Екатеринбург |
|
20 мая 2022 г. |
Дело N А76-32300/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р. рассмотрел в судебном заседании, с использованием средств видеоконференц-связи, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецсервис" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.12.2021 по делу N А76-32300/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области, приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Спецсервис" - Антонов А.А. (доверенность от 17.07.2021, диплом),
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Пономарева С.В. (доверенность от 05.03.2022 N 169, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Спецсервис" (далее - заявитель, общество "Спецсервис", общество, региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, жилищная инспекция, Инспекция) о признании недействительным в части пункта 1.1 предписания от 17.08.2021 N 21-3947-3894.
Решением суда от 06.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Спецсервис" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы общество указывает, что в понятие твердых бытовых отходов (далее - ТКО) не входят отходы, образующиеся при уходе за древесно-кустарниковой растительностью, следовательно, указанные отходы не относятся к твердым коммунальным и не включены в тариф регионального оператора. Общество считает, что уборка отходов, образующихся при уходе за древесно-кустарниковой растительностью (кряжи, ветки, прочие порубочные остатки, образовавшиеся в результате работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников) осуществляется организациями, производящими работы по уходу за древесно-кустарниковой растительностью, а не региональным оператором. Общество "Спецсервис" полагает, что оспариваемый пункт 1.1 предписания от 17.08.2021 N 21-3947-3894 принуждает общество осуществлять деятельность вне рамок соглашения с Министерством экологии Челябинской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, жилищной инспекцией была проведена внеплановая проверка по заявлению главы Аргаяшского сельского поселения по вопросу ненадлежащего оказания коммунальной услуги ТКО.
В ходе проверки Инспекцией было установлено ненадлежащее осуществление обществом "Спецсервис" деятельности по обращению с ТКО, выразившееся в уклонении от вывоза отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений, а также непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок.
Результаты проверки отражены в акте от 17.08.2021 N 21-3947-3894, на основании которого обществу выдано предписание от 17.08.2021 N 21-3947-3894, пунктом 1.1. которого предписано принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, расположенных на земельных участках, прилегающих к территории контейнерных площадок, по следующим адресам: с. Аргаяш, ул. Коммунистическая, д. 2, ул. Кирова, д. 4, ул. Рабочая, д. 1, ул. Пионерская, д. 48, ул. Южная, д. 1, ул. Северная, д. 5а, ул. Пушкина, д. 14, ул. Ленина, д. 35, ул. Ленина, д.11, ул. Чкалова, д. 18.
Не согласившись с пунктом 1.1 предписания, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, признавая оспариваемый пункт предписания Инспекции законным и обоснованным, исходили из того, что отходы, образовавшиеся от уборки придомовой территории (вне зависимости от их состава), относятся к ТКО и региональный оператор обязан вывозить указанные отходы в рамках договоров на обращение с ТКО.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, твердые коммунальные отходы являются одним из видов отходов, который представляет собой совокупность отходов, имеющих общие признаки в соответствии с системой классификации отходов, и к ним могут быть отнесены отходы, образованные как физическими лицами в пределах жилых помещений, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе их деятельности.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1), и в состав отходов, подлежащих учету, относят отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (пункт 3).
Приказом Минстроя России от 28.07.2016 N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов" многоквартирные дома, индивидуальные жилые дома относятся к объектам, на которых образуются ТКО, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы (пункт 4).
Виды отходов, относящиеся к ТКО, определены в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО), утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008).
В соответствии с ФККО в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам, в том числе: - 7 31 100 00 00 0 - Отходы из жилищ; - 7 31 200 00 00 0 - Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам; - 7 31 300 00 00 0 - Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Таким образом, из указанного нормативного регулирования отходы, образовавшиеся от уборки за древесно-кустарниковыми посадками, произрастающими на придомовой территории, является группой отходов, относящейся к твердым коммунальным отходам.
В статье 13 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы), в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Пунктом 13(1) Правил N 1156 установлено, что региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
Пунктом 16 Правил N 1156 предусмотрено, что в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. м., на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 1156 предусмотрено, что если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Как следует из материалов дела, общество "Спецсервис" в соответствии с лицензией по обращению с ТКО осуществляет деятельность как региональный оператор на территории Аргаяшского сельского поселения.
Судами из акта проверки от 17.08.2021 N 21-3947-3894 установлено, что Инспекцией осмотрено 10 площадок складирования ТКО, расположенных в жилой застройке частного сектора, а также многоквартирных домов и установлено наличие несанкционированных свалок в виде отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений (ветки, листья деревьев, растительные отходы).
Общество вопреки выводам Инспекции обосновывает свою позицию тем, что размещенные рядом с контейнерами остатки, образованные в результате валки, корчевки, обрезки и опиловки деревьев, не являются ТКО, следовательно, у регионального оператора отсутствует обязанность по совершению действий, предусмотренных Правилами N 1156.
Между тем судами установлено, что позиция общества о наличии обязанности вывозить только уличный смет, как ТКО, а не отходов, образующихся при уходе за древесно-кустарниковой растительностью, противоречит положениям нормативных актов в сфере деятельности по обращению с ТКО, касающихся определения содержания ТКО.
Судами установлено, что региональный оператор, в рамках установленного тарифа на услугу, обеспечивает обращение с ТКО, которые соответствуют терминологии Федерального закона N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.
Таким образом, суды на основании вышеизложенного установили, что отходы, образующиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками в результате уборки придомовых территорий индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов, относятся к ТКО, пришли к выводу, что общество "Спецсервис" обязано вывозить указанные ТКО в рамках соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кыштымского кластера Челябинской области от 23.11.2017.
Кроме того, из содержания представленных фототаблиц следует, что отходы, образовавшиеся при содержании зеленых насаждений (ветки, листья деревья, растительные отходы), относятся к крупногабаритным, ввиду того, что бункеры (мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов) на указанных контейнерных площадках отсутствуют, то потребители осуществили складирование указанных отходов на прилегающей территории к 10 контейнерным площадкам, то есть фактически в месте (на площадке) накопления ТКО.
Из приведенного нормативного регулирования следует обязанность общества "Спецсервис" по погрузке в мусоровоз и вывозу с контейнерной площадки крупногабаритных отходов (растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, образовавшиеся в результате уборки придомовой территории индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов), которые относятся к ТКО, а также обязанность регионального оператора принять организационные меры в сфере обращения с отходами, а именно: организовать подготовку и направление в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, сведений о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Кроме того суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что квалификация бездействия общества "Спецсервис" как нарушение пунктов 16, 17 Правил N 1156 установлена Инспекцией неверно, тогда как фактически обществом нарушены требования абзаца 1 пункта 13 (1) Правил N 1156, поскольку отходы обнаружены в месте (на площадке) накопления ТКО, между тем указанное обстоятельства не привело к принятию неправомерного обязания общества "Спецсервис" пунктом 1.1 оспариваемого предписания принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, расположенных на земельных участках, прилегающих к территории контейнерных площадок, по следующим адресам: с. Аргаяш, ул. Коммунистическая, д. 2, ул. Кирова, д. 4, ул. Рабочая, д. 1, ул. Пионерская, д. 48, ул. Южная, д. 1, ул. Северная, д. 5а, ул. Пушкина, д. 14, ул. Ленина, д. 35, ул. Ленина, д. 11, ул. Чкалова, д. 18.
На основании изложенного, суд округа соглашается с выводами судов, что отходы, образовавшиеся от уборки придомовой территории (вне зависимости от их состава), относятся к ТКО, подлежат включению в норматив накопления ТКО, и региональный оператор обязан вывозить указанные отходы в рамках договоров на обращение с ТКО, в связи с чем правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии общества с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.12.2021 по делу N А76-32300/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по тому же делу, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
...
Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
...
Судами установлено, что региональный оператор, в рамках установленного тарифа на услугу, обеспечивает обращение с ТКО, которые соответствуют терминологии Федерального закона N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2022 г. N Ф09-2366/22 по делу N А76-32300/2021