Екатеринбург |
|
18 мая 2022 г. |
Дело N А60-43069/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Жаворонкова Д. В., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Визави" (далее - общество "Визави", общество, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по делу N А60-43069/2021 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) - Шокин Е.С. (доверенность от 09.01.2020), Ларукова О.С. (доверенность от 12.01.2022);
общества "Визави" - Бриль Е.В. (доверенность от 10.02.2022), Скорынина Л.Р. (доверенность от 10.01.2022).
Общество "Визави" с требованиями признать недействительными решения инспекции от 24.05.2021 N 1581 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислению обществу страховых взносов на обязательно пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование в размере 168 527 руб. 60 коп., признав право общества "Визави" на применение пониженного тарифа страховых взносов; от 02.08.2021 N 3300 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислению обществу страховых взносов на обязательно пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование в размере 278 720 руб. 18 коп., признав право общества "Визави" на применение пониженного тарифа страховых взносов (с учетом принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений требований).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.12.2021 (судья Калашник С.Е.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые решения инспекции от 24.05.2021 N 1581, от 02.08.2021 N 3300 признаны недействительными, на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Визави"; также распределены судебные расходы.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Шаламова Ю.В.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней общество "Визави" просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Со ссылкой на судебную практику, принцип "эстоппель", заявитель указывает, что доначисления налогового органа носили формальный характер, противоречат принципу экономической обоснованности, так как, несмотря на невключение общества в соответствующий реестр, налоговый орган располагал информацией о том, что заявитель соответствовал всем критериям субъектов малого и среднего предпринимательства.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного обществом уточненного расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2020 года, по итогам которой составлен акт от 01.03.2021N 2808, принято решение от 24.05.2021 N 1581, которым обществу "Визави" доначислены страховые взносы за 9 месяцев 2020 года на общую сумму 168 527 руб. 60 коп., в том числе, взносы на обязательное пенсионное страхование - в сумме 137 131 руб. 81 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование - в сумме 1 142 руб. 75 коп., а также страховые взносы на обязательное социальное страхование - 30 253 руб. 04 коп.; решением от 02.08.2021 N 3300 обществу "Визави" доначислены страховые взносы за 2020 год на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование на общую сумму 278 720 руб. 18 коп.
Основанием для доначисления указанных сумм страховых взносов послужил вывод инспекции о неправомерности применения обществом пониженных тарифов страховых взносов, установленных Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ), в соответствующий период.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 13.07.2021 N 826/2021, от 17.09.2021 N 1269/2021 апелляционные жалобы общества "Визави" оставлены без удовлетворения, решения инспекции без изменения.
Полагая, что названные решения не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что носящее уведомительный характер включение субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствующий реестр в условиях соответствия общества критериям, необходимым для признания его субъектом малого и среднего предпринимательства, с 2016 года, само по себе не может являться основанием для доначисления страховых взносов. С учетом, того, что, по мнению суда, включение сведений о хозяйствующем субъекте в реестр носит технический и информационный, а не правоподтверждающий характер, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения обществом пониженных тарифов, установленных Законом N 102-ФЗ.
Отменяя решение суда, апелляционная коллегия исходила из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ.
В соответствии со статьей 6 Закона N 102-ФЗ в период с 01.04.2020 до 31.12.2020 для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N209-ФЗ), в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются пониженные тарифы страховых взносов.
Статьей 3 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 данного Закона, вносятся в Реестр в соответствии с данной статьей.
С учетом изложенного, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в Реестр.
В ходе проведения проверки инспекцией установлено, что сведения о среднесписочной численности работников за 2019 год представлены в инспекцию только 03.12.2020 при сроке представления 20.01.2020, то есть спустя 11 месяцев, в связи с чем общество "Визави" исключено из реестра 10.08.2020. Таким образом, в период с 10.08.2020 по 10.01.2021 общество "Визави" не было включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах доначисление страховых взносов произведено инспекцией правомерно.
К аналогичным выводам пришли судебные инстанции при рассмотрении дела N А56-32372/21 (Определение Верховного суда Российской Федерации от 01.04.2022 N 307-ЭС22-2904).
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Иное толкование заявителем норм материального права, а также ссылки на судебную практику, по иным делам, имеющим самостоятельные обстоятельства, не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по делу N А60-43069/2021 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Визави" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 3 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 данного Закона, вносятся в Реестр в соответствии с данной статьей.
С учетом изложенного, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в Реестр.
...
К аналогичным выводам пришли судебные инстанции при рассмотрении дела N А56-32372/21 (Определение Верховного суда Российской Федерации от 01.04.2022 N 307-ЭС22-2904)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2022 г. N Ф09-2009/22 по делу N А60-43069/2021