Екатеринбург |
|
17 мая 2022 г. |
Дело N А71-7113/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е. А.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - ООО "САХ", общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.11.2021 по делу N А71-7113/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "САХ" -Переверзин С.С. (доверенность от 01.02.2022).
ООО "САХ" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Администрации муниципального образования "Воткинский район" (далее - администрация) от 29.03.2021 N 04.
Решением суда от 10.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы заявитель отмечает, что, несмотря на отсутствие жилого дома на земельном участке право собственности, на который зарегистрировано в установленном порядке, не свидетельствует об отсутствии образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Кроме того, податель жалобы полагает, что факт образования ТКО на спорном земельном участке доказан. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, на основании распоряжения администрации от 01.03.2021 N 96 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных нормативными правовыми актами по обращению гражданина Анисимова А.А. о неправомерном начислении платы за коммунальную услугу "обращение с ТКО" за участок, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, д. Кукуи, ул. Солнечная, д. 6.
По результатам проверки администрацией составлен акт от 29.03.2021 N 10 и выдано предписание от 29.03.2021 N 04, согласно которому обществу в течение 10 дней с момента получения предписания предписано произвести перерасчет начисленных денежных средств по коммунальной услуге "обращение с ТКО" собственнику земельного участка по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, д. Кукуи, ул. Солнечная, д. 6, за период с 01.01.2019 по 28.02.2021.
Полагая, что оспариваемое предписание администрации нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из правомерности обжалованного предписания, поскольку совокупность установленных обстоятельств в их взаимной связи свидетельствует о доказанности администрацией необоснованности начисления обществом платы за услугу по обращению с ТКО в отношении спорного земельного участка.
При рассмотрении спора, суды исходили из следующего.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 153, части 4 статьи 154, части 9 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 названного кодекса. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с понятиями, приведенными в пункте 2 Правил N 354 домовладение - это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты); коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с ТКО; потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга как обращение с ТКО, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
ООО "САХ" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156) к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователям коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В силу пункта 8 (1) Правила N 1156 обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуется ТКО.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, в этой связи отсутствие на земельном участке жилых или нежилых помещений, которые получили государственную регистрацию, не свидетельствует о ненакоплении ТКО владельцами указанных земельных участков, в том случае, если доказано нахождение на земельном участке объектов, пригодных для проживания, в том числе временного, но не зарегистрированных в государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Судами установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, д. Кукуй, ул. Солнечная, участок N 6 отсутствует введенный в эксплуатацию жилой дом, собственников и зарегистрированных лиц в доме не имеется. Иных построек, в которых возможно постоянное проживание граждан на данном земельном участке также не имеется. По данным отдела архитектуры и строительства Анисимову А.А. 29.03.2013 выдано разрешение на строительство NRU 18504000-41 на земельный участок с кадастровым номером N 18:04:011001:943, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, д. Кукуй, ул. Солнечная, участок N 6. Однако документы на ввод в эксплуатацию на вышеуказанный земельный участок не выдавались и в администрацию муниципального образования с целью получения указанных документов обращений не поступали. Доказательств, подтверждающих фактическое (временное или постоянное) проживание в данном доме граждан, заявителем в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств установления фактов производства ТКО на данном земельном участке.
Учитывая установленные обстоятельства, принимая во внимание, что в данном конкретном случае образование на спорном земельном участке ТКО носит предположительный характер, а факт начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению не означает автоматически факт образования ТКО, суды пришли к верному выводу о том, что при отсутствии жилого помещения, собственников, а также лиц, постоянно или временно проживающих в таком помещении, недоказанности факта образования ТКО на спорном земельном участке, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Правил N 354.
Иного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации региональным оператором не доказано.
С учетом конкретных обстоятельств дела суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Приводимые возражения кассатора, судом округа отклоняются по основаниям, приведенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Кроме того эти возражения основополагающих выводов судов нижестоящих инстанций не опровергают, о нарушении судами норм права не свидетельствуют и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Судом кассационной инстанции установлено, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами приняты во внимание, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.11.2021 по делу N А71-7113/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 8 (1) Правила N 1156 обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуется ТКО.
...
Учитывая установленные обстоятельства, принимая во внимание, что в данном конкретном случае образование на спорном земельном участке ТКО носит предположительный характер, а факт начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению не означает автоматически факт образования ТКО, суды пришли к верному выводу о том, что при отсутствии жилого помещения, собственников, а также лиц, постоянно или временно проживающих в таком помещении, недоказанности факта образования ТКО на спорном земельном участке, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2022 г. N Ф09-1881/22 по делу N А71-7113/2021