Екатеринбург |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А71-6435/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Вдовина Ю.В., Ященок Т.П.,
при ведении протокола помощником судьи Москалевым Н.К., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесторг" (далее - ООО "Лесторг", общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.08.2021 по делу N А71-6435/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по тому же делу.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики, приняли участие представители:
общества - Комаров Р.Н. (доверенность от 09.03.2022),
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее - ГУ МЧС России по УР, заинтересованное лицо) - Князева О.Ю. (доверенность от 09.07.2021), Демин О.А. (доверенность от 28.01.2022).
ООО "Лесторг" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания ГУ МЧС России по УР от 21.04.2021 N 17/20/1/1-5 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.08.2021 (судья Якушев В.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 (судьи Голубцов В.Г., Васильева Е.В., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Лесторг" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Кассатор находит ошибочным вывод судов о том, что "навес", имеет признаки сооружения (здания). По мнению общества, проверке подлежал навес, а не размещенные под ним выставочные павильоны, поскольку выставочные образцы и металлически листы не являются конструктивными частями навеса, не имеют с ним прочной связи и в любой момент могут быть демонтированы. Таким образом, навес, состоящий из металлических столбов с размещенной на них металлической кровлей, не может являться объемной строительной конструкцией и к нему не могут применяться указанные в предписании требования. Считает, что положения СП 4.13130.2013, относительно указанного объекта, применяются на добровольной основе.
В отзыве на кассационную жалобу заинтересованное лицо просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, ГУ МЧС России по УР в период с 11 ч. 00 мин. по 12 ч. 00 мин. 08.04.2021, в период с 11 ч. 00 мин. по 12 ч. 00 мин. 21.04.2021 проведена внеплановая выездная проверка информации, содержащейся в заявлении гр. Гомоюнова М.В. о фактах нарушения требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) строения (навеса) расположенного на центральном рынке г. Глазова.
Проведение проверки согласовано Прокуратурой Удмуртской Республики 23.03.2021.
Проведенной проверкой нарушение, указанное в обращении гр. Гомоюнова М.В. подтвердилось. 21.04.2021 ООО "Лесторг" выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 17/20/1/1-5 (далее - предписание).
Предписанием установлено следующее:
1. Навес (здание общественного назначения) не оборудован автоматической пожарной сигнализацией, чем нарушен пункт 4 Норм пожарной безопасности 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" и дан срок на устранение до 02.08.2021;
2. Навес (здание общественного назначения) не оборудован системой оповещения людей о пожаре, чем нарушены положения табл. 1, табл. 2 Норм пожарной безопасности 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" и дан срок на устранение до 02.08.2021;
3. Навес (здание общественного назначения) не оборудован первичными средствами пожаротушения, чем нарушен пункт 60 "Правил противопожарного режима в РФ" и дан срок на устранение до 02.08.2021;
4. Противопожарное расстояние магазинами "Торговый ряд 2" (здание общественного назначения), расположенного по адресу: г. Глазов, ул. Ленина, д. 21 и навесом (здание общественного назначения - некапитальная постройка с неопределенными пожарно-техническими характеристиками) расположенного по адресу г. Глазов ул. Ленина д. 21 менее 12 метров (фактически 6,00 м), чем нарушила п. 4.15, таблицы 1 СП 4.13130.2013 "Ограничение распространения пожара на объектах защиты" и дан срок на устранение до 02.08.2021;
5. Противопожарное расстояние магазинами "Торговый ряд 1" (здание общественного назначения), расположенного по адресу: г. Глазов, ул. Ленина, д. 21 и навесом (здание общественного назначения - некапитальная постройка с неопределенными пожарно-техническими характеристиками) расположенного по адресу г. Глазов ул. Ленина д. 21 менее 12 метров (фактически 6,115 м), чем нарушила п. 4.15, таблицы 1 СП 4.13130.2013 "Ограничение распространения пожара на объектах защиты" и дан срок на устранение до 02.08.2021.
Несогласие заявителя с указанным пунктом предписания послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
На основании статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 Закона N 69-ФЗ).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ, Технический регламент), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований указанного Федерального закона (часть 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
Согласно статье 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Статьей 6 Закона N 123-ФЗ предусмотрены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Частью 2 статьи 78 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований названного Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Понятие сооружения приведено в пункте 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Пунктом 4 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 (НПБ 110-03) предусмотрено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона N 123-ФЗ здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) подразделяются по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна, к которым в том числе относятся здания организаций торговли.
В пункте 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила) установлено, что руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX названных Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Согласно пункту 4 статьи 145 Закона N 123-ФЗ обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащими требования к отдельным видам продукции.
На основании пункта 4.15 СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных сооружений (построек) следует принимать в зависимости от их степени огнестойкости и класса функциональной пожарной опасности по таблице 1. Расстояния до указанных сооружений (построек) с неопределенными пожарно-техническими характеристиками принимаются как до зданий V степени огнестойкости.
Аналогичные требования содержит пункт 4.15 СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" и таблица 1 приложения 1 (обязательное) СНиП 2.07.01-89* "Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Изучив материалы дела, акты проверки и фототаблицы суды установили, что строение, именуемое обществом - "навес", имеет признаки сооружения (здания). Проведенной проверкой установлено, что сооружение, расположенное на центральном рынке по адресу г. Глазов, ул. Ленина, 21 представляет собой объемную строительную систему (металлический каркас), имеющую наземную часть, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций (металлические листы выполняющие роль южной стены и части западной и восточной стен) и предназначенную для хранения продукции (размещенных деревянных выставочных павильонов), а также перемещения людей (в свободном доступе демонстрируются выставочные павильоны). Кроме того, деревянные выставочные павильоны имеют демонстрационное назначение и ограничены строительными конструкциями (деревянными стенами) и правомерно приняты как помещения.
С учетом изложенного суды, вопреки доводам кассатора, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным по правилам, предусмотренным частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы о том, что принадлежащий обществу навес не является зданием или сооружением, а размещенные под навесом выставочные павильоны не являются помещениями, правильно отклонены как ошибочные.
Так, в соответствии с пунктами 6, 14, 23, 24 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" принимаются следующие понятия здания, помещения, сооружения и строительной конструкции "здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных; помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями; сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов; строительная конструкция - часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции".
Строение, именуемое обществом - "навес", имеет признаки сооружения (здания), поскольку спорное сооружение, представляет собой объемную строительную систему (металлический каркас), имеющую наземную часть, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций (металлические листы, выполняющие роль южной стены и части западной и восточной стен) и предназначенную для хранения продукции (размещенных деревянных выставочных павильонов), а также перемещения людей (в свободном доступе демонстрируются выставочные павильоны).
Вместе с тем, наличие указанных признаков сооружения заявителем не опровергнуто. Кроме того, деревянные выставочные павильоны имеют демонстрационное назначение и ограничены строительными конструкциями (деревянными стенами) и расценены судами как помещения.
Сооружение (здание) и размещенные в нем помещения (выставочные павильоны) в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Технического регламента определены как общественные сооружения (здания) и помещения, а именно классифицируются по функциональной пожарной опасности как "здания организаций торговли" и в соответствии с пунктом 4 Норм пожарной безопасности 110-03 подлежат защите автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре.
Доводы о том, что навес не представляет собой объемную строительную систему, со ссылками, на обстоятельства установленные решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2020 по делу N А71-1630/2020, апелляционной коллегией отклонены верно, поскольку факт того, что указанным решением установлено, что указанный навес не является объектом капитального строительства, не имеет правового значения для целей отнесения объекта к сооружениям, определяемым в соответствии с пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Относительно доводов общества об отсутствии требований пожарной безопасности по обеспечению противопожарных расстояний, суд апелляционной инстанции отметил, что в соответствии с пунктом 4 статьи 145 Закона N 123-ФЗ обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащими требования к отдельным видам продукции.
Документы, подтверждающие предел огнестойкости строительных конструкций и степень огнестойкости сооружения, заявителем не представлены.
В соответствии с пунктом 4.15 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных сооружений (построек) следует принимать в зависимости от их степени огнестойкости и класса функциональной пожарной опасности по таблице 1. Расстояния до указанных сооружений (построек) с неопределенными пожарно-техническими характеристиками принимаются как до зданий V степени огнестойкости.
Аналогичные требования содержит пункт 4.15 СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" и таблица 1 приложения 1 (обязательное) СНиП 2.07.01-89* "Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Учитывая изложенное, доводы относительно отсутствия требований пожарной безопасности по обеспечению противопожарных расстояний применительно к рассматриваемой ситуации расценены как ошибочные.
Доводы о существовании объектов до введения в действие СП 4.13130.2013, ссылки на проведенные проверки органами противопожарного надзора, в том числе и спорных объектов, признаны апелляционным судом несостоятельными, поскольку доказательств в подтверждение указанных доводов заявителем в материалы дела не представлено.
Так, представленные в материалы дела схемы размещения торговых мест указаний на наличие навеса не содержат. Справка о предполагаемом объекте "навес над торговыми рядами" ООО ТК "Центральный рынок", расположенного по адресу УР, г. Глазов, ул. Ленина, 21 с приложениями факт того, что указанный объект был построен до введения в действие СП 4.13130.2013 не подтверждают. План-схема территории ООО ТК "Центральный рынок" с указанием положения навеса (приложение 3 Справки) согласования с органами ГПН не содержит.
Судами правомерно принято во внимание то, что аналогичные требования, указанные в пункте 4.15 СП 4.13130.2013, содержались в пункте 4.15 СП 4.13130.2009.
Положения СП 4.13130.2013, разработанные в соответствии с Законом N 123-ФЗ, не устанавливают более высоких требований, чем ранее действовавшие СНиП 2.07.01-89* "Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а потому, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ подлежат применению в обязательном порядке независимо от времени введения в эксплуатацию объекта защиты.
Доводы о возможности добровольного применения СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" судом апелляционной инстанции отклонены, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Согласно частям 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В силу части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В части 2 статьи 51 Федерального закона N 123-ФЗ указано, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.
С учетом изложенного, суды не установили оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом апелляционная коллегия отметила, что ссылки на судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статей 286, 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.08.2021 по делу N А71-6435/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесторг" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В силу части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В части 2 статьи 51 Федерального закона N 123-ФЗ указано, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 марта 2022 г. N Ф09-830/22 по делу N А71-6435/2021