Раздел III. Задачи, которые необходимо решить для достижения целей Программы, с указанием сроков и этапов их реализации. Индикаторы и показатели, характеризующие поэтапное решение задач
3.1. Основные задачи
Реализация Программы направлена на решение приоритетных задач социально-культурного развития Москвы в первую очередь путем обеспечения благоприятной социальной ситуации, реализации конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации, укрепления роли Москвы как культурно-исторического центра мирового значения, совершенствования взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, создания института государственно-частного партнерства в деле развития социально-культурной сферы, стимулирования и поддержки творческих инициатив, обеспечения свободы творчества.
Реализация мероприятий, предложенных в данной Программе, обеспечит:
- доступность культурных благ, в том числе информационного характера для всех массовых групп и слоев общества, включая инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями, путем приспособления учреждений отрасли, предоставления услуг данным категориям граждан, а также создания системы льгот на посещение учреждений культуры;
- достижение более высокого качественного уровня культурного обслуживания жителей города;
- комплексную модернизацию социально-культурной сферы города, укрепление материальной инфраструктуры, внедрение современных информационных технологий в деятельность учреждений культуры;
- поддержку культурной деятельности различных этнических групп, проживающих в Москве и социально-культурная адаптация мигрантов;
- поддержку в условиях многонационального города различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения представителей всех наций и народностей;
- сохранение и пропаганду культурного наследия и культурного потенциала Москвы, особенно в молодежной среде, как основы культурной идентификации и единства российского общества;
- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли Москвы в судьбах России и мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою столицу;
- поддержание в репрезентативном состоянии уникальных культурно-природных комплексов столицы (парков, музеев-заповедников, музеев-усадеб, зоопарка), сохранение их природной среды, воспитание любви к природе, формирование экологического мышления, экологической культуры детей и молодежи, внедрение экологического просвещения в деятельность всех типов учреждений культуры;
- развитие межрегиональных и международных культурных связей города Москвы с целью интеграции культуры города в европейское и мировое культурное пространство и формирования позитивного образа России и Москвы и повышения их международного авторитета;
- стимулирование и поддержка разнообразных творческих инициатив, защита и обеспечение свободы творчества;
- эффективное взаимодействие с общественными и иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере культуры, искусства, досуга, образования, просвещения.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 октября 2006 года N 839-ПП "О схеме развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года" в качестве инновационных данная Программа предусматривает решение следующих конкретных задач:
1. Достижение более высокого качественного уровня культурного обслуживания в жилых районах города.
По сети районного уровня:
- строительство до 2010 г. 60 объектов культуры (51 объект в районе с нулевой обеспеченностью, 9 - в районах с низкой обеспеченностью);
- реконструкция 35 объектов культуры.
По сети городского уровня:
- до 2010 г. строительство 93-х объектов культуры;
- реконструкция 103-х объектов культуры;
- создание уникальных объектов культуры, в т.ч. Музейно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России, нового музейного комплекса "Музей истории Москвы" на базе "Провиантских магазинов" и Усадьбы Гагариных, Музейно-выставочного центра "Музей моды" и др.
Увеличение площадей объектов культуры к 2010 г. за счет нового строительства составит:
всего - 2,2 млн. кв. м.;
районный уровень - 1,3 млн. кв. м.;
городской уровень - 0,9 млн. кв. м. (из них, массовых объектов - 0,6 млн. кв. м, уникальных - 0,3 млн. кв. м).
2. Комплексная модернизация социально-культурной сферы города, укрепление материальной инфраструктуры, внедрение современных информационных технологий в деятельность учреждений культуры:
- доля единиц хранения (фондов музеев, библиотек), занесенных в электронный каталог возрастет на 40-50%;
- количество учреждений культуры, имеющих выход в Интернет, возрастет на 30%;
- количество компьютеризированных рабочих мест для пользователей возрастет на 30%.
Все мероприятия Программы включены в единую последовательность: "задача - мероприятие - результат - контроль". Классификация мероприятий (выделение основных направлений) осуществляется по следующим основаниям:
1). по уровню выполнения:
- общегородские мероприятия, проводимые при участии Департамента культуры города Москвы;
- мероприятия, проводимые в округах и районах при участии префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы;
- иные мероприятия;
2) по участвующим организациям культурной сферы (театры, музеи, библиотеки, образовательные учреждения и т.д.);
3) по основным элементам социально-культурной сферы:
- сохранение культурного наследия;
- доступ к культурным ценностям;
- творческая деятельность;
- дополнительное художественное образование и воспитание;
- специальные направления (мигранты, этнические группы).
Система мероприятий Программы в каждой из своих таблиц отражает пять основных подпрограмм или приоритетов развития отрасли на период 2008 - 2010 годов:
1. "Трехлетка объектов культуры в районах "МКАДовского пояса" Москвы". Реализация мероприятий первого этапа работ по созданию объектов культуры в новых районах массовой жилой застройки - многофункциональных объектов модульного типа, включающих набор основных культурно-досуговых объектов - клуб, библиотека, выставочный зал, учреждение дополнительного образования.
2. "От модернизации оборудования - к модернизации услуг". Внедрение новых видов услуг населению культурного профиля в учреждениях районного уровня (библиотеки, клубы, парки, кинотеатры) на основе современного оборудования и телекоммуникационных систем с целью повышения их конкурентоспособности.
3. "Учреждения культуры - детям". Расширение видов деятельности учреждений культуры с детской аудиторией (грантовая поддержка образовательных учреждений, библиотек, театров, клубов, концертных организаций, музеев).
4. "Семейный досуг и творчество". Строительство новых объектов (многофункциональных культурных центров), создание досуговых комплексов в действующих учреждениях культуры, реализация программы мероприятий, направленных на организацию семейных форм досуга и творчества.
5. Инновации:
- внедрение новых типов учреждений культуры (например, Молодежный интеллект-центр (МИЦ), оценка их эффективности и апробация вариантов их организационно-правовой структуры;
- внедрение новой типологии объектов культуры (для модулей);
- модернизация классических типов учреждений культуры (библиотек, музеев, кинотеатров, клубов);
- апробация функционирования учреждений культуры с разными вариантами их организационно-правовой структуры;
- внедрение показателей и индикаторов эффективности деятельности (ГУКов, переход на программно-целевой метод бюджетного финансирования всей системы учреждений культуры (бюджетирование, ориентированное на результат (БОР),
- изучение вопроса о возможности реорганизации Государственных учреждений культуры (ГУК) в Автономные учреждения (АУ) для различных видов учреждений культуры;
3.2. Целевые индикаторы и показатели
Оценка конечных и промежуточных результатов выполнения Программы, а также оценка эффективности реализации ее конкретных мероприятий невозможны без функционирования системы целевых индикаторов и показателей, позволяющих объективно оценивать состояние работ по Программе.
Методической основой для создания данной системы являются результаты социологического мониторинга качества жизни, в том числе и унифицированные методики. Подобный подход обеспечивает объективность и сравнимость результатов исследований, отслеживание динамик и корректировку тех или иных направлений, процессов в ходе реализации Программы.
В частности, в систему целевых индикаторов и показателей включены следующие их группы.
1. Статистические показатели, характеризующие доступность культурных ценностей для основных категорий населения Москвы (например, количество театров, библиотек, относительная обеспеченность учреждениями культуры по районам и т.д.).
2. Социологические показатели, характеризующие структуру культурных потребностей населения города (например, доля населения города, регулярно посещающего театры, музеи, массовые культурно-зрелищные мероприятия и т.д.).
3. Социологические показатели, характеризующие степень удовлетворенности населения города состоянием социально-культурной сферы и предложения граждан по ее совершенствованию (например, индекс удовлетворенности состоянием социально-культурной сферы и ее элементов и т.д.).
4. Статистические и социологические показатели, характеризующие доступность учреждений культурно-досуговой деятельности для лиц с ограниченными возможностями (например, количество учреждений, полностью или частично доступных для этих категорий; доля лиц, регулярно посещающих учреждения; доля лиц, привлеченных к участию в народном творчестве и т.д.).
5. Натуральные показатели, характеризующие фактическую полноту выполнения и ресурсного обеспечения программных мероприятий и т.д.
6. Экономические показатели, характеризующие структуру затрат и финансовые ресурсы.
Внедрение системы программно-целевого управления, ориентированного на результат, переносит акцент бюджетирования в сфере культуры с затрат учреждений культуры на результат деятельности. Финансирование, согласно требованиям бюджетной реформы будет осуществляться не на сеть учреждений, а на услуги, оказываемые населению.
В качестве индикаторов эффективности деятельности учреждений культуры, находящихся в ведении Департамента культуры города Москвы, и факторов, определяющих систему мероприятий Программы, также выступают:
- рост посещаемости учреждений культуры и культурно-досуговых мероприятий;
- наличие систем по обеспечению безопасности населения при посещении культурно-массовых мероприятий;
- сохранность (количество отреставрированных ед.) объектов культуры, включая музейные и библиотечные коллекции, архивы и др.;
- доля внебюджетного финансирования, в т.ч. общественных пожертвований и спонсорской поддержки;
- модернизация материально-технической базы подведомственных организаций;
- объемы работ по реставрации, капитальному и текущему ремонту зданий, помещений, инженерных сетей и коммуникаций;
- повышение квалификации кадров отрасли.
Оценка результативности бюджетных расходов предусматривает:
- формирование системы оценки результативности бюджетных расходов;
- приведение системы управления в соответствие с принципами бюджетирования, ориентированного на общественно значимые результаты.
Департаментом культуры города Москвы на основании долголетней практики работы предложены оценочные (целевые) показатели для оценки хода реализации Программы, предусмотрено создание организационных и нормативно-правовых условий для проведения оценки.
Для определения эффективности реализации системы мероприятий данной Программы применяются следующие натуральные показатели (таблица N 3).
Таблица N 3
Натуральные показатели
и программные мероприятия
|
Наименование показателей
|
Ед. изм.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
1.
|
количество объектов культуры, охваченных мероприятиями Программы
|
ед.
|
887
|
897
|
900
|
900
|
907
|
915
|
2.
|
количество рабочих мест в отрасли
|
тыс. чел.
|
51
|
53
|
54
|
57
|
60
|
65
|
3.
|
Театры и концертные организации
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1.
|
количество учреждений
|
ед.
|
106
|
109
|
110
|
110
|
110
|
110
|
3.2.
|
показатели театров на своих площадках
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- количество спектаклей
|
ед.
|
13930
|
14380
|
14600
|
16020
|
16240
|
16460
|
|
- число зрителей
|
тыс. чел.
|
2806,0
|
2900,0
|
3130,0
|
3580,0
|
3760,0
|
3950,0
|
|
- коммерческая вместимость зрительных залов
|
ед.
|
22779
|
24360
|
25424
|
28104
|
28704
|
29300
|
|
- число новых постановок
|
ед.
|
146
|
161
|
170
|
186
|
198
|
205
|
4.
|
Библиотеки
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.
|
количество учреждений
|
ед.
|
434
|
437
|
437
|
437
|
437
|
437
|
4.2.
|
- количество читателей
|
тыс. чел.
|
2538,0
|
2515,0
|
2550,0
|
2600,0
|
2652,0
|
2705,0
|
4.3.
|
- книговыдача (количество выданных книг)
|
тыс. ед.
|
52287
|
51804
|
52001
|
52100
|
52300
|
53000
|
4.4.
|
- количество изданий в библиотеках
|
тыс.ед.
|
26661
|
26623
|
26800
|
26850
|
27000
|
27300
|
5
|
Музеи и выставочные залы
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1.
|
количество учреждений
|
ед.
|
60
|
61
|
63
|
63
|
63
|
63
|
5.2.
|
количество посетителей
|
тыс. чел.
|
3896,0
|
3850,0
|
4225,0
|
4436,0
|
4657,0
|
4889,0
|
5.3.
|
количество выставок
|
ед.
|
649
|
730
|
817
|
915
|
1002
|
1025
|
6.
|
Учреждения образования
|
|
|
|
|
|
|
|
6.1
|
количество учреждений
|
ед.
|
138
|
139
|
139
|
139
|
139
|
139
|
6.2.
|
количество учащихся, занимающихся в детских музыкальных, художественных школах и школах искусств
|
тыс. чел.
|
57,2
|
61,0
|
61,2
|
61,2
|
61,2
|
61,4
|
7.
|
Детские кинотеатры и ГУК "Эльдар"
|
|
|
|
|
|
|
|
7.1.
|
количество учреждений
|
ед.
|
9
|
9
|
9
|
9
|
10
|
10
|
7.2.
|
количество посещений кинотеатров
|
тыс. чел.
|
94,54
|
133,15
|
136,0
|
147,0
|
160,0
|
175,0
|
8.
|
Клубы и Дома культуры
|
|
|
|
|
|
|
|
8.1.
|
количество учреждений
|
ед.
|
89
|
89
|
90
|
90
|
97
|
105
|
8.2.
|
количество участников культурно-досуговых формирований
|
тыс. чел.
|
100,5
|
108,3
|
115,5
|
120,0
|
125,5
|
130,0
|
9.
|
Парки культуры и отдыха, зоопарк
|
|
|
|
|
|
|
|
9.1.
|
количество учреждений
|
ед.
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
9.2.
|
количество посетителей
|
тыс. чел.
|
11110,0
|
11554,4
|
12000,0
|
12960,0
|
14200,0
|
15500,0
|
10.
|
Мероприятия
|
|
|
|
|
|
|
|
10.1.
|
количество проведенных межрегиональных и международных культурных акций
|
ед.
|
70
|
81
|
85
|
90
|
95
|
100
|
10.2.
|
количество общественно значимых и культурных мероприятий
|
ед.
|
147
|
158
|
170
|
180
|
190
|
200
|