Екатеринбург |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А47-14625/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Столярова А.А., Суспициной Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "УПСК Жилстрой" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.03.2021 по делу N А47-14625/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "УПСК Жилстрой" (далее - общество "СЗ "УПСК Жилстрой") - Терсков В.Ю. (доверенность от 30.07.2021 N 15).
Общество "СЗ "УПСК Жилстрой" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Администрации города Оренбурга (далее - Администрация) о прекращении права собственности истца на следующие объекты недвижимого имущества:
- наружное освещение с кадастровым номером 56:44:0238001:6806, расположенное по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, улица Уральская, дом 2/14, протяженность 300 м;
- наружное освещение с кадастровым номером 56:44:0238001:7042, расположенное по адресу: Российская Федерация, городской округ город Оренбург, Оренбург город, улица Уральская, дом 2/18, протяженность 710 м;
- наружное освещение с кадастровым номером 56:44:0239001:19554, расположенное по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Геннадия Донковцева, д. 1, протяженность 630 м;
- наружное освещение с кадастровым номером 56:44:0239001:19643, расположенное по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Геннадия Донковцева, д. 3, протяженность 298 м;
- наружное освещение с кадастровым номером 56:44:0239001:18617, расположенное по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, улица Геннадия Донковцева, дом 5/3, протяженность 485 м;
- наружное освещение с кадастровым номером 56:44:0239001:18970, расположенное по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Геннадия Донковцева, д. 5/4, протяженность 270 м, а также о признании права собственности муниципального образования "город Оренбург" на вышеуказанные объекты недвижимого имущества (с учетом уточнения предмета исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гармония" (далее - общество "УК "Гармония"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Романтика" (далее - общество "УК "Романтика"), Комитет по управлению имуществом города Оренбурга (далее - Комитет).
Решением суда от 22.03.2021 в удовлетворении исковых требований общества "СЗ "УПСК Жилстрой" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "СЗ "УПСК Жилстрой" просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неполное исследование имеющихся в деле доказательств, неправильное применение норм материального права.
Заявитель указал, что общество "СЗ "УПСК Жилстрой" как застройщик, является лицом, обеспечивающим строительство (создание) объектов капитального строительства, в ходе строительства многоквартирных домов им была выполнена задача по благоустройству земельных участков, на которых созданы многоквартирные дома, путем строительства объектов наружного освещения. Заявитель, ссылаясь на то, что организация благоустройства территории городского округа, в том числе освещение улиц (дворов) входят в круг вопросов местного значения; истец не может получать доход от осуществления освещения, так как застройщик не вправе осуществлять иную деятельность, следовательно, данные расходы являются его прямыми убытками, а также ссылаясь на положения пункта 19 части 1 и части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 28 части 2 статьи 8 Устава муниципального образования город Оренбург", пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", полагает, что спорные объекты наружного освещения априори должны находиться в муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела, общество "СЗ "УПСК Жилстрой" на основании разрешительной документации построены многоквартирные жилые дома в г. Оренбурге по ул. Уральской, ул. Геннадия Донковцева.
При строительстве заключались договоры участия в долевом строительстве.
Обществом "СЗ "УПСК Жилстрой" были получены:
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 56-3010000-455-2018 от 30.08.2019 на жилой дом N 7 (7/1, 7/2, 7/3) по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Уральская, д. 2/14, на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0238001:5025;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 56-3010000-373-2018 от 31.12.2019 на жилой дом N 13 (13/1, 13/2, 13/3, 13/4, 13/5) по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Уральская, д. 2/18, на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0238001:6011;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 56-3010000-532-2018 от 28.06.2019 на жилые дома N 20 (20/1, 20/2, 20/3, 20/4, 20/5) по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Геннадия Донковцева, д. 1, на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0239001:16479;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 56-3010000-475-2017 от 31.07.2018 на жилой дом N 20/6 по адресу Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Геннадия Донковцева, д. 5/3, на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0239001:16483;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 56-3010000-555-2016 от 31.07.2018 на жилой дом N 20/7 по адресу Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Геннадия Донковцева, д. 5/3, на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0239001:16483;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 56-3010000-556-2016 от 31.07.2018 на жилой дом N 20/8 по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Геннадия Донковцева, д. 5/3, на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0239001:16483;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 56-3010000-557-2016 от 28.09.2018 на жилой дом N 20/9 по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Геннадия Донковцева, д. 5/4, на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0239001:16486;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 56-3010000-558-2016 от 28.09.2018 на жилой дом N 20/10 по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Геннадия Донковцева, д. 5/4, на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0239001:16486;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 56-3010000-398-2018 от 30.09.2019 на жилые дома N 21 (21/1, 21/2, 21/3) по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Геннадия Донковцева, д. 3, на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0239001:16481.
Одновременно со строительством домов на указанных земельных участках истцом осуществлено строительство сетей наружного освещения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.09.2019 сооружение электроэнергетики - наружное освещение, поставлено на кадастровый учет 04.09.2019, с присвоением кадастрового номера 56:44:0238001:6806, расположено по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Уральская, д. 2/14, на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0238001:5025, право собственности зарегистрировано за обществом "СЗ "УПСК Жилстрой".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.09.2019 сооружение электроэнергетики - наружное освещение, поставлено на кадастровый учет 22.01.2020, с присвоением кадастрового номера 56:44:0238001:7042, расположено по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Уральская, д. 2/18, на земельных участках с кадастровыми номерами 56:44:0238001:5565, 56:44:0238001:5032, 56:44:0238001:6011, 56:44:0238001:5564, право собственности зарегистрировано за обществом "СЗ "УПСК Жилстрой".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29.07.2019 сооружение электроэнергетики - наружное освещение, поставлено на кадастровый учет 12.07.2019, с присвоением кадастрового номера 56:44:0239001:19554, расположено по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Геннадия Донковцева, д. 1, на земельных участках с кадастровыми номерами 56:44:0239001:16479, 56:44:0239001:16483, право собственности зарегистрировано за обществом "СЗ "УПСК Жилстрой".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.10.2019 сооружение электроэнергетики - наружное освещение, поставлено на кадастровый учет 14.10.2019, с присвоением кадастрового номера 56:44:0239001:19643, расположено по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Геннадия Донковцева, д. 3, на земельных участках с кадастровыми номерами 56:44:0239001:16486, 56:44:0239001:16481, право собственности зарегистрировано за обществом "СЗ "УПСК Жилстрой".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31.08.2018 сооружение электроэнергетики - наружное освещение, поставлено на кадастровый учет 21.08.2018, с присвоением кадастрового номера 56:44:0239001:18617, расположено по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Геннадия Донковцева, д. 5/3, на земельных участках с кадастровыми номерами 56:44:0239001:16483, 56:44:0239001:16486, право собственности зарегистрировано за обществом "СЗ "УПСК Жилстрой".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 01.11.2018 сооружение электроэнергетики - наружное освещение, поставлено на кадастровый учет 17.10.2018, с присвоением кадастрового номера 56:44:0239001:18970, расположено по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Геннадия Донковцева, д. 5/4, на земельных участках с кадастровыми номерами 56:44:0239001:16483, 56:44:0239001:16486, право собственности зарегистрировано за обществом "СЗ "УПСК Жилстрой".
Истец неоднократно обращался в Комитет и Администрацию с заявлением о принятии на баланс и в собственность муниципального образования "город Оренбург" указанных сетей внутридомового освещения микрорайона "Оренбуржье" (ул. Геннадия Донковцева) и микрорайона "Дубки" (ул. Уральская).
В письме от 18.08.2020 исх. N 01-10/5138 Администрация указала, что сети уличного освещения находятся в границах земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома и в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Администрация также указала, что вопросы благоустройства придомовой территории, в том числе ее освещения и участия в расходах на данные мероприятия, относятся к компетенции собственников многоквартирных домов. В связи с изложенным Администрация предложила урегулировать вопросы надлежащего содержания и обслуживания сетей наружного освещения, расположенных на территории многоквартирных домов N 1, 3, 5/3, 5/4 по ул. Геннадия Донковцева и N 2/14 по ул. Уральская, а также обеспечения режима освещенности дворовых территорий многоквартирных домов в темное время суток с организациями, осуществляющими обслуживание указанных домов.
Аналогичный ответ направил Комитет письмом N 01-28/5294 от 25.09.2020.
Полагая, что спорные сооружения электроэнергетики - наружное освещение не могут находиться в собственности общества "СЗ "УПСК Жилстрой", а должны быть в муниципальной собственности, общество "СЗ "УПСК Жилстрой" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В ходе рассмотрения дела общество "СЗ "УПСК Жилстрой" заявило об отказе от своего права собственности на спорные сооружения электроэнергетики, о чем уведомило Администрацию и Комитет.
Согласно уведомлениям о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от 11.02.2021 сооружения с кадастровыми номерами 56:44:0238001:6806, 56:44:0238001:7042, 56:44:0239001:18617, 56:44:0239001: 18970, 56:44:0239001:19554, 56:44:0239001:19643 приняты регистрирующим органом на учет как бесхозяйное имущество.
Комитетом было проведено обследование земельных участков, на которых располагаются спорные сооружения электроэнергетики.
Согласно акту обследования земельного участка от 03.12.2020 N 187/104 земельный участок с кадастровым номером 56:44:0238001:6011 используется для размещения многоквартирного жилого дома. Также в границах данного земельного участка расположена сеть наружного освещения придомовой территории многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 56:44:0238001:7042.
Согласно акту обследования земельного участка от 03.12.2020 N 186/104 земельный участок с кадастровым номером 56:44:0238001:5025 используется для размещения многоквартирного жилого дома. Также в границах данного земельного участка расположена сеть наружного освещения придомовой территории многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 56:44:0238001:6806.
Согласно акту обследования земельного участка от 03.12.2020 N 185/104 земельный участок с кадастровым номером 56:44:0238001:5565 используется для размещения многоквартирного жилого дома. Также в границах данного земельного участка расположена сеть наружного освещения придомовой территории многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 56:44:0238001:7513.
Согласно акту обследования земельного участка от 03.12.2020 N 188/104 земельный участок с кадастровым номером 56:44:0238001:5032 используется для размещения многоквартирного жилого дома. Также в границах данного земельного участка расположена сеть наружного освещения придомовой территории многоквартирного жилого дома.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковой порядок прекращения права собственности истца на вещь в порядке статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрен. Административный порядок прекращения права собственности истца обществом "СЗ "УПСК Жилстрой" реализован. Исковой порядок для признания права собственности муниципального образования на бесхозяйную вещь при отсутствии спора о праве на это имущество также не предусмотрен. Принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно только в суде общей юрисдикции в особом порядке и по заявлению органа местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, исходил из следующего.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В пункте 2 указанной статьи приведены случаи принудительного изъятия у собственника имущества.
Согласно статье 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
По смыслу статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение собственником своего права собственности в отношении вещи не должно приводить к выбытию данной вещи из гражданского оборота и приданию ей бесхозяйного состояния.
Таким образом, учитывая изложенные положения законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требование истца о прекращении права собственности общества "СЗ "УПСК Жилстрой" на спорные объекты недвижимого имущества самостоятельного значения не имеет, поскольку удовлетворение данного требования без одновременного разрешения вопроса о возникновении права собственности на спорное имущество у иного лица как раз и приведет к возникновению правовой неопределенности в отношении данного имущества и его правообладателя.
В связи с этим суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении названного искового требования, так как истцом избран ненадлежащий способ судебной защиты.
Истцом также заявлено требование о признании права собственности муниципального образования "город Оренбург" на спорные объекты недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8.1 в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22), лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Как следует из пункта 59 постановления Пленумов N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона.
По смыслу указанных правовых норм и положений постановления Пленумов N 10/22 иск о признании права может быть предъявлен владеющим собственником имущества с целью удостоверения и подтверждения судом существования такого права и устранения правопритязаний на спорное имущество со стороны третьих лиц.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что указанная модель не применима к спорным правоотношениям, поскольку в рассматриваемом случае прежний титульный собственник спорного имущества, право которого было зарегистрировано в установленном законом порядке, и который заявил отказ от своего права собственности на спорное имущество, просит признать за муниципальным образованием право собственности на свое имущество.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Однако истцом не приведены конкретные основания, предусмотренные пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, для возникновения права муниципальной собственности на спорное имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (пункт 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (пункт 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Учитывая вышеизложенные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у муниципального образования имеется право, а не обязанность инициировать вопрос о признании права муниципальной собственности на спорное имущество.
Кроме того, суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции о том, что принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 ГК РФ возможно только при рассмотрении соответствующего заявления в суде общей юрисдикции в особом порядке и по заявлению органа местного самоуправления. Следовательно, права истца, которые он полагает нарушенными, не подлежат защите избранным по настоящему делу способом в виде признания за муниципальным образованием права собственности на спорное имущество, поскольку в отношении бесхозяйного имущества установлен иной механизм обращения его в муниципальную собственность.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункты 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", судом апелляционной инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены, поскольку сам по себе факт отнесения организации благоустройства территории городского округа, в том числе и освещения улиц (дворов), к вопросам местного значения априори не является основанием для возникновения права собственности муниципального образования на спорное имущество.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, они были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.03.2021 по делу N А47-14625/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "УПСК Жилстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Учитывая вышеизложенные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у муниципального образования имеется право, а не обязанность инициировать вопрос о признании права муниципальной собственности на спорное имущество.
Кроме того, суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции о том, что принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 ГК РФ возможно только при рассмотрении соответствующего заявления в суде общей юрисдикции в особом порядке и по заявлению органа местного самоуправления. Следовательно, права истца, которые он полагает нарушенными, не подлежат защите избранным по настоящему делу способом в виде признания за муниципальным образованием права собственности на спорное имущество, поскольку в отношении бесхозяйного имущества установлен иной механизм обращения его в муниципальную собственность.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункты 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", судом апелляционной инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены, поскольку сам по себе факт отнесения организации благоустройства территории городского округа, в том числе и освещения улиц (дворов), к вопросам местного значения априори не является основанием для возникновения права собственности муниципального образования на спорное имущество."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2021 г. N Ф09-6818/21 по делу N А47-14625/2020