Екатеринбург |
|
05 октября 2021 г. |
Дело N А60-65021/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Краснобаевой И.А., Суспициной Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.03.2021 по делу N А60-65021/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Дачный потребительский кооператив "Созвездие Премиум" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившегося в непринятии решения по заявлениям от 10.06.2020 N 5/08, от 11.09.2020 о разделе, об утверждении схемы расположения земельных участков.
Решением суда от 09.03.2021 заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что представленная на утверждение схема по содержанию не соответствует требованиям, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, в схеме не отображена информация о красных линиях, территории общего пользования, зонах общего пользования, отсутствует изображение границ исходных земельных участков. Территориальное управление отмечает, что представленные истцом схемы при повторном обращении (11.09.2020) направлены в Росимущество, по состоянию на 02.04.2021 ответ из Росимущества не поступил, ввиду чего бездействие ответчиком не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, кооператив является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1595на основании договоров от 07.04.2014 N 1595, аренды земельного участка от 19.12.2012 N АЗФ-1747/1022 со множественностью лиц на стороне арендатора.
Кооператив обратился в уполномоченный орган с заявлением от 10.06.2020 о разделе земельного участка в целях образования 56 земельных участков, приложив схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном и электронном носителях.
Не получив соответствующего решения уполномоченного органа, полагая
свои права нарушенными, кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия незаконным.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Удовлетворяя заявление, суды исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в
пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 1 статьи 11.4 ЗК РФ).
В пункте 7 статьи 11.4 ЗК РФ указано, что в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В силу пункта 12 статьи 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма схемы утверждена приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.
Согласно пункту 6 Приказа N 762 в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Пунктом 7 Приказа N 762 установлены требования к схеме в случаях ее подготовки с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости либо на бумажном носителе при отсутствии картографической основы. В частности при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Судами установлено, что схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории отвечающей всем признакам, указанным в приказе N 762; земельные участки, которые предполагается образовать путем раздела, находятся в пределах исходного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1595, поэтому сведения о красных линиях в схеме отсутствуют, земельный участок состоит на кадастровом учете и его границы не пересекают красные линии; сведения о местах общего пользования, а также об объектах недвижимости содержатся в представленной схеме.
Поскольку доказательства принятия уполномоченным органом решения о разделе земельного участка и утверждении представленной схемы расположения земельных участков в течение одного месяца со дня поступления от заявителя заявления либо решения об отказе в утверждении схемы в материалах дела отсутствуют, суды пришли к обоснованному выводу о наличии неправомерного бездействия уполномоченного органа и нарушения прав заявителя.
С учетом изложенного заявленные требования удовлетворены правомерно.
Довод заявителя о неполучении ответа Росимущества отклоняется, поскольку не является препятствием в принятии решения о разделе земельного участка и утверждении схемы, учитывая, что Территориальное управление Росимущества в субъекте Российской Федерации обладает полномочиями по распоряжению федеральным имуществом на территории субъекта. Внутриведомственные отношения Росимущества и его территориальных органов не могут влиять на своевременное рассмотрение заявлений.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.03.2021 по делу N А60-65021/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
И.А.Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7 Приказа N 762 установлены требования к схеме в случаях ее подготовки с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости либо на бумажном носителе при отсутствии картографической основы. В частности при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Судами установлено, что схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории отвечающей всем признакам, указанным в приказе N 762; земельные участки, которые предполагается образовать путем раздела, находятся в пределах исходного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1595, поэтому сведения о красных линиях в схеме отсутствуют, земельный участок состоит на кадастровом учете и его границы не пересекают красные линии; сведения о местах общего пользования, а также об объектах недвижимости содержатся в представленной схеме."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 октября 2021 г. N Ф09-6741/21 по делу N А60-65021/2020