Екатеринбург |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А07-33194/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Ященок Т.П., Вдовина Ю.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ТУ Росимущества) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.06.2021 по делу N А07-33194/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" принял участие представитель Башкортостанской таможни (далее - таможня) - Кунцевич Н.Н. (доверенность от 18.12.2020 N 01-07-16/16415).
Таможня обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к ТУ Росимущества о признании незаконными решений, выраженных в письмах от 11.11.2020 N 02-ФЛ-05/9981 и от 19.01.2021 N 02-ФЛ-03/267, а также обязании принять к уничтожению кораллы (с учетом уточнение заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в лице Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) (далее - Росприроднадзор).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов о том, что действие Правил реализации или уничтожении безвозмездно изъятых или конфискованных объектов животного мира, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, а также полученной из них продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2009 N 13 (далее - Правила N 13) не распространяется на распоряжение конфискованными кораллами, поскольку они являются объектами животного мира, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, а также полученной из них продукции.
ТУ Росимущества отмечает, что решение о передаче изъятых или конфискованных диких животных и растений для реализации в Росимущество (его территориальные органы) независимо от их попадания под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 03.03.1973 (далее - Конвенция), принимает Росприроднадзор или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
В связи с этим ТУ Росимущества полагает, что на него возложены только функции по реализации объектов животного и растительного мира.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, в таможне на хранении находится имущество (кораллы), обращенное в федеральную собственность решениями мировых судей Уфимского района Республики Башкортостан, с признаками, подпадающими под действие Конвенции. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) приняты решения об уничтожении кораллов: от 29.12.2020 N АА-10-05-29/46316, 30.12.2020 N АА-10-05-29/46385, 23.12.2020 N МК-10-05-29/45224, 02.03.2020 N АА-10-04-29/6536, 21.08.2019 N АА-10-04-29/22449, 01.06.2020 N АА-10-04-29/16714, 25.02.2020 N АА-10-04-32/5743, 22.06.2020 N АА-10-04-29/19116, 14.08.2020 N АА-10-04-29/26331, 29.07.2020 N АА-10-04-29/24293, 03.08.2020 N АА-10-04-29/24563, 28.07.2020 N АА-10-04-29/24267, 02.06.2020 N АА-10-04-29/16823, 01.06.2020 N АА-10-04-29/16712, 22.05.2020 N МК-10-04-29/15592, 14.07.2020 N АА-10-04-29/21756, 02.07.2020 N АА-10-04-29/20259, 17.07.2020 N АА-10-04-29/22608, 29.07.2020 N АА-10-04-29/24302, 15.07.2020 N АА-10-04-29/22041, 26.08.2020 N АА-10-05-29/27857, 01.09.2020 N АА-10-05-29/28599, 15.10.2020 N АА-10-04-29/34678, 12.10.2020 N АА-10-05-29/34164, 12.10.2020 N АА-10-05-29/34157, 19.10.2020 N АА-10-05-29/35534, 19.10.2020 N АА-10-05-29/35189.
Таможня направила уведомления о наличии и месте нахождения имущества, обращенного в федеральную собственность в адрес ТУ Росимущества о принятии к уничтожению кораллов. Письмами от 11.11.2020 N 02-ФЛ-05/9981 и от 19.01.2021 N 02-ФЛ-03/267 ТУ Росимущества отказало в уничтожении имущества, ссылаясь, на то, что уничтожение, названного имущества не входит в его полномочия.
Полагая, что названные решения ТУ Росимущества незаконны, таможня обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии совокупности оснований для признания недействительными оспариваемых ненормативных актов, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В соответствии с пунктом 4 Положения N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На основании пункта 5 Положения N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (пункт 5.2 Положения N 432);
организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено (за исключением вещественных доказательств, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения), а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества или его уничтожение (указанные полномочия не распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией) (пункт 5.5 Положения N 432);
в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании осуществляет распоряжение (реализацию, уничтожение или переработку (утилизацию) переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами (пункт 5.5 (2) Положения N 432).
В силу пункта 5.5 (2).4 Положения N 432 на Росимущество возложены полномочия на уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров.
Согласно пункту 4 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 N 1238 (далее - Положение N 1238) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11 Положения N 1238.
В соответствии с пунктом 11 Положения N 1238 имущество, обращенное в собственность государства, подлежит распоряжению следующими способами: а) переработка (утилизация); б) уничтожение; в) реализация.
На основании пункта 14 Положения N 1238 имущество, обращенное в собственность государства, подлежит исключительно уничтожению в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также при наличии прямого указания на уничтожение в судебном акте об обращении имущества в собственность государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2003 N 304 "Об утверждении Правил использования безвозмездно изъятых или конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 03.03.1973" утверждены Правила использования безвозмездно изъятых или конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции (далее - Правила N 304).
В соответствии с требованиями Конвенции решение об использовании образцов принимает административный орган Конвенции в Российской Федерации на основании заключения научного органа Конвенции в Российской Федерации с учетом законодательства Российской Федерации и необходимости обеспечения надлежащих условий содержания и биологических потребностей животных, а также исключения жестокого обращения с ними (пункт 2 Правил N 304).
Названные Правила, в том числе наделяют административный орган правом принятия решения об уничтожении неживых образцов (пункт 6 Правил N 304).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370" административным органом, уполномоченным на принятие решений в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2003 N 304 является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
В силу пункта 1 Правил N 13, они не распространяются на безвозмездно изъятые или конфискованные водные биологические ресурсы и продукты их переработки, а также на безвозмездно изъятые или конфискованные объекты животного мира и полученную из них продукцию, подпадающие под действие Конвенции.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что кораллы, обращенные в федеральную собственность и находящие на хранении в таможне, подпадают под действие Конвенции.
Административный орган Конвенции в Российской Федерации - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) принял решение об уничтожении кораллов.
Следовательно, судами верно указано, что с учетом пунктов 1, 5.5(2) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и при наличии решений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об уничтожении кораллов ТУ Росимущества обязано исполнять такие решения.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности оснований для признания незаконными оспариваемых ненормативных актов.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные таможней требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Иное толкование ТУ Росимущества положений законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.06.2021 по делу N А07-33194/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с требованиями Конвенции решение об использовании образцов принимает административный орган Конвенции в Российской Федерации на основании заключения научного органа Конвенции в Российской Федерации с учетом законодательства Российской Федерации и необходимости обеспечения надлежащих условий содержания и биологических потребностей животных, а также исключения жестокого обращения с ними (пункт 2 Правил N 304).
Названные Правила, в том числе наделяют административный орган правом принятия решения об уничтожении неживых образцов (пункт 6 Правил N 304).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370" административным органом, уполномоченным на принятие решений в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2003 N 304 является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
В силу пункта 1 Правил N 13, они не распространяются на безвозмездно изъятые или конфискованные водные биологические ресурсы и продукты их переработки, а также на безвозмездно изъятые или конфискованные объекты животного мира и полученную из них продукцию, подпадающие под действие Конвенции."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2021 г. N Ф09-7957/21 по делу N А07-33194/2020
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7957/2021
21.06.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6207/2022
12.11.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7957/2021
20.08.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10465/2021
16.06.2021 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-33194/20