Екатеринбург |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А47-561/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Вдовина Ю.В., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - заявитель, общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.04.2021 по делу N А47-561/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без извещения сторон.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 21.12.2020 N 40/01-191-2020, которым заявитель привлечен к ответственности в соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что специальная площадка складирования крупногабаритных отходов (далее - КГО) отделена ограждением от контейнерной площадки, на которой расположены контейнеры, она не может считаться контейнерной площадкой, то есть местом (площадкой) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) по смыслу Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Как отмечает общество, из информации, размещенной на сайте администрации следует, что на контейнерной площадке по спорному адресу, участок для накопления КГО не соответствует требования.
Заявитель обращает внимание на то, что по смыслу положений Правил N 1156, при отсутствии специализированной площадки для КГО или бункеров, потребитель обязан складировать КГО на ближайшую контейнерную площадку, оборудованную надлежащим образом местом накопления КГО; указывает, что при отсутствии оборудованного надлежащим образом места накопления КГО, потребители продолжали осуществлять складирование КГО в нарушение пункта 10 Правил N 1156.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 288.2. АПК РФ вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в инспекцию обращения потребителя от 18.05.2020 по факту ненадлежащего предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО с контейнерной площадки по адресу: г. Оренбург, пр. Победы д. 2б, инспекцией 20.05.2020 вынесено определение N 75 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования установлено, что в нарушение установленной Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) периодичности оказания услуги по вывозу ТКО, в период с 11.05.2020 по 07.06.2020 коммунальная услуга по вывозу КГО с указанной контейнерной площадки (являющейся площадкой для накопления отходов для потребителей, проживающих в многоквартирных домах N 2б, 2/1 по пр. Победы г. Оренбурга) не оказывалась.
По результатам проверки в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 18.06.2020 N ПЛ-75 по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, вынесено постановление от 21.12.2020 N 40/01-191-2020 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности в соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с этим постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Частью 15.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, начиная от места накопления ТКО, если иное не установлено договором.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) установлено, что под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Абзацем 27 статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что региональный оператор по обращению с ТКО юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В силу статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1156, под "контейнерной площадкой" понимается место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; под "погрузкой ТКО" понимается перемещение ТКО из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО.
На основании пункта 10 Правил N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно Правилам N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является обращение с ТКО (то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах) (подпункт "ж" пункта 4 Правилам N 354).
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен разделом XV(1) Правил N 354, в силу которого исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) этих Правил, в том числе региональный оператор по обращению с ТКО. Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, этими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а" пункта 148(22) Правил N 354).
Пунктом 17 Приложения N 1 Правил N 354 определено, что обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления осуществляется в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
Судами установлено, что общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Оренбургской области и фактически оказывает населению услуги по вывозу ТКО.
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменено в вину нарушение указанных выше положений в связи с тем, что в период с 11.05.2020 по 07.06.2020 потребителям, проживающим в многоквартирных домах N 2б, 2/1 по пр. Победы г. Оренбурга коммунальная услуга по вывозу ТКО в виде КГО не оказывалась. При этом, общество, как исполнитель коммунальной услуги, выставляло потребителям указанных жилых домов платежные документы на оплату коммунальной услуги.
Оказание коммунальной услуги по вывозу ТКО потребителям указанных многоквартирных домов осуществляется с использованием контейнерной площадки, которая включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "Город Оренбург", размещенный на сайте администрации г. Оренбурга в сети Интернет.
Факт неоказания коммунальной услуги в период с 11.05.2020 по 07.06.2020 (теплое время года) подтвержден составленными административным органом актами осмотра от 04.06.2020, 05.06.2020, 07.06.2020, 08.06.2020 с приложением фотоматериалов, а также свидетельскими показаниями жителей домов N 2/1 и N 2б по пр. Победы в г. Оренбурге, отчетом по посещению геозон за период с 05.05.2020 по 15.06.2020, копиями маршрутного журнала и путевых листов, полученными в ходе административного расследования материалами.
В связи с этим судами установлен и материалами дела подтвержден факт необеспечения обществом режима предоставления коммунальной услуги потребителям названного жилого дома в необходимых объемах с периодичностью, установленной пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Суды верно указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено.
Судом кассационной инстанции таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.04.2021 по делу N А47-561/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 17 Приложения N 1 Правил N 354 определено, что обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления осуществляется в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
...
Факт неоказания коммунальной услуги в период с 11.05.2020 по 07.06.2020 (теплое время года) подтвержден составленными административным органом актами осмотра от 04.06.2020, 05.06.2020, 07.06.2020, 08.06.2020 с приложением фотоматериалов, а также свидетельскими показаниями жителей домов N 2/1 и N 2б по пр. Победы в г. Оренбурге, отчетом по посещению геозон за период с 05.05.2020 по 15.06.2020, копиями маршрутного журнала и путевых листов, полученными в ходе административного расследования материалами.
В связи с этим судами установлен и материалами дела подтвержден факт необеспечения обществом режима предоставления коммунальной услуги потребителям названного жилого дома в необходимых объемах с периодичностью, установленной пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2021 г. N Ф09-6288/21 по делу N А47-561/2021