Екатеринбург |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А60-59338/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Лазарева С.В., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство, ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.04.2021 по делу N А60-59338/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Совхоз "Сухоложский" (далее - общество "Совхоз "Сухоложский", истец) - Олянина А.А. (доверенность от 20.01.2021 N 8);
министерства - Денисова О.Н. (доверенность от 09.09.2021 N 17-01-82/19626).
Общество "Совхоз "Сухоложский" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к министерству о взыскании 15 465 100 руб. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.04.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы считает, что субсидии, полученные обществом, направлены на компенсацию уже понесенных расходов, отнесенных на затраты предприятия в момент их несения, довод истца о том, что выплата дивидендов осуществлена из средств субсидий, что приводит к их нецелевому использованию, является несостоятельным.
По мнению заявителя, оснований для исключения из чистой прибыли общества "Совхоз "Сухоложский" (строка 2400) суммы субсидии в размере 49 101 567 руб. не имеется, поскольку истцом суммы бюджетных средств учтены в составе "прочих доходов", возмещенные расходы учтены в сроках "себестоимость продаж" и "проценты к уплате".
Заявитель считает, что ссылка судов на судебные акты, вынесенные по делам N N А60-32472/2019 и А60-35714/2020 с участием министерства и общества "Совхоз "Сухоложский" не обоснована, поскольку решение суда, вынесенное за иной период, преюдициального значения не имеет. Министерство полагает, что обстоятельства, установленные в указанных делах, опровергнуты в настоящем деле, соответственно судебные акты не имеют преюдициального значения.
В настоящем деле, считает заявитель, общество "Совхоз "Сухоложский" не оспорило надлежащим образом доводы министерства о формировании в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи в виде субсиди й.
Общество "Совхоз "Сухоложский" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором возражает по доводам кассационной жалобы, просит жалобу оставить без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Свердловская область в лице министерства является учредителем и единственным акционером общества "Совхоз "Сухоложский".
Приказом министерства от 30.06.2017 N 1335 утверждены годовой отчет и бухгалтерская (финансовая) отчетность общества "Совхоз "Сухоложский" за 2016 год, принято решение о распределении чистой прибыли общества, в том числе: 35 % чистой прибыли (15 465 100 руб.) направлены на выплату дивидендов по акциям, 5 % направлено в резервный фонд общества, 60 % оставлено в распоряжении общества.
Обществом "Совхоз "Сухоложский" в период с 24.11.2017 по 11.04.2018 перечислены министерству дивиденды в общей сумме 15 465 100 руб.
В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 общество "Совхоз "Сухоложский" в течение 2017 года получило из федерального и областного бюджетов субсидии (денежные средства) на общую сумму 49 101 567 руб., в том числе:
- 38 007 570 руб. на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока;
- 5 578 815 руб. на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления;
- 4 885 997 руб. на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;
- 157 313 руб. на поддержку элитного семеноводства;
- 471 872 руб. на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, животноводства, молочного скотоводства и переработку продукции растениеводства и животноводства, что подтверждается выпиской по расчетному счету за 2016 год.
Полученные в 2016 году субсидии учтены обществом "Совхоз "Сухоложский" в составе прочих доходов (строка 2340) Отчета о финансовых результатах формы по ОКУД 0710002, согласно которому прибыль общества "Совхоз "Сухоложский" в 2016 году до налогообложения составила 44 792 000 руб.
Без учета полученных субсидий согласно отчету о финансовых результатах за 2016 год, итогом финансово-хозяйственной деятельности истца за 2016 год является убыток в размере 4 309 567 руб.
Ссылаясь на то, что выплата дивидендов была произведена в результате заблуждения относительно правомерности приказа от 30.06.2017 N 1335, поскольку при определении размера дивидендов, подлежащих выплате, министерство формально исходило из показателей годовой бухгалтерской отчетности без учета источников формирования чистой прибыли, общество "Совхоз "Сухоложский" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)).
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Суды установив, что полученная обществом "Совхоз "Сухоложский" чистая прибыль сформирована исключительно за счет представленных обществу субсидий, направленных на развитие сельского хозяйства и увеличение производства сельскохозяйственной продукции, тогда как без учета прочих доходов и расходов производственная деятельность истца за 2016 год явилась убыточной, пришли к выводу, что полученные министерством денежные средства в сумме 15 465 100 руб. в качестве дивидендов, перечисленных обществом "Совхоз "Сухоложский", в отсутствие прибыли в 2017 году, являются для ответчика неосновательным обогащением и подлежат возмещению последнему в силу статьи 1102 ГК РФ.
Суды верно отметили, что понятие субсидий, имеющих строго целевое назначение, не позволяет квалифицировать такие средства как чистую прибыль для целей определения суммы дивидендов, следовательно направление субсидий как средств целевого финансирования из бюджетов на выплату дивидендов неправомерно.
С учетом изложенного суды обоснованно взыскали с ответчика в пользу истца неосновательное обогащение в сумме 15 465 100 руб.
Доводы министерства о том, что полученные обществом субсидии должны отражаться в бухгалтерской отчетности в составе доходов организации и, соответственно, участвовать в формировании показателя ее чистой прибыли, отклонены судами как основанные на неверном толковании норм бюджетного законодательства, поскольку такое направление полученных из бюджета субсидий в состав чистой прибыли общества с последующей выплатой за счет данных средств дивидендов акционеру фактически нивелирует содержание соответствующей субсидии, предусмотренное статьей 78 БК РФ, исключает возможность использования субсидии по целевому назначению, приводит к снижению эффективности выделения этих средств и недостижению изначальной цели их выделения, к неправомерному безосновательному обогащению акционера, получающему в таком случае дивиденды не по результатам конкретной финансово-хозяйственной деятельности общества, а за счет бюджетных субсидий.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованности ссылок на судебные акты по делам N А60-32472/2019 и NА60-35714/2020, поскольку содержащиеся в них выводы сделаны в отношении иных периодов, признается судом округа несостоятельным, поскольку выводы судов по настоящему делу основаны не на преюдициальных обстоятельствах, а на обстоятельствах, установленных по результатам исследования и оценки имеющихся в деле доказательств. Применение судами определенной при рассмотрении дела N А60-35714/2020 правовой позиции относительно вопроса возможности выплаты дивидендов за счет прибыли, сформированной с учетом включения в ее состав полученных из бюджета субсидий, не является использованием преюдициальных фактов в порядке части 2 статьи 69 АПК РФ.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора, выводов судов не опровергают, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств, и просит еще раз пересмотреть данное дело по существу и переоценить имеющиеся в деле доказательства. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.04.2021 по делу N А60-59338/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установив, что полученная обществом "Совхоз "Сухоложский" чистая прибыль сформирована исключительно за счет представленных обществу субсидий, направленных на развитие сельского хозяйства и увеличение производства сельскохозяйственной продукции, тогда как без учета прочих доходов и расходов производственная деятельность истца за 2016 год явилась убыточной, пришли к выводу, что полученные министерством денежные средства в сумме 15 465 100 руб. в качестве дивидендов, перечисленных обществом "Совхоз "Сухоложский", в отсутствие прибыли в 2017 году, являются для ответчика неосновательным обогащением и подлежат возмещению последнему в силу статьи 1102 ГК РФ.
...
Доводы министерства о том, что полученные обществом субсидии должны отражаться в бухгалтерской отчетности в составе доходов организации и, соответственно, участвовать в формировании показателя ее чистой прибыли, отклонены судами как основанные на неверном толковании норм бюджетного законодательства, поскольку такое направление полученных из бюджета субсидий в состав чистой прибыли общества с последующей выплатой за счет данных средств дивидендов акционеру фактически нивелирует содержание соответствующей субсидии, предусмотренное статьей 78 БК РФ, исключает возможность использования субсидии по целевому назначению, приводит к снижению эффективности выделения этих средств и недостижению изначальной цели их выделения, к неправомерному безосновательному обогащению акционера, получающему в таком случае дивиденды не по результатам конкретной финансово-хозяйственной деятельности общества, а за счет бюджетных субсидий."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2021 г. N Ф09-5556/21 по делу N А60-59338/2020