Екатеринбург |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А60-29093/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее также - заинтересованное лицо, Министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.07.2021 по делу N А60-29093/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства - Трушке К.В. (доверенность от 30.12.2021).
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Савченко Алексей Юрьевич (далее - заявитель, Савченко А.Ю.) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области о признании незаконным решения Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 15.03.2021 N 275 об отказе в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки за 2020 год.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.07.2021 (судья Бушуева Е.В.) заявленные требования удовлетворены: признано недействительным решение Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 15.03.2021 N 275 об отказе в подтверждение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки за 2020 год, вынесенное в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Савченко Алексея Юрьевича. Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства Савченко Алексея Юрьевича.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 (судьи Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Со ссылкой на нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее также - Закон N 74-ФЗ, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве), Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ, ФЗ "О развитии сельского хозяйства") указывает на необходимость подтверждения КФХ статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с критериями, установленными ч.1 статьи 3 Закона N 264-ФЗ. Установление статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя поставлено в зависимость от доли сельскохозяйственной продукции собственного производства в общем объеме производства и выручки хозяйства. Ссылается на судебные акты по делу N 3а-543/21 о признании недействительным нормативного правового акта - Порядка подтверждения заинтересованным лицом статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки, утвержденного Приказом Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 07.08.2020 N 338 (далее также - Порядок), которыми признан законным пункт 5, определяющий перечень документов, необходимых для представления в целях подтверждения статуса сельскохозяйственного производителя
В отзыве на кассационную жалобу Савченко А.Ю. просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, Савченко Алексей Юрьевич зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 21.02.2020.
Министерством агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области вынесено решение от 15.03.2021 N 275, которым отказано главе фермерского хозяйства Савченко Алексею Юрьевичу в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки за 2020 год.
Основанием для отказа явился вывод Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области о том, что уровень дохода от реализации производимой сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) менее семидесяти процентов за календарный год.
Полагая, что данное решение не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Савченко Алексей Юрьевич обратился в арбитражный суд с требованиями о признании решения недействительным.
В обоснование заявленного требования глава КФХ Савченко АЮ. указывает, что является сельскохозяйственным товаропроизводителем в силу своего статуса, КФХ не обязаны в подтверждение статуса сельскохозяйственного производителя подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что в отношении видов хозяйствующих субъектов, перечисленных в части 2 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, условия для признания сельскохозяйственным товаропроизводителем, приведенное в части 1 этой статьи, не распространяется, отметив, что крестьянское (фермерское) хозяйство Савченко Л.К. зарегистрировано на основании и в соответствии с Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве и в силу прямого указания Федерального закона N 264-ФЗ является сельскохозяйственным товаропроизводителем. У КФХ отсутствует обязанность по ежегодному подтверждению доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции.
Суд округа считает данный вывод основанным на неверном толковании норм материального права.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ст. 1 ФЗ "О развитии сельского хозяйства" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (далее - устойчивое развитие сельских территорий).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 264-ФЗ для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 названного Закона).
Согласно части 1 статьи 3 ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон о личном подсобном хозяйстве);
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон о сельскохозяйственной кооперации);
3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно части 1 статьи 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющим в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Пунктом 4 статьи 1 Закона N 74-ФЗ установлено, что фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в разных законодательных актах понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя трактуется по разному.
Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве не содержит критериев отнесения фермерских хозяйств к сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Указанный критерий содержится в части 1 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ, согласно которой сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Таким образом, из смысла вышеуказанных норм права следует, что наличие статуса крестьянского (фермерского) хозяйства само по себе не является основанием для признания его сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Толкование, данное судами, позволит любому КФХ, заявившему о намерении получить субсидию, претендовать на ее получение лишь в силу его статуса как крестьянского (фермерского) хозяйства.
Меры государственной поддержки предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при соблюдении принципа адресности, то есть таким хозяйствующим субъектам, которые в действительности и по факту являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.
При этом необходимо отметить, что согласно нормам статьи 1 Закона N 74-ФЗ основная деятельность, и, соответственно доход КФХ, должны быть связаны именно с производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией сельскохозяйственной продукции.
Как показывает практика, зачастую КФХ, претендующие на меры государственной поддержки, осуществляют деятельность лишь косвенным образом связанную с указанной в статье 1 Закона N 74-ФЗ (так, например, сдача в аренду складских помещений организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в различных сферах, сдача в аренду земельных участков, предоставление транспортных услуг и т.п.).
Проанализировав изложенное в совокупности, суд округа соглашается с позицией кассатора, согласно которой установление для крестьянского (фермерского) хозяйства статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, поставлено в зависимость от доли сельскохозяйственной продукции собственного производства в общем объеме производства и выручки хозяйства.
Кроме того, признавая законным пункт 5 Порядка подтверждения заинтересованным лицом статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки, утвержденного Приказом Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 07.08.2020 N 338, судебная коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в апелляционной определении от 02.02.2022 по делу N 66а-43/2022, указала, что перечень документов, необходимость представления которых предусмотрен данным пунктом для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, связана с подтверждением волеизъявления КФХ на получение мер государственной поддержки, согласием на обработку персональных данных, использованных средствах целевого финансирования и подтверждением деятельности, связанной с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, а также обусловлена тем, что не все крестьянские фермерские хозяйства имеют право на получение мер государственной поддержки, а только те, основными видами которых являются производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, кассационная коллегия находит обоснованным отказ Министерства главе крестьянского (фермерского) хозяйства Савченко Алексею Юрьевичу в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки за 2020 год.
Ссылка заявителя на письмо Департамента правового обеспечения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.09.2016 N 14/232 не принимается, поскольку указанный документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу.
В качестве информации Министерство указало, что предпринимателю в 2020 году были предоставлены средства государственной поддержки в размере 4967,0 тыс. рублей (грант "Агростартап").
Принимая во внимание изложенное, судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением судами норм материального права (пункт 3 части 2 статьи 288 АПК РФ).
В связи с тем, что судами первой и апелляционной инстанций установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные в материалы дела доказательства исследованы, но неправильно применены нормы материального права, суд округа на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным кассационную жалобу удовлетворить, не передавая дело на новое рассмотрение обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Савченко Алексея Юрьевича отказать.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.07.2021 по делу N А60-29093/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве не содержит критериев отнесения фермерских хозяйств к сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Указанный критерий содержится в части 1 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ, согласно которой сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
...
Меры государственной поддержки предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при соблюдении принципа адресности, то есть таким хозяйствующим субъектам, которые в действительности и по факту являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.
При этом необходимо отметить, что согласно нормам статьи 1 Закона N 74-ФЗ основная деятельность, и, соответственно доход КФХ, должны быть связаны именно с производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией сельскохозяйственной продукции.
Как показывает практика, зачастую КФХ, претендующие на меры государственной поддержки, осуществляют деятельность лишь косвенным образом связанную с указанной в статье 1 Закона N 74-ФЗ (так, например, сдача в аренду складских помещений организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в различных сферах, сдача в аренду земельных участков, предоставление транспортных услуг и т.п.)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 марта 2022 г. N Ф09-10742/21 по делу N А60-29093/2021