Екатеринбург |
|
13 декабря 2021 г. |
Дело N А50-4476/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - заявитель, общество, ПАО "Т Плюс") на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.07.2021 по делу N А50-4476/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Сорокин А.С. (доверенность 31.01.2020).
ПАО "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, инспекция) от 04.02.2021 N 752.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТСЖ "Осинская-14".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.07.2021 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 решение суда оставлено без изменения.
ПАО "Т Плюс" просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем кассатора в судебном заседании окружного суда.
Инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что в ходе внеплановой выездной проверки соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме N 14 по улице Осинской г. Перми, проверяющими выявлен факт нарушения обязательных требований: температура коммунального ресурса по отоплению на подающем трубопроводе составляет + 55,3 °C, на обратном трубопроводе составляет + 45,2 °C, в квартире N <...> в жилых помещениях, расположенных на 8 и 9 этажах температура воздуха в четырех жилых комнатах, две из которых угловые, составляет + 18 °C.
По итогам проверки инспекцией составлен акт от 03.02.2021 N 752 и выдано оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 04.03.2021.
Не согласившись с указанным ненормативным актом заинтересованного лица, общество обратилось в арбитражный суд.
Разрешая спор, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований общества.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.
Как верно указано судами со ссылкой на положения части 1, 2 статьи 10, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 4.4 Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил N 354).
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам.
В соответствии с пунктом 15 приложения N 1 Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества достигается путем обеспечения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах +20 °C); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C).
На основании пункта 4.4 таблицы 1 ГОСТа 30494-2011 температура воздуха в жилых комнатах в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 °C и ниже, допустимая температура воздуха должна составлять + 22 - +24 °C.
В пункте 14 приложения N 1 Правил N 354 указано, что одним из требований к качеству предоставляемых коммунальных услуг по отоплению является бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода.
Пунктом 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - ПИНТЭЖФ) установлено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
В силу пункта 8 Правил N 354 в качестве исполнителя может выступать ресурсоснабжающая организация, соответствующие доводы общества об обратном верно отклонены судами как несостоятельные.
Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 21 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, является внешняя граница стены многоквартирного дома и место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Пунктом 50 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (действующие на момент вынесения оспариваемого предписания от 04.02.2021) установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Исследовав материалы дела, суды заключили, что в отношении спорных жилых помещений обществом при подаче коммунального ресурса нарушены требования пункта 15 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг, обоснованно отклонив довод о погрешности измерительного прибора, поскольку несоответствие температуры установленным требованиям составляет 4 °C (+18 °C вместо минимально допустимых +22 °C), что свидетельствует о наличии нарушений даже с учетом указанной погрешности +/- 2 °C.
Кроме того, с учетом положений пункта 50 приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации", пункта 124 (2) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, пункта 2.3.2 "Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения", утвержденной приказом Госстроя РФ от 01.10.2011 N 225а также с учетом заключенного между заявителем и ТСЖ "Осинская, 14" договором теплоснабжения от 01.09.2012 N 1218, предусматривающего наличие температурного графика, судами правомерно указано, что в соответствии с действующим законодательством температурный режим должен быть соблюден на входе в объект, в который поставляется тепловой ресурс, то есть в данном случае в зоне балансовой ответственности заявителя.
Несоответствие температуры теплоносителя в подающем трубопроводе влечет предоставление коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, не соответствующей требованиям пункта 15 приложения N 1 к Правилам N 354, а также ГОСТ 30494-2011.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о невыполнении обществом обязанности по поставке теплового ресурса надлежащего качества.
Оценив содержание оспариваемого предписания, суды установили, что оно вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, каких-либо неясностей или неточностей не содержит, при этом, доказательств нарушения права заявителя в сфере предпринимательской указанным предписанием не представлено, и из обстоятельств дела таких нарушений суды также не усмотрели.
Доводам о перепланировках в спорных жилых помещениях дана надлежащая подробная оценка, оснований для ее непринятия суда округа не имеется.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм действующего законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 07.07.2021 по делу N А50-4476/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав материалы дела, суды заключили, что в отношении спорных жилых помещений обществом при подаче коммунального ресурса нарушены требования пункта 15 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг, обоснованно отклонив довод о погрешности измерительного прибора, поскольку несоответствие температуры установленным требованиям составляет 4 °C (+18 °C вместо минимально допустимых +22 °C), что свидетельствует о наличии нарушений даже с учетом указанной погрешности +/- 2 °C.
Кроме того, с учетом положений пункта 50 приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации", пункта 124 (2) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, пункта 2.3.2 "Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения", утвержденной приказом Госстроя РФ от 01.10.2011 N 225а также с учетом заключенного между заявителем и ТСЖ "Осинская, 14" договором теплоснабжения от 01.09.2012 N 1218, предусматривающего наличие температурного графика, судами правомерно указано, что в соответствии с действующим законодательством температурный режим должен быть соблюден на входе в объект, в который поставляется тепловой ресурс, то есть в данном случае в зоне балансовой ответственности заявителя.
Несоответствие температуры теплоносителя в подающем трубопроводе влечет предоставление коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, не соответствующей требованиям пункта 15 приложения N 1 к Правилам N 354, а также ГОСТ 30494-2011."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 декабря 2021 г. N Ф09-9434/21 по делу N А50-4476/2021