Екатеринбург |
|
19 мая 2022 г. |
Дело N А76-21000/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Ященок Т.П., Лукьянова В.А.,
при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р. рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремжилзаказчик Центрального района" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.11.2021 по делу N А76-21000/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области, приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремжилзаказчик Центрального района" - Тимофеева Н.Н. (доверенность от 27.12.2021, паспорт, диплом);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Пономарева С.В. (доверенность от 05.03.2022 N 169, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремжилзаказчик Центрального района" (далее - заявитель, общество, общество УК "Ремжилзаказчик Центрального района") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ "ГЖИ по Челябинской области", заинтересованное лицо) об отмене постановления от 29.03.2021 N 120 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество УК "Ремжилзаказчик Центрального района" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель указывает, что оспариваемое постановление от 29.03.2021 N 120 должно быть направлено не позднее чем 06.04.2021, вместе с тем оно направлено в адрес общества только 08.06.2021, 09.06.2021 получено представителем заявителя, в связи с чем установить точную дату вынесения указанного постановления в целях проверки срока давности привлечения к административной ответственности не представляется возможным и дело об административном правонарушении надлежит прекратить.
Общество УК "Ремжилзаказчик Центрального района" считает, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, поскольку общество в полном объеме исполняет принятые по договору управления обязательства, основанные на действующем законодательстве. Кроме того, общество отмечает, что работы по текущему ремонту, в том числе по восстановлению штукатурного и окрасочного слоя стен и перекрытий входных групп многоквартирного дома по адресу: г. Челябинск, Копейское ш., д. 43, проводятся силами управляющей компании ежегодно согласно утвержденному плану работ по текущему ремонту. Общество УК "Ремжилзаказчик Центрального района" считает, что нарушения произошли не по его вине и не влияют на безопасность проживания граждан в жилом доме, кроме того, работы по устранению нарушений производятся согласно утвержденному плану в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании распоряжения ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 22.01.2021 N 21-2069 (197) в отношении общества УК "Ремжилзаказчик Центрального района" проведена внеплановая выездная проверка по рассмотрению обращения от 15.01.2021 N 585 по адресу: г. Челябинск, Копейское ш., д. 43, в ходе которой были выявлены нарушения жилищного законодательства Российской Федерации.
По результатам проверки ГУ "ГЖИ Челябинской области" составлен акт от 10.02.2021 и вынесены предписания от 10.02.2021 N 197 и N 197/1 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, возбужденного протоколом об административном правонарушении от 10.02.2021 N 21-206-4 (197), ГУ "ГЖИ Челябинской области" установлено нарушение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.
В отношении общества вынесено постановление от 29.03.2021 N 120 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 125 000 руб.
Полагая, что указанное постановление незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствии существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, и в отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным отказал в удовлетворении заявленных требований. Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 этого Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 250 000 до 300 000 руб.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации.
Субъектами данного правонарушения признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Объективную сторону правонарушения образуют деяния субъекта при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, нарушающие лицензионные требования
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами, согласно пункту 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Судами установлено, что общество УК "Ремжилзаказчик Центрального района" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 09.08.2018 N 0713.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила управления многоквартирными домами.
Согласно части 1.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; содержание общего имущества в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с соблюдением прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110).
Подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения N 1110 к лицензионным требованиям отнесены соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" и являются обязательными для исполнения управляющими организациями. Все текущие, неотложные, обязательные, сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Таким образом, управляющая организация при управлении многоквартирным домом обязана оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что общество УК "Ремжилзаказчик Центрального района" осуществляет на основании лицензии от 09.08.2018 N 0713 и договора управления многоквартирным домом от 01.11.2017 деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Челябинск, Копейское ш., д. 43.
В ходе внеплановой документарной проверки, проведенной должностным лицом ГУ "ГЖИ Челябинской области" на основании распоряжения указанного органа от 22.01.2021 N 21-2069 (197), на основании обращения от 15.01.2021 N 585 установлено нарушение обществом при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом лицензионных требований, которое зафиксировано в акте проверки от 10.02.2021.
На момент внеплановой выездной проверки выявлены нарушения при содержании и обслуживании общего имущества многоквартирного дома, в том числе ненадлежащее содержание фасада, системы горячего водоснабжения, что создало угрозу для здоровья людей, а также препятствия для их комфортного проживания в доме.
На основании акта от 10.02.2021 были выданы предписания:
- N 197/1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, касающихся ненадлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирном доме;
- N 197 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, касающихся ненадлежащего содержания фасада многоквартирного дома.
По факту допущенных нарушений 10.02.2021 ГУ "ГЖИ Челябинской области" в отношении общества УК "Ремжилзаказчик Центрального района" составлен протокол N 21-206-4 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
ГУ "ГЖИ Челябинской области" 29.03.2022 рассмотрев материалы дела о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, вынесло постановление N 120, в котором по первому пункту нарушения установило, что виновность лица в несоблюдении режима температуры горячей воды в ванной комнате квартиры N 184, расположенной по адресу: г. Челябинск, Копейское ш., д. 43 не усматривается. По второму пункту о ненадлежащем содержании фасада указанного многоквартирного дома заинтересованное лицо не установило оснований и обстоятельств, препятствующих обществу надлежащим образом исполнять обязанности по содержанию и обслуживанию указанного дома в соответствии с положениями жилищного законодательства, признав общество виновным в совершении правонарушения, выразившегося в разрушении штукатурного и окрасочного слоя стен и перекрытий входных групп многоквартирного дома.
Ссылка заявителя на то, что обществом был произведен осенний осмотр многоквартирного дома и соответствующие работы включены в план текущего ремонта, обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку включение работ по ремонту штукатурного и окрасочного слоя стен и перекрытий входных групп многоквартирного дома в план текущего ремонта не освобождает от обязанности по их своевременному выполнению и недопущению вышеуказанных нарушений вне зависимости от наличия плана.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод общества о том, что выявленные нарушения были им устранены до вынесения постановления от 29.03.2021 N 120 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, что не исключают наличия вменяемого заявителю административного правонарушения (установленного в момент его обнаружения, составления акта проверки), но могут повлиять на размер административной ответственности.
Кроме того, судом апелляционной инстанции указано, что устранение заявителем выявленных нарушений в срок, установленный в предписаниях от 10.02.2021 N 197 и N 197/1 (до 26.02.2021 и 25.06.2021), не исключает возможности привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ
Таким образом, проанализировав материалы дела, суды установили факт нарушения обществом УК "Ремжилзаказчик Центрального района" лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившегося в ненадлежащем содержании фасада многоквартирного дома.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
Правовые основания для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение с учетом обстоятельств настоящего конкретного дела отсутствуют в связи со следующим.
Судами установлено, что общество УК "Ремжилзаказчик Центрального района" относится к категории субъектов малого предпринимательства - малое предприятие.
Между тем в ходе рассмотрения административного дела установлено, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, что исключает в рассматриваемом случае применение положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Таким образом, наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела, в сниженном размере административного штрафа в два раза по сравнению с минимальной санкцией, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с 250 000 до 125 000 руб.
При этом, судами принят во внимание характер допущенного правонарушения включая характер нарушенных общественных отношений (правонарушение совершено обществом в сфере жилищно-коммунального хозяйства при содержании общедомового имущества, что свидетельствует о повышенной общественной опасности совершенного деяния), отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения и наличие угрозы причинения вреда жизни и здоровью лицам, проживающим в многоквартирном доме.
Довод общества о позднем направлении ГУ "ГЖИ Челябинской области" (08.06.2021) постановления о привлечении к административной ответственности, в связи с чем установить точную дату вынесения постановления в целях проверки срока давности привлечения к ответственности не представляется возможным, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае правонарушение совершено в форме бездействия, выраженного в неосуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии с лицензионными требованиями.
Из материалов дела установлено, что протокол составлен 10.02.2021, следовательно, факт совершения правонарушения выявлен административным органом 10.02.2021.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 29.03.2021, то есть в пределах срока привлечения к административной ответственности.
Направление оспоренного постановления в адрес общества значительно позже даты вынесения этого постановления (04.06.2021) (на что ссылается заявитель), не свидетельствует о составлении постановления за пределами срока давности привлечения к ответственности.
Таким образом, направление постановления обществу с нарушением процессуальных сроков также существенным образом не нарушает право лица, привлеченного к ответственности, на обжалование постановления, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок на обжалование постановления начинает исчисляться с момента вручения или получения копии постановления, а также не влечет отмену самого постановления, принятого на законных основаниях при доказанности состава правонарушения.
Из вышеизложенного следует, что привлечение общества УК "Ремжилзаказчик Центрального района" к административной ответственности осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры производства по делу и привлечения общества к административной ответственности не установлено.
Таким образом, при установленных обстоятельствах, оцененных в совокупности, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.11.2021 по делу N А76-21000/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремжилзаказчик Центрального района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Направление оспоренного постановления в адрес общества значительно позже даты вынесения этого постановления (04.06.2021) (на что ссылается заявитель), не свидетельствует о составлении постановления за пределами срока давности привлечения к ответственности.
Таким образом, направление постановления обществу с нарушением процессуальных сроков также существенным образом не нарушает право лица, привлеченного к ответственности, на обжалование постановления, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок на обжалование постановления начинает исчисляться с момента вручения или получения копии постановления, а также не влечет отмену самого постановления, принятого на законных основаниях при доказанности состава правонарушения.
Из вышеизложенного следует, что привлечение общества УК "Ремжилзаказчик Центрального района" к административной ответственности осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2022 г. N Ф09-2147/22 по делу N А76-21000/2021