2020 N 309-ЭС18-5650 (3), принятых по результату рассмотрения в рамках дела о банкротстве АО "Зирганская МТС" обособленного спора по заявлениям конкурсного кредитора Галимова Р.Р., конкурсного управляющего АО "Зирганская МТС", Минземимущества РБ, индивидуального предпринимателя главы КФХ Масагутова А.Р. о признании недействительными торгов по продаже имущества АО "Зирганская МТС" по лоту N 47, а также признании недействительными договора купли-продажи от 16.10.2018 N 47 (лот N 47), заключенного между АО "Зирганская МТС" и ООО "Зирганский элеватор", договора купли-продажи от 16.11.2015, заключенного между АО "Зирганская МТС" и ООО "Аврора Плюс", судами были установлены следующие обстоятельства.
В ЕФРСБ 25.08.2017 и в печатном издании "Йешлек" N 34, а также 26.08.2017 в газете "Коммерсантъ" опубликовано сообщение о проведении 16.10.2017 открытых торгов в электронной форме по продаже имущественного комплекса ОАО "Зирганская МТС", сформированного в лот N 1, с установлением начальной цены продажи 3 561 741 034 руб. на электронной торговой площадке "Российский аукционный дом". Указанные сообщения содержали информацию о том, что имущество реализуется в порядке статьи 179 Закона о банкротстве.
Конкурсным управляющим Ахияртдиновой З.А. в адрес лиц, занимающихся производством или переработкой сельхозпродукции и владеющих земельными участками, непосредственно прилегающими к земельным участкам ОАО "Зирганская МТС" направлены уведомления о преимущественном праве приобретения имущества должника. Данные торги признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок заинтересованных лиц.
Повторные торги по продаже имущественного комплекса ОАО "Зирганская МТС" назначены на 01.12.2017, начальная цена продажи установлена в размере 3 205 566 930 руб. 60 коп., о чем опубликованы соответствующие информационные сообщения в ЕФРСБ 20.10.2017, в газете "Йешлек" от 20.10.2017 N 42 и в газете "Коммерсантъ" от 21.10.2017 N 197. Данные торги также признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.
Лица, обладающие преимущественным правом выкупа имущества должника, соответствующим правом не воспользовались, кредиторы обратились с предложением о реализации имущества отдельными лотами.
Определением от 28.12.2017 разрешены разногласия между конкурсным управляющим ОАО "Зирганская МТС" Ахияртдиновой З.А. и залоговым кредитором ПАО "Сбербанк России".
Комитетом кредиторов ОАО "Зирганская МТС" от 28.07.2017, залоговым кредитором ПАО "Сбербанк" абзацы 2-14 пункта 2.3 Положений о порядке, сроках и условиях продажи имущества ОАО "Зирганская МТС", утверждены в редакции конкурсного управляющего, а именно: "С учетом требований статьи 179 Закона о банкротстве устанавливаются следующие этапы продажи имущества должника: Первый этап. Продажа предприятия (единым лотом) на первых и повторных торгах в порядке, установленном пунктами 4-19 статьи 110 Закона о банкротстве. В случае, если предприятие должника не продано на первом этапе - реализация согласно второго этапа. Второй этап. Продажа имущества на первых и повторных торгах в соответствии со статьями 110, 111, 139 Закона о банкротстве. Третий этап. Продажа имущества посредством публичного предложения в соответствии со статьями 110, 111, 139 Закона о банкротстве".
Порядок продажи имущества ОАО "Зирганская МТС", не обремененного залогом имущества, утвержден комитетом кредиторов 28.07.2017, которое не оспорено.
Соответствующие изменения, внесенные комитетом кредиторов АО "Зирганская МТС" от 28.04.2018 в Положение, утверждено в новой редакции, где согласно пункту 2.3 Положения (28.04.2018) начальная цена продажи имущества, выставляемого на торги, необремененного правами залоговых кредиторов, определена независимым оценщиком ООО "Оценочная компания "Стандарт" и отражена в Приложениях N 1-24. Продажа имущества посредством публичного предложения осуществляется на электронной торговой площадке - ООО "Аукционы Федерации", www.alfalot.ru.
Между ООО "Аукционы Федерации" (оператор) и ООО "Аукционная компания "Башкортостан" (организатор) 02.11.2017 заключен договор о проведении торгов, согласно которому оператор оказывает организатору комплекс услуг по созданию и проведению электронных процедур для проведения торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, согласно Регламента электронной площадки "Альфалот" (далее - Регламент), размещенного в сети Интернет по адресу: http://www.alfalot.ru/public/help/reglameN t/., 27.02.2018 в ЕФРСБ (сообщение N 2492033), в газете "Йешлек" N 9 от 02.03.2018 и 03.03.2018 в газете "Коммерсантъ" N 38 (сообщение N 16030266736) размещены информационные сообщения о проведении 16.04.2018 аукциона в электронной форме с открытой формой подачи предложений о цене приобретения по продаже имущества ОАО "Зирганская МТС", в соответствии с которым имущество должника реализовывалось отдельными лотами. В состав данного имущества вошло и имущество должника, сформированное в лот N 47. Начальная стоимость определена в сумме 363 346 374 руб., шаг аукциона - 5 %, задаток - 20 %. В сообщениях указано, что к реализации имущества ОАО "Зирганская МТС" применяется порядок, установленный пунктами 2, 3 статьи 179 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно отчетам ООО "Стандарт" от 20.04.2017 N 131/17, рыночная стоимость имущества, сформированного в лот N 47, составила 354 790 000 руб.
Поскольку указанный выше аукцион не состоялся, на 29.06.2018 назначен повторной аукцион по продаже имущества ОАО "Зирганская МТС", сформированного в самостоятельные лоты, о чем соответствующая информация 18.05.2018 размещена в ЕФРСБ (сообщение N 2709314), в газете "Коммерсантъ" N 85 от 19.05.2018 (сообщение N 16030275486) и в газете "Йешлек" N 20 от 18.05.2018. Начальная цена продажи лота N 47 была установлена в размере 327 011 736 руб. 60 коп., шаг аукциона - 5 %, задаток в размере 20 %. Указанные торги по лоту N 47 также не состоялись по причине отсутствия заявок заинтересованных в приобретении данного имущества лиц.
Судами принято во внимание, что спорное имущество ОАО "Зирганская МТС" не реализовано на первых и повторных торгах, конкурсный управляющий Ахияртдинова З.А. приступила к его продаже на торгах посредством публичного предложения.
На электронной торговой площадке по заявке организатора торгов созданы торги N 0004408 в форме публичного предложения по продаже имущества ОАО "Зирганская МТС", в том числе, и по лоту N 47. Информационным сообщением N 16030281807 в газете "Коммерсантъ" от 21.07.2018 N 128, от 20.07.2018 N 2883614 в ЕФРСБ на 25.07.2018 объявлены торги по продаже имущества должника в форме публичного предложения по следующим условиям: Начальная цена продажи - 90 % от первоначальной продажной цены (далее - цена на первых торгах). Шаг снижения начальной цены продажи имущества - 5 % от первоначальной продажной цены. Срок, по истечении которого последовательно снижается начальная цена, устанавливается длительностью 5 календарных дней. Минимальная цена продажи - 10 % от первоначальной продажной цены.
Судами учтено, что согласно графику снижения цены определены следующие временные интервалы снижения начальной цены (периоды проведения торгов) и следующие ценовые показатели, характерные для определенного периода проведения торгов, а именно: 06.08.2018-11.08.2018 - 327 011 736 руб. 60 коп.; 11.08.2018-16.08.2018 - 308 844 417 руб. 90 коп.; 16.08.2018-21.08.2018 - 290 677 099 руб. 20 коп.; 21.08.2018-26.08.2018 - 272 509 780 руб. 50 коп.; 26.08.2018-31.08.2018 - 254 342 461 руб. 80 коп.; 31.08.2018-05.09.2018 - 236 175 143 руб. 10 коп.; 05.09.2018-10.09.2018 - 218 007 824,40 руб.; 10.09.2018-15.09.2018 - 199 840 505 руб. 70 коп.; 15.09.2018-20.09.2018 - 181 673 187 руб.; 20.09.2018-25.09.2018 - 163 505 868 руб. 30 коп.; 25.09.2018-30.09.2018 - 145 338 549 руб. 60 коп.; 30.09.2018-05.10.2018 - 127 171 230 руб. 90 коп.; 05.10.2018-10.10.2018 - 109 003 912 руб. 20 коп.; 10.10.2018-15.10.2018 - 90 836 593 руб. 50 коп.; 15.10.2018-20.10.2018 - 72 669 274 руб. 80 коп.; 20.10.2018-25.10.2018 - 54 501 956 руб. 10 коп.; 25.10.2018-30.10.2018 - 36 334 637 руб. 40 коп.
Судами принято во внимание, что срок начала торгов в форме публичного предложения изменен с 27.07.2018 на 06.08.2018. Информация об изменении срока начала приема заявок размещена в газете "Коммерсантъ" от 04.08.2018 N 138 (сообщение N 16030282712), а также 26.07.2018 - в ЕФРСБ (сообщение N 2898159), то есть, заблаговременно до даты начала приема заявок. С изменением срока начала приема заявок на более поздний для целей участия в торгах также последовательно изменены и этапы снижения цены в календарной последовательности - на более поздний. При этом электронная торговая площадка содержала также сведения об изменении как даты начала приема заявок, так и даты окончания периода приема заявок.
Судами установлено, что на 15 этапе публичных торгов по лоту N 47 для целей участия в торгах на электронную торговую площадку заявки поступили от двух претендентов - ООО "Зирганский элеватор" (12.10.2018 в 12:06:58) с ценовым предложением в размере 92 650 000 руб. и ОАО "Чишминское" (12.10.2018 в 14:02:32) с ценовым предложением 92 500 000 руб. При этом, до 15 этапа интервала снижения цены каких-либо заявок от претендентов на приобретение лота N 47 не поступало.
Как следует из протокола о результатах проведения открытых торгов по лоту N 47 от 16.10.2018, протокола об определении участников торгов по лоту N 47 от 16.10.2018, сформированных программными средствами оператора электронной площадки Альфалот, победителем торгов признано ООО "Зирганский элеватор", подавшее заявку первым и предложившее 92 650 000 руб., что превышало цену, установленную для данного этапа предложения (90 836 593 руб. 50 коп.), и цену предложения ООО "Чишминское" (92 500 000 руб.), подавшее заявку позднее.
Судами установлено также, что по итогам проведения торгов АО "Зирганская МТС" в лице конкурсного управляющего Ахияртдиновой З.А. 16.10.2018 заключило с победителем ООО "Зирганский элеватор" договор купли-продажи объектов недвижимого имущества N 47. Между тем, учитывая даты и время поступления заявок, а также ценовые предложения участников торгов, в рамках банкротного дела суды не усмотрели нарушений при выборе победителя торгов - ООО "Зирганский элеватор".
Кроме того, как верно учтено судами в рамках рассмотрения антимонопольного дела, решением по делу N А07-7986/2014 установлено, что ООО "Зирганский элеватор" на момент проведения торгов соответствовало признакам лица, обладающего преимущественным правом выкупа имущества должника - сельскохозяйственной организации, определенных в пункте 2 статьи 179 Закона о банкротстве, в подтверждение которых ООО "Зирганский элеватор" в материалы антимонопольного дела N ТО 002/01/17-2289/2019 представлены доказательства, в том числе договор субаренды, отчетность по форме 4-СХ, письмо администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан от 31.08.2018 N 143.
Меду тем анализ указанных выше норм права законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установленные обстоятельства по делу, позволили судам критически отнестись к доказательствам, представленным ОАО "Зирганская МТС", в подтверждение доводов о недействительности оспоренного решения управления, нарушения им его прав и законных интересов.
Таким образом, с учетом установленного, оцененного в совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что при проведении проверки и рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства управлением не установлена достаточная и неопровержимая совокупность прямых и косвенных доказательств, подтверждающих наличие в действиях ООО "Аукционная компания "Башкортостан" признаков антиконкурентного соглашения с ООО "Зирагнский элеватор", Ахияртдиновой З.А., соответственно, нарушения, допущенные Ахияртдиновой З.А., являются следствием заключенного антиконкурентного с ООО "Зирганский элеватор" соглашения.
Апелляционным судом рассмотрен и обоснованно отклонен довод подателя жалобы о том, что в спорной ситуации имеют место согласованные действия группы лиц, фактический сговор при заключении сделок по реализации части имущественного комплекса должника до проведения торгов в конкурсной производстве и создание ООО "Зирганский элеватор" как этап подготовки к последующей сдаче в аренду всего элеваторного комплекса должника. А также о создании статуса указанного общества как лица, обладающего преимущественным правом приобретения элеваторного комплекса в интересах совершения группой лиц сделок и действий по выкупу в собственность Рамазанова М.Р. и его ООО "Зирганский элеватор" всего элеваторного комплекса.
Указанные доводы противоречат судебным актам по делу N А07-7986/2014, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, в котором установлено отсутствие доказанности согласованности действий группы лиц и их фактического сговора по реализации имущества должника (путем совершения сделки в 2015 году, затем, при проведении торгов в 2018 году и при последующем распределении поступивших в конкурсную массу денежных средств), которое причинило бы вред конкурсной массе (имущественным правам кредиторов и должника).
При таких обстоятельствах судами правомерно отказано ОАО "Зирганская МТС" в лице конкурсного управляющего Кусова Р.М. в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным оспариваемого решения управления.
Оснований для переоценки данного вывода судов, у суда кассационной инстанции не имеется.
Все доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках данного дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ). Кроме того, доводы ОАО "Зирганская МТС" не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений судами норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, как и влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 3, 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ заявителю подлежит возврату излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 28.06.2021 N 93 государственная пошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2021 по делу N А07-14139/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Зирганская машинно-технологическая станция" в лице конкурсного управляющего Кусова Р.М. - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Зирганская машинно-технологическая станция" из средств федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе платежным поручением от 28.06.2021 N 93.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено также, что по итогам проведения торгов АО "Зирганская МТС" в лице конкурсного управляющего Ахияртдиновой З.А. 16.10.2018 заключило с победителем ООО "Зирганский элеватор" договор купли-продажи объектов недвижимого имущества N 47. Между тем, учитывая даты и время поступления заявок, а также ценовые предложения участников торгов, в рамках банкротного дела суды не усмотрели нарушений при выборе победителя торгов - ООО "Зирганский элеватор".
Кроме того, как верно учтено судами в рамках рассмотрения антимонопольного дела, решением по делу N А07-7986/2014 установлено, что ООО "Зирганский элеватор" на момент проведения торгов соответствовало признакам лица, обладающего преимущественным правом выкупа имущества должника - сельскохозяйственной организации, определенных в пункте 2 статьи 179 Закона о банкротстве, в подтверждение которых ООО "Зирганский элеватор" в материалы антимонопольного дела N ТО 002/01/17-2289/2019 представлены доказательства, в том числе договор субаренды, отчетность по форме 4-СХ, письмо администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан от 31.08.2018 N 143."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 сентября 2021 г. N Ф09-6270/21 по делу N А07-14139/2020