Екатеринбург |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А71-7311/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сушковой С. А.,
судей Артемьевой Н. А., Кудиновой Ю. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу кассационной жалобы Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.08.2021 по делу N А71-7311/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по тому же делу по заявлению конкурсного управляющего Колпакова Александра Борисовича о передаче социально-значимого имущества в собственность муниципального образования "Увинский район" в рамках дела о признании муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Увинское" несостоятельным (банкротом).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проводится путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики.
В судебном заседании в Арбитражном суде Удмуртской Республики принял участие представитель уполномоченного органа Савиных О.П. по доверенности от 04.02.2022.
21.06.2010 в Арбитражный суд Удмуртской Республики поступило заявление муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Увинское" (далее - МУП ЖКХ "Увинское", должник) о признании его несостоятельным (банкротом). Определением суда от 21.06.2010 указанное заявление принято к производству, возбуждено настоящее дело о банкротстве.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.08.2010 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим назначен Колпаков Александр Борисович (далее - Колпаков А.Б.), член Некоммерческого партнерства "Первая саморегулируемая организация арбитражных управляющих, зарегистрированная в едином государственном реестре саморегулируемых организаций арбитражных управляющих".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.03.2011 в отношении должника открыто конкурсное производство. Определением суда от 05.07.2011 конкурсным управляющим должника утвержден Колпаков А.Б.
29.06.2021 после проведения торгов и до завершения конкурсного производства конкурсный управляющий Колпаков А.Б. обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с ходатайством о передаче социально-значимого имущества в собственность муниципального образования "Увинский район".
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.08.2021, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 ходатайство конкурсного управляющего удовлетворено. Суд обязал Администрацию муниципального образования "Увинский район" принять в муниципальную собственность следующее имущество: воздушная линия 0,4 кВ от комплектного трансформаторного пункта 662(569) фидер 1, воздушная линия 0,4 кВ от комплектного трансформаторного пункта 662(563), воздушная линия 0,4 кВ от комплектного трансформаторного пункта 521 фидер 1, воздушная линия 0,4 кВ от комплектного трансформаторного пункта 521.
В кассационной жалобе Федеральная налоговая служба в лице Управления ФНС России по Удмуртской Республике просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что возврат социально значимых объектов не должен осуществляться без компенсации со стороны собственника такого имущества, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Уполномоченный орган считает, что необходимо установить стоимость передачи имущества равную стоимости, установленной на последнем этапе проведения торгов в размере 2 718 руб. 45 коп.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в ходе конкурсного производства арбитражным управляющим сформирована конкурсная масса должника МУП ЖКХ "Увинское", в которую вошло, в том числе и социально значимое спорное имущество -воздушные линии. Собранием кредиторов МУП ЖКХ "Увинское" от 04.11.2020 утвержден порядок реализации социально значимого имущества, которое ранее уже неоднократно выставлялось на торги, в том числе посредством публичного предложения. В результате проведения торгов посредством публичного предложения по продаже социально значимых объектов по лоту N 10 - Воздушная линия 0,4 кВ, 4 шт, Увинский район, с.Кыйлуд, торги признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок на участие.
В соответствии с протоколом от 10.06.2021 собранием кредиторов по вопросу о передаче указанного имущества в муниципальную собственность принято решение "Не передавать в муниципальное образование "Увинский район" Удмуртской Республики не реализованное на торгах имущество МУП "ЖКХ "Увинское".
Полагая, что социально значимые объекты, не проданные в установленном законом порядке, подлежат передаче в муниципальную собственность, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о передаче социально-значимого имущества в собственность муниципального образования "Увинский район".
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции, выводы которого поддержал суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о необходимости обязать Администрацию муниципального образования "Увинский район" принять социально значимое имущество в собственность.
Удовлетворяя заявление конкурсного управляющего, суды руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве), части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно статье 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. При этом согласно пункту 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5 статьи 132 Закона о банкротстве). Согласно пунктам 5, 6 статьи 132 Закона о банкротстве жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 указанной статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.
Следовательно, необходимость в передаче такого имущества в муниципальную собственность возникает у должника не только в силу обязательной нормы закона о передаче имущества без дополнительных условий, а также в связи с тем, что на такое имущество после двукратных торгов не нашлось покупателя.
Судами отмечено, что социальная значимость спорного имущества лицами, участвующими в деле, не оспаривается, реализация объектов социально-значимого имущества является затруднительной, по результатам торгов по продаже воздушных линий, в том числе путем публичного предложения, лиц, заинтересованных в приобретении имущества по начальной цене в 2718,45 руб., установленной на последнем этапе торгов, не выявлено.
Установив передачу социально-значимых объектов в муниципальную собственность ввиду его неликвидности и невозможности реализации из-за отсутствия рыночного спроса без каких-либо условий (пункт 6 статьи 132 Закона), судами правомерно отклонен довод уполномоченного органа о необходимости передачи имущества исключительно на возмездной основе.
При изложенных обстоятельствах конкретного обособленного спора, суд округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает.
Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.08.2021 по делу N А71-7311/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Сушкова |
Судьи |
Н.А. Артемьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. При этом согласно пункту 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5 статьи 132 Закона о банкротстве). Согласно пунктам 5, 6 статьи 132 Закона о банкротстве жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 указанной статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 мая 2022 г. N Ф09-7596/11 по делу N А71-7311/2010
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7596/11
01.02.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7613/11
14.02.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7596/11
15.11.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7613/11
13.03.2017 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-7311/10
02.02.2017 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-7311/10
17.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7596/11
24.09.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7613/11
16.07.2012 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7613/11
13.01.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7613/11
29.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7596/2011
08.09.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7613/11
17.03.2011 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-7311/10