Екатеринбург |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А47-2654/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Новиковой О.Н.,
судей Кудиновой Ю.В., Шершон Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области (далее - Администрация) на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.06.2021 по делу N А47-2654/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа в сети "Интернет", в судебное заседание в суд округа не явились, явку своих представителей не обеспечили.
От конкурсного управляющего имуществом муниципального унитарного предприятия "Благоустройство" (далее - предприятие "Благоустройство", Должник) Решетникова Дмитрия Олеговича поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 16.04.2020 Арбитражным судом Оренбургской области принято к своему рассмотрению заявление предприятия "Благоустройство" о признании его несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по настоящему делу о банкротстве.
Определением от 03.07.2020 в отношении предприятия "Благоустройство" введена процедура наблюдения, его временным управляющим утвержден Бурьян Александр Вадимович.
Решением от 08.12.2020 предприятие "Благоустройство" признано банкротом, в отношении его имущества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Решетников Д.О.
Конкурсный управляющий обратился 27.04.2021 в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об обязании Администрации принять по акту приема-передачи: 1) Площади: у здания муниципального образования Адамовский район площадью 320 кв. м по адресу: п. Адамовка, ул. Советская, 81; у здания муниципального образования Адамовский поссовет площадью 850 кв. м по адресу: п. Адамовка, ул. 8 Марта, 11 Б; у здания органа внутренних дел - полиции площадью 450 кв. м по адресу: ул. Ленина, 13А; у сквера Победы площадью 950 кв. м по адресу: ул. Ленина, 35А; на ул. Студенческая (вдоль забора центральной районной больницы) площадью 1300 кв. м по адресу:
п. Адамовка, ул. Чапаева, 5; на ул. Школьной (вдоль забора детского сада N 4) площадью 1200 кв. м по адресу: п. Адамовка, ул. Школьная, 4; у кинотеатра Восход (с выездом на ул. Ленина) площадью 10 820 кв. м по адресу:
п. Адамовка, ул. Пушкинская; на улице Красногвардейская (возле обелиска "Покорителям Адам, целины") площадью 700 кв. м по адресу: п. Адамовка, ул. Красногвардейская, 31; 2) Тротуары: ул. Майская (от моста р. Джарла до административного здания ПМК-2 - левая сторона) площадью 2,8 кв. м;
ул. Советская 9 (от ул. Южная до ул. 9 Пятилетки - левая сторона) 2,2 кв. м;
ул. Ленина (от РКЦ до ул. Студенческая - правая сторона) 1,2 кв. м; ул. 8 Марта (от ул. Ленина до гостиницы Колос - левая сторона) 0,3 кв. м; ул. Школьная 9 (от детского сада N 4 до АСШ N 2 - правая сторона) 0,25 кв. м;
ул. Красногвардейская (от ул. Студенческая до ул. 8 Марта - правая сторона) 0,12 кв. м, а также о взыскании с Администрации в пользу Должника компенсации за уменьшение конкурсной массы в размере 7 846 400 руб.
Определением от 16.06.2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021, данное заявление удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, отказав Управляющему в заявленных требованиях в полном объеме. Кассатор ссылается на то, что спорные объекты являются социально-значимыми, ввиду чего компенсация должна быть разумной и учитывающей интересы муниципального образования, а также акцентирует внимание на том, что в рамках настоящего дела и иных споров на Администрацию возложена обязанность выплатить находящимся в конкурсных производствах должникам компенсацию в общем размере более 82 млн. руб., в бюджете муниципального образования Адамовский поссовет таковые средства отсутствуют, а принудительное их взыскание повлечет невозможность исполнения ею своих полномочий по решению вопросов местного значения и затронет права и законные интересы населения (8970 человек).
Приложенное к кассационной жалобе дополнительное доказательство (приложение N 3 - выписка из бюджета муниципального образования) судом округа во внимание не принимается и к материалам кассационного производства не приобщается, поскольку в силу статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сбор, принятие и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда кассационной инстанции, который проверяет законность принятых судебных актов на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций, при этом, поскольку названный документ представлен в электронном виде через систему "Мой Арбитр", фактический его возврат на бумажном носителе не производится.
Конкурсный управляющий Решетников Д.О. в представленном письменном отзыве просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, обжалуемые судебные акты - оставить без изменения.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего спора, предприятие "Благоустройство" зарегистрировано в качестве юридического лица 31.07.2014, основным видом его деятельности является деятельность по благоустройству ландшафта (код ОКВЭД - 81.30).
В дальнейшем решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.12.2020 предприятие "Благоустройство" признано банкротом, в отношении его имущества открыт конкурс, конкурсным управляющим утвержден Решетников Д.О.
На основании приказа Управляющего N 01 от 29.01.2021 проведена инвентаризация имущества Должника, в ходе которой выявлен факт принадлежности последнему на праве хозяйственного ведения на основании распоряжения Администрации N 186-р от 26.10.2016 вышеназванных объектов.
В связи с этим Управляющий направил в адрес главы Администрации письмо от 14.04.2021 о необходимости принятия по акту приема-передачи спорного имущества и выплаты компенсации его балансовой стоимости в размере 7 846 400 руб.
Письмом от 22.04.2021 Администрация сообщила о готовности принять спорные площади и тротуары в муниципальную собственность, но безвозмездно - без выплаты Должнику какой-либо компенсации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения управляющего Решетникова Д.О. в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования Управляющего в полном объеме, суды сослались на положения статей 294, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 131 и 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), разъяснения пункта 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", а также правовую позиции, приведенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П (далее - Постановление N 8-П) и исходили из того, что спорные площади и тротуары не являются самостоятельными объектами недвижимого имущества, поскольку несут исключительно вспомогательную по отношению к назначению земельного участка функцию и является лишь элементом его благоустройства, а потому не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и должны быть возвращены в собственность муниципального образования Адамовский поссовет не обремененными правом хозяйственного ведения, при этом с Администрации в целях обеспечения баланса между интересами муниципального образования и Должника и его кредиторов подлежит взысканию разумная и соразмерная компенсация изъятого, которая применительно к данному имуществу равняется его балансовой стоимости, то есть 7 846 400 руб.
Суд округа соглашается с выводом судов о том, что спорные площади и тротуары, являясь лишь элементом благоустройства соответствующих земельных участков и выполняя обеспечительную для близлежащих объектов социальной инфраструктуры функцию, самостоятельным объектом недвижимости применительно к положениям статей 128 и 130 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются и являться не могут, в связи с чем включению в конкурсную массу Должника и реализации в процедуре его банкротства не подлежат, соответственно должны быть возвращены собственнику имущества.
Между тем при постановке вывода о взыскании с Администрации компенсационной выплаты за переданные ей спорные объекты судами не учтено, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении N 8-П, распространяется исключительно на то имущество, за счет которого кредиторы в отсутствие установленных законом ограничений его оборотоспособности в принципе могли бы так или иначе получить удовлетворение своих требований к Должнику, но ввиду изъятия соответствующих объектов в пользу муниципалитета таковой возможности лишились, то есть в отношении имущества, составляющего активы должника, формирующие его конкурсную массу.
Как отмечалось ранее, спорные площади и тротуары не являются самостоятельными объектами недвижимости, а представляют собою территории общего пользования (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), неразрывно связанные с земельными участками общего пользования, входящими в состав земель населенных пунктов (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации), соответственно следуют судьбе таковых земельных участков (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), оборот которых значительно ограничен (они не могут являться объектом приватизации (пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества") либо предметом аукциона (подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации); могут быть переданы в аренду без проведения торгов лишь в исключительных случаях, перечисленных в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации; на них не распространяется действие градостроительных регламентов, в связи с чем порядок их использования определяется соответственно федеральными органами власти, уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (пункт 2 части 4, часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации)), вследствие чего конкурсную массу Должника составлять не могут.
Кроме того, в отличие от объектов, упомянутых в Постановлении N 8-П, которые, как прямо указано Конституционным Судом Российской Федерации, используются, в том числе, в частных интересах их собственника-должника (то есть в целях извлечения дохода, а именно данный имущественный интерес является критерием разграничения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие), спорные площади и тротуары вверены Должнику не в целях их использования для извлечения прибыли, при том, что иное не доказано, а, напротив, для их содержания и поддержания согласно правилам благоустройства территории, утвержденным на территории муниципального образования Адамовский поссовет, что предполагает несение Должником соответствующих издержек.
Таким образом, учитывая, что спорные площади и тротуары не являются самостоятельными объектами имущества, включению в конкурсную массу Должника и реализации в процедуре его банкротства - не подлежат, необходимо признать, что их передача муниципальному образованию, вопреки ошибочному мнению судов, должна осуществляться в прямом соответствии правилу пункта 6 статьи 132 Закона о банкротстве - то есть без каких-либо дополнительных условий, ввиду чего правовые и фактические основания для удовлетворения требования Управляющего о взыскании с Администрации компенсации за уменьшение конкурсной массы у судов отсутствовали.
Поскольку определение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.06.2021 по делу N А47-2654/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по тому же делу в части взыскания с Администрации компенсации за уменьшение конкурсной массы денежных средств в размере 7 846 400 руб. приняты судами нижестоящих инстанций с существенными нарушениями норм материального права (часть 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), повлиявшими на исход рассмотрения спора и без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов Администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, указанные акты в обозначенной части подлежат отмене.
При этом учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного правового вопроса, установлены судами первой и апелляционной инстанций правильно и в полной мере, суд округа на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным, не передавая обособленный спор на новое рассмотрение, принять в названной части новое решение об отказе в удовлетворении данного требования Управляющего.
В оставшейся части названные определение и постановление, как указывалось выше, являются законными и обоснованными, вследствие чего подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями с 286 по 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.06.2021 по делу N А47-2654/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по тому же делу - отменить в части взыскания компенсации за уменьшение конкурсной массы денежных средств в размере 7 846 400 руб.
В удовлетворении заявления конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "Благоустройство" о взыскании компенсации за уменьшение конкурсной массы - отказать.
В остальной части определение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.06.2021 по делу N А47-2654/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по тому же делу - оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Новикова |
Судьи |
Ю.В. Кудинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как отмечалось ранее, спорные площади и тротуары не являются самостоятельными объектами недвижимости, а представляют собою территории общего пользования (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), неразрывно связанные с земельными участками общего пользования, входящими в состав земель населенных пунктов (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации), соответственно следуют судьбе таковых земельных участков (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), оборот которых значительно ограничен (они не могут являться объектом приватизации (пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества") либо предметом аукциона (подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации); могут быть переданы в аренду без проведения торгов лишь в исключительных случаях, перечисленных в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации; на них не распространяется действие градостроительных регламентов, в связи с чем порядок их использования определяется соответственно федеральными органами власти, уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (пункт 2 части 4, часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации)), вследствие чего конкурсную массу Должника составлять не могут.
Кроме того, в отличие от объектов, упомянутых в Постановлении N 8-П, которые, как прямо указано Конституционным Судом Российской Федерации, используются, в том числе, в частных интересах их собственника-должника (то есть в целях извлечения дохода, а именно данный имущественный интерес является критерием разграничения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие), спорные площади и тротуары вверены Должнику не в целях их использования для извлечения прибыли, при том, что иное не доказано, а, напротив, для их содержания и поддержания согласно правилам благоустройства территории, утвержденным на территории муниципального образования Адамовский поссовет, что предполагает несение Должником соответствующих издержек.
Таким образом, учитывая, что спорные площади и тротуары не являются самостоятельными объектами имущества, включению в конкурсную массу Должника и реализации в процедуре его банкротства - не подлежат, необходимо признать, что их передача муниципальному образованию, вопреки ошибочному мнению судов, должна осуществляться в прямом соответствии правилу пункта 6 статьи 132 Закона о банкротстве - то есть без каких-либо дополнительных условий, ввиду чего правовые и фактические основания для удовлетворения требования Управляющего о взыскании с Администрации компенсации за уменьшение конкурсной массы у судов отсутствовали."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 октября 2021 г. N Ф09-7548/21 по делу N А47-2654/2020
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4188/2023
02.11.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7548/2021
13.10.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7548/2021
17.08.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9685/2022
11.07.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7455/2022
01.03.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7548/2021
14.12.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12949/2021
26.10.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7548/2021
20.10.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12456/2021
09.08.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9967/2021
21.05.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5105/2021
08.12.2020 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-2654/20