Екатеринбург |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А71-8022/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Ященок Т.П., рассмотрев материалы кассационной жалобы Дагестанской таможни Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - таможенный орган, таможня) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 по делу N А71-8022/2021 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без извещения сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - общество "Орион", ООО "Орион") обратилось в Арбитражного суда Удмуртской Республики с заявлением к таможне об отмене постановлений 04.06.2021 N 10801000-3404/2020 и N 10801000-3405/2020 о привлечении к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 рублей и о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.08.2021 указанные выше заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А71-8022/2021.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.08.2021, (резолютивная часть от 16.08.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 решение суда отменено, заявленные требования общества "Орион" удовлетворены; оспариваемые постановления по статье 16.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей признаны незаконным и отменены.
В кассационной жалобе таможня просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить решение суда первой инстанции в силе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
Не оспаривая вывод апелляционного суда о том, что сертификаты, выданные заявителю Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, соответствуют требованиям международного и российского законодательства в области карантина с соблюдением всех необходимых процедур, и основаны на экспертном заключении Россельхознадзора о карантинном фитосанитарном состоянии под карантинной продукции, содержат также информацию о способе транспортировки с указанием номера железнодорожной платформы, в связи с чем заявитель жалобы считает необходимым обратить внимание кассационного суда на обстоятельства того, что по декларациям на товары, в отношении которых проведен таможенный контроль, представлены фитосанитарные сертификаты, где в наименовании товара указывается "пиломатериалы", тогда как товар, заявленный к вывозу является лесоматериалом (заключение эксперта). Перечень подкарантинной продукции, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 (далее - решение комиссии N 318), содержит однозначное разделение товаров по категориям "лесоматериалы" и "пиломатериалы" по соответствующим товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС.
Ссылаясь на объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, таможенный орган считает, что в рассматриваемом случае она выражается в непредставлении фитосанитарного сертификата (представлен сертификат на другие товары) при подаче деклараций на товары, что, по мнению заявителя, означает, что в действиях (бездействии) общества "Орион" имеется объективная сторона по несоблюдение установленных запретов и ограничений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса.
Таможня считает, что в рассматриваемом случае ООО "Орион" имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению запретов и ограничений при таможенном декларировании товаров, каких-либо объективных препятствий к соблюдению требований таможенного законодательства не выявлено, соответственно указанное подтверждает наличие вины общества "Орион" во вмененном ему административном правонарушении. Заявитель жалобы указывает на доказанность материалами дела установления нарушения ООО "Орион" требований статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), так как при убытии указанного выше товара с таможенной территории ЕАЭС не представлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, установленных Решением комиссии N 318, что является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ. Декларантом при декларировании товаров не предоставлены сертификаты на перевозимые товары - "Пиломатериал из хвойных пород, доски обрезные из ели обыкновенной, код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407129100 и "Пиломатериал из хвойных пород, доски обрезные из сосны обыкновенной, код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407119300". С учетом этого, таможня не может согласиться с выводом апелляционного суда о том, что таможенным органом не представлены доказательства невозможности идентификации товара, либо заявления в таможенном режиме вывоза иной партии товара не прошедшей фитосанитарный контроль, полагая, что в данном случае идет не о идентификации товара для его вывоза, а о представлении заявителем фитосанитарных сертификатов именно на вывозимый товар - лесоматериал, являющийся подкарантинной проекцией.
Ссылаясь на статью 29 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Федеральный закон N 206-ФЗ), заявитель жалобы считает несостоятельным вывод суда апелляционной инстанции о том, что фитосанитарный контроль производился в отношении определенных спорных партий товара, идентификация товара при этом осуществляется на основании указанных в декларациях и фитосанитарных сертификатах перевозочных транспортных средств с учетом объема вывозимого товаре.
Таможенный орган в кассационной жалобе указывает на возможность ООО "Орион" для соблюдения правил и норм, регламентированных таможенным кодексом ЕАЭС, путем представления в Россельхознадзор заявления и документов с верным наименованием добываемой и обрабатываемой продукции (лесоматериалов), руководствуясь не только положениями ГОСТов N 20562-2013, N 18288-87, между тем, не принял все зависящие от него меры по соблюдению установленных запретов и ограничений, предусмотренных ТК ЕАЭС, в том числе, и подачу в Россельхознадзор заявления с правильным наименованием товара, в соответствии с общедоступными положениями ТН ВЭД ЕАЭС.
ООО "Орион" не согласно с кассационной жалобой по основаниям, приведенным в письменном отзыве на кассационную жалобу, указывая на полное и всестороннее исследование имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана правильная оценка, в связи с чем постановление суда апелляционной инстанции просит оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, перевозчиком ОАО "РЖД" с целью последующего убытия за пределы таможенной территории ЕАЭС в железнодорожных вагонах N 54430616, N 54515622 таможенному посту ЖДПП Дербент Дагестанской таможни представлен 12.11.2020 товар, вывозимый по товаросопроводительным документам (железнодорожная накладная от 04.11.2020 N 29868925, инвойс от 03.11.2020 N 245, сопроводительный документ на транспортировку древесины от 04.11.2020 б/н, фитосанитарный сертификат от 03.11.2020 N 031180501031120001, железнодорожная накладная от 04.11. 2020 N 29868982, инвойс от 03.11.2020 N 246, сопроводительный документ на транспортировку древесины от 04.11.2020 б/н, фитосанитарный сертификат от 03.11.2020 031180501031120002) и заявленный декларантом ООО "Орион" по ДТ N 10418010/031120/0317894, N 10418010/031120/0318649 Приволжскому таможенному посту Приволжской электронной таможни как товар - "Пиломатериал из хвойных пород, доски обрезные из ели обыкновенной", код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407129100, "Пиломатериал из хвойных пород, доски обрезные из сосны обыкновенной", код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407119300, общим весом брутто 66000 кг, в объеме 101, 901 м3 и "Пиломатериал из хвойных пород, доски обрезные из ели обыкновенной", код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407129100, "Пиломатериал из хвойных пород, доски обрезные из сосны обыкновенной", код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407119300, общим весом брутто 66000 кг, в объеме 102,138 м3 соответственно.
Отправителем товара является общество "Орион", получателем товара является ООО "ABSHERON TRENDING" и ООО "ЛЕСНИК" (Азербайджанская Республика).
При совершении технологической операции "Убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС" таможенным органом применен профиль риска, по результатам которого применены меры по минимизации риска, связанные с проведением таможенного осмотра. В ходе проведенного на таможенном посту ЖДПП Дербент таможенного осмотра ж/д вагона N 54430616 (АТО N 10801040/131120/001066) установлено, что фактический объем товара "Пиломатериал из хвойных пород, доски обрезные из ели обыкновенной", код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407129100, "Пиломатериал из хвойных пород, доски обрезные из сосны обыкновенной", код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407119300 соответствует заявленному.
В ходе осмотра ж/д вагона N 54515622 (АТО N 10801040/131120/001063) выявлено также, что фактический объем товара "Пиломатериал из хвойных пород, доски обрезные из ели обыкновенной", код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407129100, "Пиломатериал из хвойных пород, доски обрезные из сосны обыкновенной", код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407119300 соответствует заявленному. В числе указанной продукции предусмотрен товар - "Лесоматериалы - распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущенные, строганные или не строганные, шлифованные или не шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм", код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407119300, о чем составлены акты таможенного осмотра от 13.11.2020.
В соответствии с заключением эксперта Дагестанской таможни от 17.11. 2020 N 12405020/0029317 и N 12405020/0029317 установлено, что исследованный товар (предъявленный к вывозу) представляет собой "Лесоматериал - доска обрезная из хвойных пород дерева (ель, сосна, пихта, лиственница), полученная продольным пилением и последующим поперечным раскроем полученных частей бревна - ровная со всех сторон прямоугольного сечения, без обзола и без соединения в шип, не лущенная, не обтесанная, не шлифованная, не профилированная". Представленные для убытия фитосанитарные сертификаты от 03.11.2020 N 031180501031120001 и N 031180501031120002, вынесены ООО "Орион" на товар "Пиломатериалы из древесины ели и сосны" общим объемом 101,901 м3 и 108 м3 соответственно, что согласно заключениям специалиста от 17.11.2020 N 12405020/0029317 и N 12405020/0029317 не соответствует товару, фактически предъявленному к вывозу с таможенной территории ЕАЭС.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода таможни о нарушении ООО "Орион" требований статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в целях убытия товара с таможенной территории ЕАЭС получены и представлены разрешительные документы (от 03.11. 2020 N 031180501031120001 и N 031180501031120002), относящийся к товару "Пиломатериалы обрезные", при этом на фактически вывозимый товар "Лесоматериал обрезной" разрешительные документы не представлены, тем самым допущено несоблюдение установленных запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, что является административным правонарушением, предусмотренным статьей 16.3 КоАП РФ), и возбуждении Дагестанской таможней определениями от 19.11.2020 N 10801000-3404/2020, N 10801000-3405/2020 в отношении общества "Орион" дела об административном правонарушении по статье 16.3 КоАП РФ и проведении административного расследования.
Таможенным органом, в отсутствии законного представителя общества "Орион" 19.04.2021 составлены протоколы об административном правонарушении N 10801000-3404/2020, N 10801000-3405/2020 ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ (уведомление от 22.03.2021 N 35-15/05807 и N 35-15/05810, направленные по юридическому адресу общества: 426011, УР, Увинский район, д. Узей-Тукля, ул. Садовая, 15, а также электронной почтой по адресу: shafis@mail.ru).
В отсутствии законного представителя ООО "Орион", таможенным органом 04.06.2021 вынесены постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10801000-3404/2020, N 10801000-3405/2020, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. и 50 000 руб. (уведомления от 20.05.2021 исх. N 38-15/11427, исх. N 38-15/11432, направленными по указанному выше юридическому адресу общества, а также электронной почтой по адресу shafis@mail.ru).
Полагая, что постановления таможенного органа являются незаконными, ООО "Орион" обратилось в арбитражный суд соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом в действиях общества "Орион" наличия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Апелляционный суд установил не подтверждение материалами дела факта вмененного ООО "Орион" нарушения, пришел к выводу об отсутствии в действиях общества "Орион" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, отменив судебный акт суда первой инстанции.
Отклоняя доводы заявителя о недоказанности в действиях ООО "Орион" события вменяемого административного правонарушения, а также о том, что заключением специалиста установлено, что исследованный товар представляет собой лесоматериал, что не свидетельствует о недействительности предоставленного фитосанитарного сертификата, суд исходил из того, что указанные доводы противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
Между тем, в силу положений части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса, влечет привлечение к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ, с наложением административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, является, в том числе порядок ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию. Субъектом правонарушения выступает лицо, которое в силу закона обязано соблюдать установленные ограничения.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в несоблюдении запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров и транспортных средств, установленных федеральными законами и международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, - меры нетарифного регулирования, в том числе, вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно подпункта 5 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, вывоз товаров с таможенной территории Союза представляет собой совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза.
Пунктом 4 статьи 128 ТК ЕАЭС предусмотрено, что обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.
На основании пункта 3 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств - членов
В пункте 1.4. Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 (далее - решение N 318) предусмотрено, что при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза уполномоченные органы по карантину растений руководствуются законодательством своего государства, в случае если отношения, возникающие при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, прямо не урегулированы данным Положением.
Разделом VIII решения N 318 установлено оформление партий подкарантинной продукции при вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза. При этом под партией подкарантинной продукции понимается количество подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю; под перемещением партии подкарантинной продукции через таможенную границу Евразийского экономического союза понимается ввоз партии подкарантинной продукции на таможенную территорию Евразийского экономического союза или вывоз партии подкарантинной продукции с таможенной территории ЕЭС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 N 995 в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 утверждены Правила осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, в пункте 2 которых предусмотрено, что вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера, информация о которых размещается на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Вывозимые товары по коду 4407 ТН ВЭД ЕАЭС включены в разд. I ("Лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущеные, строганые или нестроганые, шлифованные или нешлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм") Перечня подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории ЕЭС, утвержденного решением N 318.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующим в деле, не оспаривается, что спорная продукция относится к подкарантинной.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ) вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.
Фитосанитарный сертификат на партию подкарантинной продукции, вывоз которой осуществляется из Российской Федерации, выдается на основании заявления участника внешнеэкономической деятельности, заключения о карантинном фитосанитарном состоянии такой подкарантинной продукции, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений (часть 1 статьи 29 Закона N 206-ФЗ).
Пунктом 28 статьи 2 Закона о карантине растений предусмотрено, что партия подкарантинной продукции - это количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю. При этом фитосанитарный сертификат - документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, сопровождает партию подкарантинной продукции и удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения (пункт 37 названной статьи)
В силу пункта 2 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.07.2016 N 293 (далее - Порядок N 293), фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (далее - постановление N 201) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере карантина и защиты растений (пункт 1); данная служба находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 3). Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет выдачу ветеринарных, карантинных, фитосанитарных и иных разрешений (сертификатов) и свидетельства на поднадзорные грузы при их перевозках (подпункта "в" пункта 6 постановления N 201).
С учетом изложенного, а также в силу пункта 5.2.9 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, именно Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору предоставлены полномочия по выдаче фитосанитарных сертификатов.
Рассмотрев доводы таможни, судом апелляционной инстанцией правильно установлено, что при вынесении оспариваемых постановлений таможенным органом неправомерно не приняты во внимание ответы Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике (далее - управление ветеринарного и фитосанитарного надзора) на запросы таможни от 11.02.2021 N 3814/03039, N 38-14/04569 (о предоставления информации, необходимой для разрешения дела об административном правонарушении), из которых следует, что фитосанитарные сертификаты оформляются в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений", приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.07.2016 N 293 "Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата". Каждая партия подкарантинной продукции перед оформлением фитосанитарных сертификатов подлежит осмотру и досмотру, которые проводят сотрудники управления и аккредитованной в области карантина растений и подведомственной Россельхознадзору организации. По результатам данного мероприятия оформляется заключение о карантинном фитосанитарном состоянии продукции. Фитосанитарные сертификаты от 03.11.2020 N 031180501031120001 и 031180501031120002 управлением ветеринарного и фитосанитарного надзора выданы в соответствии с требованиями международного и российского законодательства в области карантина растений, с соблюдением всех необходимых процедур.
С учетом ГОСТа 20562-2013 "Карантин растений. Термины и определения", где "древесина" является категорией товара, обозначающая круглую древесину, пиломатериалы, древесную щепу, сучья или крепежную древесину с корой или без коры; "пиломатериалы (в области карантина растений)" - древесина с корой или без коры, распиленная продольно, сохраняющая или не сохраняющая часть ее естественной округлой формы, управлением сообщено, что при оформлении фитосанитарного сертификата наименование продукции указано верно. Группа товаров "лесоматериалы", как следует из межгосударственных стандартов, включает в себя материалы из древесины как в круглом, так и в обработанном виде, тогда как "пиломатериалы" это и есть обработанная древесина.
Судом апелляционной инстанцией дана также оценка сертификатам от 03.11.2020 N 031180501031120001 и 031180501031120002, согласно с которой установлено, что они соответствуют требованиям международного и российского законодательства в области карантина растений; вынесены с соблюдением всех необходимых процедур; основаны на экспертном заключении Россельхознадзора о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции от 14.10.2020 N УРФК-01-3337-20; содержат информацию о способе транспортировки с указанием номера железнодорожной платформы.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд установил, что фитосанитарный контроль производился в отношении определенной, а именно спорной партии товара в целом; груз выпущен по ДТ с тем же весом, который указан в сертификате (сертификатах); идентификация товара при этом осуществляется на основании указанных в декларациях и фитосанитарных сертификатах перевозочных транспортных средств с учетом объема вывозимого товара, сделав обоснованный вывод о недоказанности события и вины ООО "Орион" во вменяемом ему правонарушении.
Доказательств обратного таможней в материалы дела не представлено.
Судом апелляционной инстанцией верно указано на то, что конкретных обстоятельств нарушения ограничений в отношении определенной партии товара, в отношении которой не проведен фитосанитарный контроль, административным органом не доказан, обоснованно посчитав, что сделанные таможенным органом выводы основаны только на различии в наименовании вывозимой продукции, содержащим в фитосанитарном сертификате, и предусмотренном конкретным кодом ТН ВЭД, указанным в таможенной декларации как "Пиломатериалы из хвойных пород" и "Лесоматериал - доски обрезные из хвойных пород дерева..." соответственно.
Доказательств невозможности идентификации товара, либо заявления в таможенном режиме вывоза иной партии товара, не прошедшей фитосанитарный контроль, таможенным органом в материалы дела не представлено.
Таким образом, при установленных обстоятельствах, оцененных в совокупности, суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии доказательств нарушения обществом "Орион" предусмотренных запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.
Принимая во внимание пункт 16 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 N 293, согласно которому фитосанитарный сертификат (ФСС) может быть переоформлен, апелляционный суд установил, что в материалах административного производства отсутствуют сведения о выпуске продукции с рассматриваемым или переоформленным на основании прежних мероприятий фитосанитарным сертификатом, равно как и с новым сертификатом, выданным на основании вновь проведенных мероприятий карантинного контроля, в связи с чем обоснованно посчитал, что само по себе использование органом карантинного контроля иной терминологии при фактическом проведении соответствующих мероприятий не свидетельствует о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в их совокупности, а также учитывая, что факт вмененного таможней административного правонарушения не подтвержден материалами дела, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При той совокупности представленных в дело доказательств у апелляционного суда отсутствовали основания для иных выводов
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При установленных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции имелись правовые основания для отмены судебного акта суда первой инстанции и удовлетворения заявленных требований ООО "Орион".
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены требования ООО "Орион".
Все доводы таможенного органа, приведенные в кассационной жалобе, сводятся к иной, чем у апелляционного суда оценке доказательств и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, как не опровергающие обоснованность вывода суда и не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, которые были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, что нашло свое отражение в судебном акте. Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о незаконности принятого по делу законного судебного акта. Кроме того, доводы заявителя не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены апелляционным судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 по делу N А71-8022/2021 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Дагестанской таможни Федеральной таможенной службы Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание пункт 16 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 N 293, согласно которому фитосанитарный сертификат (ФСС) может быть переоформлен, апелляционный суд установил, что в материалах административного производства отсутствуют сведения о выпуске продукции с рассматриваемым или переоформленным на основании прежних мероприятий фитосанитарным сертификатом, равно как и с новым сертификатом, выданным на основании вновь проведенных мероприятий карантинного контроля, в связи с чем обоснованно посчитал, что само по себе использование органом карантинного контроля иной терминологии при фактическом проведении соответствующих мероприятий не свидетельствует о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в их совокупности, а также учитывая, что факт вмененного таможней административного правонарушения не подтвержден материалами дела, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 февраля 2022 г. N Ф09-10964/21 по делу N А71-8022/2021