Екатеринбург |
|
22 декабря 2021 г. |
Дело N А47-12431/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Сухановой Н. Н., Жаворонкова Д. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - ГЖИ по Оренбургской области, инспекция) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.06.2021 по делу N А47-12431/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного суда Оренбургской области приняли участие представители ГЖИ по Оренбургской области - Вяткина Е.А. (доверенность от 19.05.2021), Лебеденко Т.А. (доверенность от 19.05.2021).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Этажи" (далее - общество УК "Этажи", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к ГЖИ по Оренбургской области о признании недействительными предписания от 03.09.2020 N ПР-1055 об устранении нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.06.2021 (судья Хижняя Е.Ю.) требования заявителя удовлетворены, оспоренное предписание инспекции признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 (судьи Арямов А.А., Иванова Н.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГЖИ по Оренбургской области просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества, ссылаясь на неверное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Инспекция настаивает на правомерности выданного предписания, полагая, что наличие контейнерной площадки, созданной администрацией, не отменяет обязанности общества по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество УК "Этажи" на основании выданной ГЖИ по Оренбургской области лицензии от 25.12.2018 N 00301 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Инспекцией в рамках осуществления лицензионного контроля проведена внеплановая документарная проверка общества на предмет соблюдения лицензионных требований, итоги которой отражены в акте проверки от 03.09.2020 N А-1055.
Актом проверки зафиксировано нарушение обществом положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), подпункта "д (2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее Правила N 491), пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее -Минимальный перечень) и пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), ввиду не организации (не оборудования) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специализированной площадки для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей многоквартирного дома N 28 по ул. Аксакова в г. Оренбурге, находящегося в управлении общества (что подтверждается выпиской из реестра многоквартирных домов, в отношении которых лицензиатами осуществляется деятельность по управлению, а также договором управления).
По результатам проверки заявителю выдано предписание от 03.09.2020 N ПР-1055 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, которым предписано в срок до 15.10.2020:
1) обеспечить соблюдение лицензионных требований при содержании общего имущества многоквартирного дома, находящегося в управлении (согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий по состоянию на 03.09.2020), путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества;
2) представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в том числе сведения о включении в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов площадок, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества, владении на законных основаниях местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, установленных в соответствии с требованиями пунктом 26(1) Минимального перечня, подпунктом "д(2)" пункта 11 ПравилN 491.
Считая указанное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество УК "Этажи" обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении настоящего спора суды обеих инстанций пришли к выводу об обоснованности требований налогоплательщика.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяется Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N1039).
Согласно пункту 3 Правил N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органами местного самоуправления (далее -уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (пункт 4 Правил N 1039).
Из указанных нормативных положений с учетом положений статьи 163 ЖК РФ, пункта 3.7.1 Правил N 170, подпункта "б" пункта 3 Положения N 1110 следует, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такая обязанность не лежит на других лицах. В случае осуществления управления многоквартирным домом управляющей организацией именно на нее возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов.
Из буквального содержания оспариваемого предписания следует, что обществу вменено нарушение лицензионных условий при содержании общего имущества многоквартирного дома, выразившееся в невыполнении работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме.
С учетом изложенного, суд округа приходит к выводу о том, что судами нижестоящих инстанций по настоящему спору верно определен предмет доказывания, в который входят обстоятельства обеспечения жителей спорного многоквартирного дома надлежаще оборудованным местом накопления твердых коммунальных расходов.
Как следует из содержания акта проверки, сведения о наличии мест накопления ТКО, созданных обществом для жителей, проживающих в вышеуказанном доме, в реестре мест (площадок) накопления ТКО муниципального образования г. Оренбург, размещенном в открытом доступе на сайте в сети Интернет, отсутствуют. Однако в графе реестра мест (площадок) накопления ТКО "Сведения о собственнике места (площадки) накопления ТКО", расположенной в непосредственной близости к указанному многоквартирному дому, указана администрация и ее территориальные органы.
Соответственно на момент проведения проверки место (площадка) накопления отходов для спорного многоквартирного дома имелось; каких-либо претензий к обществу по поводу содержания указанной площадки, либо отсутствия на этой площадке специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов инспекцией не предъявлены; необходимость организации дополнительных мест (площадок) накопления отходов для спорного многоквартирного дома инспекцией не обоснована; наличие в соответствующем реестре отметки о принадлежности существующей площадки накопления ТКО иному лицу (администрации) обстоятельством, препятствующим использованию такой площадки собственниками помещения многоквартирного дома, не является.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд округа не находит оснований для постановки иных выводов, чем те, которые были сделаны судами первой и апелляционной инстанции.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суть выявленного нарушения в действиях общества состояла в неотражении в реестре мест (площадок) накопления ТКО муниципального образования "город Оренбург" сведений об обществе УК "Этажи", как о собственнике площадки (в соответствующей графе реестра указана администрация), и соответственно требований по непосредственной организации площадки для ТКО в предписании не содержалось, суд округа во внимание не принимает, поскольку соглашается с тем толкованием содержания оспариваемого предписания, из которого исходили суды первой и апелляционной инстанции.
Кроме того, судами при рассмотрении настоящего спора также установлено, что на момент рассмотрения настоящего спора собственником спорной площадки в соответствующем реестре указано общество УК "Этажи".
Принимая во внимание изложенное, суд округа не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения настоящей кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.06.2021 по делу N А47-12431/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органами местного самоуправления (далее -уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (пункт 4 Правил N 1039).
Из указанных нормативных положений с учетом положений статьи 163 ЖК РФ, пункта 3.7.1 Правил N 170, подпункта "б" пункта 3 Положения N 1110 следует, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такая обязанность не лежит на других лицах. В случае осуществления управления многоквартирным домом управляющей организацией именно на нее возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 декабря 2021 г. N Ф09-9266/21 по делу N А47-12431/2020