Екатеринбург |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А07-1556/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Беляевой Н.Г., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.09.2021 по делу N А07-1556/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - управление Федеральной службы государственной регистрации) о признании недействительным уведомления муниципального отдела по Благоварскому и Чишминскому районам управлению Федеральной службы государственной регистрации от 09.11.2020 N КУВД-001/2020-9751557/2 об отказе в государственной регистрации прав, об обязании управления Федеральной службы государственной регистрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов территориального управления, а именно прекратить запись от 29.08.2005 N 02-04-22/005/2005-424 об обременении земельного участка с кадастровым номером 02:52:000000:0026 в виде аренды по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Удряк", акционерное общество "Российский сельскохозяйственный банк".
Решением суда первой инстанции от 27.09.2021 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. По мнению заявителя, судами необоснованно отказано в принятии уточненного заявления, которым истец уточнил лишь предмет заявления. Также, ссылаясь на положения статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 610, статьи 314, 352 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель полагает, что залог прав аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, допускается в пределах срока действия договора аренды с согласия собственника земельного участка. По мнению заявителя, в связи с истечением срока договора аренды земельного участка и прекращением арендного обязательства прекращается залог права аренды. Таким образом, заявитель полагает, что согласие залогодержателя на погашение регистрационной записи об аренде не является необходимым, поскольку право залога утрачено с момента истечения срока договора аренды.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрены основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного Закона.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что между Администрацией Чишминского района Республики Башкортостан (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Аграрная фирма "Чишминская" (арендатор) заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории: земли сельскохозяйственного назначения, именуемый в дальнейшем "участок", обшей площадью 2589 га, из них: 1695 га - пашни, 473 га - сенокос, 289 га - пастбища, 17 га - многолетние насаждения, 115 га - прочие угодия, расположенный по адресу: Чишмииский район, муниципальное образование Сафаровский сельсовет, для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер земельного участка 02: 52:00 00 00:0026, срок аренды - 15 лет (до 25.05.2020).
По договору передачи прав и обязанностей от 27.05.2009 права арендатора по договору от 04.07.2005 N 80 перешли к обществу с ограниченной ответственностью "Аграрная фирма "Удряк".
К договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80 01.11.2012 оформлено дополнительное соглашение N 1 о внесении изменений и дополнений, согласно которому территориальное управление становится арендодателем, а общество с ограниченной ответственностью "Аграрная фирма "Удряк" - арендатором.
Между акционерным обществом "Россельхозбанк" и обществом с ограниченной ответственность "Аграрная фирма "Удряк" 26.03.2015 заключен договор N 156200/0031-6.5 о залоге права аренды земельных участков, а именно: земельного участка площадью 2 589 200 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский р-н, с/с Сафаровский, д. Удряк, кадастровый номер: 02:52:000000:26, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "Аграрная фирма "Удряк" на праве аренды согласно договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2019 по делу N А07-34278/2018 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аграрная фирма "Удряк" введена процедура банкротства - наблюдение, 10.09.2021 - открыто конкурсное производство.
Общество с ограниченной ответственностью "Аграрная фирма "Удряк" 22.05.2020 направило в территориальное управление заявление о продлении договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80 на новый срок.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10.06.2020 земельный участок с кадастровым номером 02:52:000000:26 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем свидетельствует запись регистрации от 31.07.2009 N 02-04-31/007/2009-573.
В отношении участка также внесена запись об обременении в виде аренды от 29.08.2005 N 02-04-22/005/2005-424 в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Удряк", а также зарегистрирована запись об ипотеке от 06.04.2015 N 02-04/131-04/201/007/2015-7731/1 в пользу акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк".
Территориальное управление 29.06.2020 направило в адрес общества с ограниченной ответственностью "Аграрная фирма "Удряк" письмо N 05/5980, в котором указало, что срок договора истек 25.05.2020, продление договора не представляется возможным в связи ненадлежащим исполнением арендатором условий договора о внесении арендной платы.
Территориальное управление 27.07.2020 обратилось в управление Федеральной службы государственной регистрации с заявлением N КУВД- 001/2020-9751557 о регистрации соглашения о расторжении договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80, приложив к заявлению один документ - доверенность на лицо, подавшее заявление от 08.07.2020 N 02-УГ05/6288 - Сарычеву Е.А.
Суды установили, что соглашение о расторжении договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80 к заявлению от 27.07.2020 N КУВД001/2020-9751557 приложено не было.
Уведомлением от 06.08.2020 N КУВД-001/2020-9751557/1 межмуниципальный отдел по Благоварскому и Чишминскому районам управления Федеральной службы государственной регистрации приостановил регистрацию соглашения о расторжении договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80 на срок до 06.11.2020, указав на необходимость представить соглашение о расторжении договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80, а также погасить запись об ипотеке.
Общество с ограниченной ответственностью "Аграрная фирма "Удряк" 17.08.2020 направило в адрес территориального управления письмо N 20, в котором указало, что считает договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80 продленным на неопределенный срок.
Территориальное управление 25.09.2020 направило обществу с ограниченной ответственностью "Аграрная фирма "Удряк" письмо N 02-УГ-04/8629, в котором указало, что продление договора не представляется возможным в связи ненадлежащим исполнением арендатором условий договора о внесении арендной платы и предложило подписать соглашение о расторжении договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80.
Соглашение между территориальным управлением и обществом с ограниченной ответственностью "Аграрная фирма "Удряк" подписано не было.
Поскольку недостатки, указанные в приостановлении регистрации соглашения о расторжении договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80, территориальным управлением устранены не были, соглашение о расторжении договора аренды в орган регистрации не представлено, как и иные пояснения, уведомлением от 09.11.2020 N КУВД-001/2020-9751557/2 межмуниципальный отдел по Благоварскому и Чишминскому районам управления Федеральной службы государственной регистрации отказал в государственной регистрации.
После принятия судом первой инстанции заявления территориального управления к производству территориальное управление 11.03.2021 обратилось в управление Федеральной службы государственной регистрации с заявлением о погашении записи от 29.08.2005 N 02-04-22/005/2005-424 в Едином государственном реестре недвижимости об обременении земельного участка с кадастровым номером 02:52:000000:0026 в виде аренды по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80.
Уведомлением от 11.06.2021 N КУВД-001/2021-8559762/2 муниципальный отдел по Благоварскому и Чишминскому районам управления Федеральной службы государственной регистрации отказал в государственной регистрации прав.
Отказ управления Федеральной службы государственной регистрации обжалован территориальным управлением в рамках дел N А07-22780/2021 и N А07-22396/2021.
Полагая, что уведомление муниципального отдела по Благоварскому и Чишминскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации от 09.11.2020 N КУВД-001/2020-9751557/2 об отказе в государственной регистрации прав не соответствует действующему законодательству, заявитель обратился в арбитражный суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что, обращаясь в управление Федеральной службы государственной регистрации с заявлением о регистрации соглашения о расторжении договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80, соглашение о расторжении договора аренды заявителем представлено не было.
Кроме того, суды приняли во внимание, что 11.03.2021 территориальное управление обратилось в орган регистрации именно с заявлением о прекращении записи об обременении в виде аренды в связи с истечением срока аренды по спорному договору, отказ в котором обжалуется заявителем в суде в рамках иного дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 4 статьи 18, статей 26, 27, 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, суды правомерно отказали в удовлетворении заявления территориального управления о признании недействительным уведомления муниципального отдела по Благоварскому и Чишминскому районам Управления Федеральной службы регистрации от 09.11.2020 N КУВД001/2020-9751557/2 об отказе в государственной регистрации прав, об обязании управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов территориального управления, а именно прекратить запись от 29.08.2005 N 02-04-22/005/2005-424 в Едином государственном реестре недвижимости об обременении земельного участка с кадастровым номером 02:52:000000:0026 в виде аренды по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80.
Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Довод территориального управления, изложенный в кассационной жалобе, о необоснованном отказе суда первой инстанции в принятии уточнения требований являлся предметом исследования суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонен судом, выявившим, что, обращаясь с заявлением об уточнении исковых требований, территориальное управление фактически заявило новые требования - о признании недействительным уведомления муниципального отдела по Благоварскому и Чишминскому районам Управления Федеральной службы регистрации от 11.06.2021 N КУВД-001/2020-8559762/2 об отказе в государственной регистрации прав.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что согласно информации в картотеке арбитражных дел в производстве Арбитражного суда Республики Башкортостан находится два дела по заявлениям территориального управления о признании недействительным уведомления муниципального отдела по Благоварскому и Чишминскому районам Росреестра по РБ от 11.06.2021 (N А07-22780/2021 и N А07-22396/2021).
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции с учетом изложенных в мотивировочной части постановления фактических обстоятельств дела, кроме того, доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.09.2021 по делу N А07-1556/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что, обращаясь в управление Федеральной службы государственной регистрации с заявлением о регистрации соглашения о расторжении договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80, соглашение о расторжении договора аренды заявителем представлено не было.
Кроме того, суды приняли во внимание, что 11.03.2021 территориальное управление обратилось в орган регистрации именно с заявлением о прекращении записи об обременении в виде аренды в связи с истечением срока аренды по спорному договору, отказ в котором обжалуется заявителем в суде в рамках иного дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 4 статьи 18, статей 26, 27, 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, суды правомерно отказали в удовлетворении заявления территориального управления о признании недействительным уведомления муниципального отдела по Благоварскому и Чишминскому районам Управления Федеральной службы регистрации от 09.11.2020 N КУВД001/2020-9751557/2 об отказе в государственной регистрации прав, об обязании управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов территориального управления, а именно прекратить запись от 29.08.2005 N 02-04-22/005/2005-424 в Едином государственном реестре недвижимости об обременении земельного участка с кадастровым номером 02:52:000000:0026 в виде аренды по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.07.2005 N 80."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 марта 2022 г. N Ф09-823/22 по делу N А07-1556/2021