Екатеринбург |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А71-13306/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Поротниковой Е. А., Ященок Т. П.
с использованием систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Удмуртской Республики, при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Увадрев-Холдинг" (далее - общество "Увадрев-Холдинг") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.03.2021 по делу N А71-13306/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Удмуртской Республики прибыли представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Управление, антимонопольный орган) - Дельмухаметов А.Р. (доверенность от 14.01.2021);
общества "Увадрев-Холдинг" - Кузнецова А.И. (доверенность от 23.09.2020);
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - Министерство) - Скачкова А.Н. (доверенность от 01.01.2021), Вахрушев Г.А. (доверенность от 01.01.2021);
общества с ограниченной ответственностью "РостДрев" (далее - общество "РостДрев") - Малых С.Г. (доверенность от 18.02.2021).
Общество "Увадрев-Холдинг" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению о признании недействительным решения от 21.08.2020 N 018/10.1-832/2020.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Увадрев-Холдинг" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное толкование судами статей 80.1, 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Приказа Минприроды России от 29.06.2018 N 303 Об утверждении требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядок и способы подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требования к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа (далее - Приказ N 303), Правил оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - Правила), утвержденных Правительством Российской Федерации от 07.03.2019 N 241 (далее - Постановление N 241).
При этом общество "Увадрев-Холдинг" полагает, что из анализа указанных нормативных актов следует, что участником конкурса может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами глубокой переработки древесины; планирующие дополнительный объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, рассчитанный исходя из имеющихся у участника конкурса производственных мощностей.
Кроме того, общество "Увадрев-Холдинг" считает необоснованными выводы судов о том, что общество "Увадрев-Холдинг" в жалобе, поданной в Управление, не указывало на отсутствие в заявке общества "РостДрев" документов, связанных с производством древесно-стружечной плиты.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство, Управление, общество "РостДрев" просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества "Увадрев-Холдинг" - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 29.05.2020 организатором торгов - Министерством на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru) размещено извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (местоположение лесного участка: Игринское лесничество, Ново-Зятцинское участковое лесничество, кварталы: 17, 21-33, 41, 43, 47-50, 53, 54, 59, 62, 69-72, 87-101, 107, 108, 111-115, 120-126, 137-139, 144-152, 141, 154, 159-164, 167-171, 173-176, 178-184; Пионерское участковое лесничество, кварталы: 68, 74-79, 105, 114, 125-127, 129, 131, 135, 141-148; Чутырское участковое лесничество, кварталы: 36, 72, 98, 100, 102, 103, 128, 129, 131, 132, 197) для заготовки древесины. Начальная цена договора установлена в размере 13 837 703 руб. 30 коп. Дата окончания подачи заявок - 03.08.2020.
Основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются: 1) несоответствие представленной заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным частью 21 статьи 80.1 ЛК РФ; 2) представление заявки на участие в конкурсе лицом, которому в соответствии с ЛК РФ и другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду; 3) представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ; 4) представление заявки на участие в конкурсе лицом, в отношении которого осуществляется проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве; 5) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем - гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; 6) не поступление задатка на счет, указанный в документации о конкурсе, до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе; 7) наличие заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; 8) непредставление документов, содержащих технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов.
В соответствии с протоколом заседания комиссии от 07.08.2020 N 1 при проведении конкурса поступило пять заявок хозяйствующих субъектов: обществ с ограниченной ответственностью "Форест Логистик", "Орион", "Жешартский ЛПК", "РостДрев", "Увадрев-Холдинг". Все заявки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации. Согласно протоколу заседания комиссии от 07.08.2020 N 2 победителем по конкурсу признано общество "РостДрев".
После подведения итогов конкурса общество "Увадрев-Холдинг" направило в антимонопольный орган жалобу на действия Конкурсной комиссии при проведении конкурса.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением вынесено решение от 21.08.2020 N 018/10.1-832/2020, согласно которому жалоба общества "Увадрев-Холдинг" на действия (бездействие) конкурсной комиссии организатора торгов - Министерства при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности в составе земель лесного фонда для заготовки древесины (номер извещения - 290520/0704039/02), а также на положения Конкурсной документации признана необоснованной.
Полагая, что названное решение Управления недействительно, общество "Увадрев-Холдинг" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно частям 1, 2 статьи 80.1 ЛК РФ открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.
С заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - объекты глубокой переработки древесины).
В соответствии с частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).
Порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса, методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов, в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 80.1 ЛК РФ).
На основании части 5 статьи 80.2 ЛК РФ оценка конкурсных предложений проводится конкурсной комиссией. Участники конкурса или их представители не вправе присутствовать при оценке конкурсных предложений. Конкурсная комиссия в целях обеспечения экспертной оценки конкурсных предложений вправе привлекать экспертов, экспертные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
После оценки и обсуждения конкурсных предложений простым большинством голосов при открытом голосовании конкурсной комиссии определяется победитель конкурса, представивший лучшее конкурсное предложение. При прочих равных условиях нескольких конкурсных предложений критерием определения лучшего конкурсного предложения является наибольшая предложенная цена предмета конкурса (часть 6 статьи 80.2 ЛК РФ).
Сведения, подлежащие указанию в заявлении о проведении открытого конкурса, установлены в пункте 2 приложения N 1 к Приказу N 303. Перечень документов к такому заявлению регламентирован пунктом 3 приложения N 1 к Приказу N 303.
На основании приложения N 1 к Приказу N 303 к заявлению о проведении открытого конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины: а) каталог объектов и оборудования в табличной форме, содержащий наименование объекта (оборудования), количество, год изготовления (приобретения). Каталог формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу государственных и муниципальных услуг в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX; б) копии технических документов объектов и оборудования (на русском языке), содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, а также сведения о сертификации объектов и оборудования; в) таблица с указанием производительности по каждому виду оборудования, вида выпускаемой продукции (в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), нормы расхода и кодов продукции, используемой в качестве сырья (в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 Порядка. Таблица формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX.
Обязанность представления участником конкурса иных документов, помимо заявки и документов, предусмотренных частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ, Лесным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
При оценке конкурсных предложений использование критериев, не предусмотренных критериями оценки, не допускается (пункт 4 Постановления N 241).
Постановлением N 241 определены критерии, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины: 1. Превышение предложенной участником конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - конкурс) цены предмета конкурса (ежегодной арендной платы) над установленной в конкурсной документации начальной ценой предмета конкурса (ежегодной арендной платой). 2. Планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении. 3. Планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ. 4. Наличие у участника конкурса договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, срок действия которых в день оценки конкурсного предложения не истек. 5. Численность работников участника конкурса по отношению к численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что заявка общества "РостДрев" включала всю необходимую информацию и документы, предусмотренные частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ, в том числе, сведения о превышении размера ежегодной арендной платы, конкурсное предложение, согласно которому стоимость объема производства изделий, производимых или планируемых к производству составляет 893 232 682 руб., договоры купли-продажи, технические документы объектов и параметры объектов глубокой переработки древесины, обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов, включая паспорт на станок бревнопильный Arctant CLS - 652 D, в котором производителем указана годовая производительность 50-150 тыс. м3 по сырью.
Обществом "РостДрев" представлен расчет потребности в дополнительном объеме заготовки, согласно которому дополнительная потребность в древесине составляет 59,105 тыс. м3 деловой древесины в год. К конкурсному предложению общества "РостДрев" прилагалась пояснительная записка по объему производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, указанном в конкурсном предложении общества "РостДрев", в которой был подробно представлен баланс переработки ежегодного объема древесины на лесном участке, являющемся предметом конкурса.
Доказательств того, что антимонопольным органом выявлены какие-либо иные нарушения, суду не представлено.
В связи с этим суды обоснованно поддержали выводы антимонопольного органа об отсутствии несоответствия заявки общества "РостДрев" конкурсной документации, статьям 80.1, 80.2 ЛК РФ, критериям, установленным в Постановлении N 241, а также Приказу N 303.
Кроме того, судами верно указано, что положениями названных нормативно-правовых актов предусмотрена возможность отмечать в заявлении о проведении открытого конкурса планируемые к производству изделия из древесины и иную продукцию переработки древесины, при этом в них не указано, что планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, должен производиться только на имеющемся оборудовании.
В связи с изложенным соответствующий довод кассационной жалобы подлежит отклонению.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта Управления недействительным.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом "Увадрев-Холдинг" требований.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.03.2021 по делу N А71-13306/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Увадрев-Холдинг" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что заявка общества "РостДрев" включала всю необходимую информацию и документы, предусмотренные частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ, в том числе, сведения о превышении размера ежегодной арендной платы, конкурсное предложение, согласно которому стоимость объема производства изделий, производимых или планируемых к производству составляет 893 232 682 руб., договоры купли-продажи, технические документы объектов и параметры объектов глубокой переработки древесины, обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов, включая паспорт на станок бревнопильный Arctant CLS - 652 D, в котором производителем указана годовая производительность 50-150 тыс. м3 по сырью.
...
Доказательств того, что антимонопольным органом выявлены какие-либо иные нарушения, суду не представлено.
В связи с этим суды обоснованно поддержали выводы антимонопольного органа об отсутствии несоответствия заявки общества "РостДрев" конкурсной документации, статьям 80.1, 80.2 ЛК РФ, критериям, установленным в Постановлении N 241, а также Приказу N 303.
Кроме того, судами верно указано, что положениями названных нормативно-правовых актов предусмотрена возможность отмечать в заявлении о проведении открытого конкурса планируемые к производству изделия из древесины и иную продукцию переработки древесины, при этом в них не указано, что планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, должен производиться только на имеющемся оборудовании."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2021 г. N Ф09-6842/21 по делу N А71-13306/2020