Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 14 января 2008 г. N 20-РП
Концепция
Среднесрочной целевой программы сохранения объектов культурного наследия и развития территории Московского государственного объединенного музея-заповедника на 2008-2010 годы
См. Среднесрочную целевую программу сохранения объектов культурного наследия и развития территории Московского государственного объединенного музея-заповедника на 2008-2010 гг., утвержденную постановлением Правительства Москвы от 15 апреля 2008 г. N 298-ПП
1. Введение (обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы)
Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития города Москвы является сохранение историко-культурного наследия столицы, воссоздание утраченных элементов архитектурных и природных комплексов, среди которых такие значимые ансамбли, как царская загородная резиденция в Коломенском, императорский дворцово-парковый ансамбль в Лефортово и дворянская усадьба в Люблино.
Основанием для разработки Концепции Среднесрочной целевой программы сохранения объектов культурного наследия и развития территории Московского государственного объединенного музея-заповедника на 2008-2010 годы являются следующие правовые акты города Москвы:
- Закон города Москвы от 11 июля 2001 г. N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве";
- Закон города Москвы от 12 марта 2003 г. N 18 "О Долгосрочной целевой программе сохранения объектов историко-культурного наследия и развития территории Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Коломенское" на 2003-2007 годы";
- постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве";
- постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. N 1005-ПП "О передаче Государственному учреждению города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" исторической усадьбы "Люблино" (Юго-Восточный административный округ)";
- постановление Правительства Москвы от 13 ноября 2007 г. N 996-ПП "О Генеральной схеме озеленения города Москвы на период до 2020 года";
- распоряжение Правительства Москвы от 15 августа 2005 г. N 1544-РП "О Московском государственном объединенном художественном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике".
Воссоздание и развитие данных историко-культурных территорий, вошедших в состав Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника (далее - музей-заповедник), позволит превратить рекреационные зоны столицы в уникальные объекты показа, используемые в образовательных, воспитательных и туристических целях.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Историко-культурные ансамбли являются комплексными объектами, в составе которых находятся земли историко-культурного назначения, памятники истории, архитектуры, археологии, геологии, природы. Современное использование данных территорий предполагает решение комплекса задач, связанных с вопросами садово-паркового искусства, организации инфраструктуры обслуживания посетителей, объектов питания, энерго- и транспортного обеспечения, связи между территориями, создания комплексной системы безопасности территорий и объектов и т.п.
Решение поставленных задач невозможно без применения программно-целевого метода, позволяющего разработать и реализовать комплекс программных мероприятий, направленных на воссоздание, развитие и использование историко-культурных ансамблей.
Основными задачами разрабатываемой программы являются:
- сохранение, реставрация и воссоздание памятников истории и культуры;
- сохранение и поддержание памятников природы, уникальных природных объектов и памятников садово-паркового искусства;
- комплексное благоустройство территорий, основанное на воссоздание исторического ландшафта;
- создание тематических музейных экспозиций и выставок;
- создание современного реставрационного, научного, информационного и учебного центра;
- создание инфраструктуры для отдыха москвичей и гостей столицы.
Реализация программы позволит эффективно развивать въездной и внутренний туризм, с учетом прилегающих к музею-заповеднику городских территорий, сохранивших памятники историко-культурного наследия, обеспечит содействие в реализации городских культурных, спортивных и образовательных программ.
Комплексный подход к сохранению и воссозданию историко-культурного и природного наследия музея-заповедника, предусматриваемый программой, позволит системно решить назревшие проблемы и сохранить достояние страны.
Одновременно в рамках ограниченного финансирования ставятся приоритетные задачи внутри программы.
Например, приоритетным направлением в воссоздании дворцово-паркового ансамбля "Лефортово" является проведение работ по воссозданию водной системы ансамбля.
В исторической усадьбе "Люблино" - воссоздание исторического парка, а также проведение научно-исследовательских, проектных и реставрационных работ по всему архитектурному ансамблю усадьбы.
В царской усадьбе "Коломенское" приоритетным является воссоздание Дворца царя Алексея Михайловича и развитие исторической заповедной территории Дьяково.
Примененный при разработке Долгосрочной целевой программы сохранения объектов историко-культурного наследия и развития территории Государственного музея-заповедника "Коломенское" на 2003-2007 годы программно-целевой метод дал положительный результат.
Территория развивается по утвержденным генеральным планам с учетом сохранившихся памятников истории, архитектуры, геологии, археологии, природы. Создаваемая инфраструктура обслуживания населения учитывает все особенности данной территории и организуется на основании режимов регулирования градостроительной деятельности, подчиняющей себе все аспекты разноплановой деятельности музея-заповедника.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода. Оценка рисков при решении проблемы другими методами
Развитие территорий без использования комплексного программно-целевого метода приведет к утрате целостности исторических ансамблей, к проведению работ по отдельным не связанным друг с другом объектам. Кроме того, такой подход затруднит создание инфраструктуры объектов и может привести к нарушению законодательства Российской Федерации в области использования территорий, на которых располагаются объекты культурного наследия.
Основным риском неприменения программно-целевого метода в решении данной проблемы является утрата целостного восприятия, а, следовательно, и исторического облика ансамблей. Если воссоздание отдельного здания или сооружения возможно в контекст сложившейся современной градостроительной среды, то воссоздание историко-культурных комплексов необходимо проводить без отрыва от его истории, развития и современного использования. Отсутствие комплексного подхода приведет к риску утраты сохранившихся элементов исторической среды, памятников истории и культуры, археологии, природы и т.п., а также к возможной потере историко-культурного наследия.
Одновременно положительный опыт реализации Долгосрочной целевой программы сохранения объектов культурного наследия и развития территории Государственного музея-заповедника "Коломенское" на 2003-2007 годы (далее - Программа) подтвердил целесообразность использования программно-целевого метода при ведении работ по историко-культурным комплексам.
В период с 2003 по 2007 годы программные мероприятия выполнялись в рамках выделяемого финансирования, утвержденного законами города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующие годы.
Из предусмотренных 10 разделов Программы мероприятия проводились по 8. По разделам N 5, 8 (организация парковок автотранспорта и комплексная система безопасности) финансовые средства в рамках Программы не выделялись.
По результатам реализации Программы выполнены следующие задачи:
- в рамках формирования территории музея-заповедника в соответствии с основными направлениями его деятельности как одного из Центров Российской культуры выполнен основной комплекс работ по реставрации памятников истории и архитектуры (требуется завершение в 2008 году);
- выделена в восстанавливаемой структуре бывшего села Коломенского этнографическая зона с размещением в ее границах Музея деревянного зодчества фортификационных памятников русского севера XVII века;
- частично восстановлена утраченная историческая объемно-пространственная структура северной части территории музея-заповедника (требуется продолжение работ);
- проводились работы по реконструкции существующих и устройству новых экспозиционных помещений и площадей;
- выполнено расширение фондохранилища;
- для обеспечения экскурсионного осмотра территории проводились работы по созданию дорожно-тропиночной сети на вновь осваиваемых территориях музея-заповедника;
- в рамках осуществления комплекса природоохранных мероприятий проведено:
- выявление, сохранение, восстановление и поддержание уникальных, ценных и характерных элементов природной среды;
- каптаж родников и устройство дренажа;
- уборка антропогенного мусора;
- дезактивация участков с повышенной радиоактивностью;
- строгое зонирование территории с учетом антропогенных нагрузок;
- частично выполнена реконструкция набережной р. Москвы (южная часть территории музея-заповедника, требуется продолжение работ);
- в целях создания комплекса туристического обслуживания создан Центр туристического обслуживания на территории бывшего села Коломенского.
Также во время реализации Программы проводились предпроектные и проектные проработки следующих задач, требующих дальнейшего проведения работ, в том числе: восстановление утраченной исторической объемно-пространственной структуры частично северной и полностью южной частей территории музея-заповедника; создание ремонтно-реставрационного центра в южной части территории; организация хозяйственной зоны в южной части территории; организация системы охраны и безопасности территории и объектов музея-заповедника; организация стоянок для временного отстоя машин; размещение общественных туалетов; организация общественного питания; создание гостиничного комплекса; развитие хозяйственных структур.
Заказчиком музеем-заповедником в соответствии с Программой в период с 2003 года по июнь 2007 года проводились работы по 98 объектам бюджетного финансирования.
Заказчиком ОАО "Москапстрой" в соответствии с Программой в период с 2003 по май 2007 года проводились работы по 12 объектам бюджетного финансирования.
Заказчиком - Комитетом по культурному наследию города Москвы в соответствии с Программой в период с 2003 по 2007 годы проводились работы по 1 объекту бюджетного финансирования.
Реализация программных мероприятий по разделам Программы
Раздел I. Противоаварийные работы (заказчик - музей-заповедник)
Раздел предусматривал проведение работ по 5 объектам. Фактически проводились проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по 9 объектам.
Дополнительно к утвержденному перечню объектов были проведены противоаварийные мероприятия на объектах: Церковь Вознесения Господня, Ограда Государева двора (Стена Кормового двора), Фряжский погреб, Сытный двор (увеличение количества объектов раздела обусловлено выявлением аварийного состояния памятников).
Работы проводились в утвержденном для города Москвы порядке.
Раздел выполнен полностью.
Раздел II. Реставрация (заказчик - музей-заповедник)
Раздел предусматривал проведение работ по 12 объектам.
Фактически за отчетный период проводились проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по 19 объектам, в том числе по 3 объектам, не предусмотренным разделом II: Трапезная XIX в., Павильон 1825 года, заполнение киотов памятников музея-заповедника.
Раздел III. Инженерные коммуникации (заказчик - ОАО "Москапстрой")
Раздел предусматривал проведение работ по 11 объектам.
Фактически за отчетный период проводились проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по 7 объектам.
Раздел IV. Этнография (заказчики - музей-заповедник, ОАО "Москапстрой")
Раздел предусматривал проведение работ по 88 объектам.
Фактически за отчетный период проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы (капитальный ремонт, капитальные вложения) проводились музеем-заповедником по 44 объектам, ОАО "Москапстрой" - по 3 объектам.
Раздел V. Организация паркирования автотранспорта на подходах к территории музея-заповедника (заказчик - Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы)
Раздел предусматривал работы по 8 объектам.
Проектно-изыскательские работы проводились по одному объекту.
Раздел VI. Благоустройство и музеефикация (заказчик - музей-заповедник)
Раздел предусматривал работы по 13 объектам.
Фактически за отчетный период:
- проведены работы по музеефикации двух объектов (археология Дьякова городища, Кормовой двор);
- проводились благоустроительные работы по 17 объектам (благоустройство территории музея-заповедника (1 и 2 очереди проекта), благоустройство территории б.с. Дьяково, реконструкция набережной р. Москвы (1 и 2 очереди проекта), расчистка русла реки Жужа, расчистка пойменной части р.Москвы, санитарные рубки, реконструкция пруда в Дьяковском саду, каптаж родников, благоустройство памятников природы в Голосовом овраге, укрепление оползневых склонов берега р. Москвы, реконструкция моста и лестничных спусков).
Раздел VII. Объекты музейного строительства (заказчики - музей-заповедник и ОАО "Москапстрой")
Раздел предусматривал работы по 15 объектам.
Фактически за отчетный период проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы (капитальный ремонт, капитальные вложения) проводились музеем-заповедником по 6 объектам, ОАО "Москапстрой" - по двум объектам.
Раздел VIII. Комплексная система безопасности (заказчик - ОАО "Москапстрой")
Раздел предусматривал работы по 6 объектам.
Фактически за отчетный период проводились работы по согласованию и утверждению в установленном порядке Концепции проекта организации комплексной системы безопасности музея-заповедника и Проекта организации комплексной системы безопасности объектов "Государева двора" (центральной части музея-заповедника).
Раздел IX. Комплексная система обслуживания посетителей (заказчики - музей-заповедник и ОАО "Москапстрой")
Раздел предусматривал работы по 55 объектам.
Фактически за отчетный период проведены работы по проектированию одного объекта - трактира на 150 мест (музей-заповедник).
Раздел Х. Проект планировки и застройки левого берега р. Москвы территории музея-заповедника (заказчик - музей-заповедник)
Раздел предусматривал работы по одному объекту.
Раздел выполнен полностью в утвержденных объемах финансирования.
4. Цели и задачи работы (предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам)
Цель Программы - создание современного многопрофильного музея-заповедника на основе подлинных дворцово-парковых и усадебных ансамблей города Москвы XVII-XIX веков "Коломенское", "Люблино", "Лефортово".
В соответствии с основными направлениями уставной деятельности музея-заповедника в социокультурных, научных, образовательных, рекреационных целях и в целях развития въездного и внутреннего туризма в городе Москве формируется единый комплекс управления и использования данных историко-культурных территорий с учетом исторических особенностей каждой из них, в том числе предусматривается:
- создание на территории музея-заповедника "Коломенское" крупнейшего в городе Москве историко-культурного и этнографического комплекса, как загородной царской резиденции;
- формирование территории исторической усадьбы "Люблино", как образца русского усадебного быта XIX столетия, с созданием в ее границах многофункционального музейного центра;
- формирование территории дворцово-паркового ансамбля "Лефортово", как российской императорской резиденции.
Задачи Программы:
- сохранение, воссоздание и реставрация памятников истории и культуры, в том числе религиозных объектов;
- восстановление в исторических границах утраченной исторической объемно-пространственной структуры историко-культурных территорий;
- комплексное благоустройство территорий, ориентированное на воссоздание исторического ландшафта, сохранение, реставрацию и реконструкцию зеленых насаждений;
- значительное увеличение объемов музейных экспозиций на основе реконструкции существующих и устройства дополнительных выставочных площадей, расширение возможностей для экскурсионного осмотра территорий музея-заповедника;
- обеспечение сохранности и безопасности фондов, объектов (в т.ч. памятников архитектуры) и территорий музея-заповедника;
- создание инфраструктуры туристического обслуживания территорий музея-заповедника, многофункциональных музейно-культурных центров.
Программа должна предусмотреть необходимость завершения реализации мероприятий, предусмотренных Долгосрочной целевой программой сохранения объектов историко-культурного наследия и развития территории Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Коломенское" на 2003-2007 годы.
Целевые показатели
N п/п |
Наименование мероприятия |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего |
1. |
Комплектование музейных фондов (кол-во предметов) |
2000 |
3500 |
5000 |
10500 |
2. |
Объекты показа |
12 |
20 |
19 |
51 |
3. |
Новые экспозиции |
3 |
9 |
11 |
23 |
4. |
Вводимые новые сервисные объекты, входящие в инфраструктуру туристического обслуживания |
11 |
53 |
18 |
82 |
5. |
Посещаемость экспозиций (человек в год) |
225360 |
729290 |
547750 |
1502400 |
6. |
Постоянно действующие зрелищные мероприятия |
45 |
54 |
54 |
153 |
5. Источники финансирования целевой программы
Финансирование реализации программных мероприятий предусматривается за счет бюджета города Москвы и внебюджетных источников финансирования.
Выделение средств бюджета города на реализацию поставленных Концепцией задач, в том числе по сохранению, реставрации и воссозданию памятников истории и культуры; сохранению и поддержанию памятников природы и уникальных природных объектов; комплексному благоустройству территории, ориентированному на воссоздание исторического ландшафта; созданию инфраструктуры для отдыха москвичей и гостей столицы и т.д. предусматривается по следующим отраслям:
- "Культура, кинематография и средства массовой информации" (статьи финансирования "капитальный ремонт", "капитальные вложения");
- "Коммунальное строительство" (статья финансирования "капитальные вложения").
6. Механизм управления Программой
Функции государственного заказчика - координатора Программы предполагается возложить на Департамент экономической политики и развития города Москвы. Персональным руководителем Программы назначить, соответственно, руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Оглоблину Марину Евгеньевну.
Государственным заказчиком Программы по капитальному строительству и реконструкции объектов музея-заповедника предполагается назначить Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы.
В связи со спецификой работ по воссозданию историко-культурных комплексов и территорий, а также с учетом положительного опыта реализации Долгосрочной целевой программы сохранения объектов историко-культурного наследия и развития территории музея-заповедника на 2003-2007 годы функции заказчика по основным мероприятиям программы (научно-исследовательским и ремонтно-реставрационным работам, работам по благоустройству территории и воссозданию исторической застройки) возложить на музей-заповедник.
Также возложить на музей-заповедник текущее управление и мониторинг выполнения программных мероприятий.
Реализация Программы обеспечивается комплексом мероприятий по правовому, организационному, финансовому, информационному и методическому обеспечению. Для обеспечения единого подхода к выполнению системы программных мероприятий, а также целевого и эффективного расходования выделенных финансовых средств осуществляется координация действий федеральных органов государственной власти в сфере культуры, структурных подразделений Правительства Москвы, государственных и негосударственных научных, проектных, производственных предприятий и учреждений, принимающих участие в мероприятиях по выполнению Программы.
В связи с межотраслевым характером Программы предлагается создание при руководителе Программы Координационного совета с участием всех заинтересованных сторон, в том числе представителя Департамента культуры города Москвы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключенных в установленном порядке с исполнителями программных мероприятий.
Механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения
Корректировка Программы производится на основании предложений, подготовленных государственным заказчиком и заказчиками и представленных в Департамент экономической политики и развития города Москвы.
Механизм корректировки Программы, требующей выпуска соответствующего правового акта Правительства Москвы, определяется в порядке, установленном для реализации целевых программ.
Корректировка мероприятий Программы, не требующая издания соответствующих правовых актов Правительства Москвы, осуществляется посредством предложений музея-заповедника об изменении плана мероприятий и их представления в Департамент экономической политики и развития города Москвы.
Предлагаемые изменения должны содержать пояснительную записку, объясняющую причины корректировки программных мероприятий, и быть представлены в срок до 1 апреля соответствующего финансового года.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы музей-заповедник ежегодно согласовывает с Департаментом экономической политики и развития города Москвы уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы государственный заказчик Программы и музей-заповедник представляют по курируемым направлениям государственному заказчику координатору Программы отчеты в сроки:
- до 15 февраля - о выполнении Программы за отчетный год;
- до 31 октября - о фактическом выполнении Программы за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за текущий год.
Государственный заказчик - координатор представляет сводные отчеты в Департамент экономической политики и развития города Москвы:
- до 1 марта - о выполнении Программы за отчетный год;
- до 15 ноября - о фактическом выполнении Программы за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за текущий год.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Москвы от 14 января 2008 г. N 20-РП "Об утверждении Концепции Среднесрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.