Екатеринбург |
|
24 мая 2022 г. |
Дело N А50-14532/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса Пермского края (далее - Министерство, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.08.2021 по делу N А50-14532/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Пермского края принял участие представитель Министерства - Багина О.Ю. (доверенность от 01.03.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Совхоз Дружный" (далее - заявитель, общество "Совхоз Дружный") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству о признании недействительным требования о возврате субсидии, изложенного в письме от 03.03.2021 N 25- 04.2-01-28.
Решением от 16.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
Требование Министерства, изложенное в письме от 03.03.2021 N 25-04.2-01-28, признано недействительным, как несоответствующее действующему законодательству.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2017 N 717, постановления Правительства Пермского края от 27.02.2020 N 91-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования" (далее - постановления Правительства Пермского края от 27.02.2020 N 91-п), статей 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
По мнению заинтересованного лица, обществом "Совхоз Дружный" не выполнено условие предоставления субсидии - прирост объема валового производства, поэтому субсидия должна быть возвращена в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Совхоз Дружный" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между Министерством (главный распорядитель) и обществом "Совхоз Дружный" (получатель) заключено Соглашение от 14.04.2020 N 60-С о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на производство зерновых и зернобобовых культур сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществившим прирост объема производства (далее - Соглашение).
Предмет Соглашения - предоставление из бюджета Пермского края в 2020 году субсидии в целях возмещения части затрат (без учета НДС) на производство зерновых и (или) зернобобовых культур сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществившим прирост объема производства (пункт 1.1 Соглашения).
В соответствиями с пунктом 2.1. Соглашения субсидия предоставлена получателю в общем размере 1 689 574 руб.
Согласно пункту 3.2.2 Соглашения одним из условий предоставления субсидии является достижение в текущем финансовом году прироста объема валового производства зерновых и (или) зернобобовых культур к уровню объема валового производства в 2018 году.
В соответствии с пунктом 4.3.2 Соглашения получатель субсидии принял на себя обязательство достигнуть значений результатов предоставления субсидии.
Средства субсидии по Соглашению получены обществом в полном объеме (платежные поручения от 29.04.2020 N 102925 на сумму 1 233 389 руб. 06 коп., от 29.04.2020 N 102844 на сумму 45 684 руб. 94 коп.
В соответствии с планом контрольных мероприятий Министерством проведена проверка целевого использования субсидий, предоставленных обществу "Совхоз Дружный" в 2020 году на возмещение части затрат на производство зерновых и (или) зернобобовых культур сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществившим прирост объема производства, а также соблюдение условий, установленных при их предоставлении постановлением Правительства Пермского края от 27.02.2020 N 91-п (далее - Порядок N 91-п).
По результатам проверки составлен акт от 25.02.2021, в котором зафиксировано, что обществом "Совхоз Дружный" не выполнены условия предоставления субсидии, а именно: пункт 2.3.2 Порядка N 91-п и пункт 3.2.2 Соглашения.
Письмом от 03.03.2021 N 25-04.2-01-28 Министерство обратилось к получателю субсидии, уведомило последнего, что в силу пункта 7.2. Порядка сумма субсидии 1 689 574 руб. подлежит возврату в доход бюджета Пермского края.
Полагая, что указанное требование не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, общество "Совхоз Дружный" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявленные требования признаны судом первой инстанции обоснованными и удовлетворены.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований к отмене или изменению решения суда.
Арбитражным судом установлено, что Соглашение заключено в соответствии с БК РФ, Законом Пермского края от 28.11.2019 N 476-ПК "О бюджете Пермского края на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон N 476-ПК), Порядком N 91-п, Порядком предоставлении грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы.
Спорным является вопрос выявления Министерством нарушения пункта 2.3.2 Порядка N 91-п и обязанности возврата обществом "Совхоз Дружный" субсидии в размере 1 689 574 руб. на основании пункта 7.2 Порядка N 91-п.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 78 БК РФ Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
Для реализации указанной Программы Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1320-п утверждена Государственная программа "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края", целями которой являются обеспечение продовольственной безопасности Пермского края по основным продуктам питания, ускоренное импортозамещение в отношении мяса и молока, повышение конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции, создание благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли, повышение финансовой устойчивости предприятий АПК, воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, а также устойчивое развитие сельских территорий.
В целях возмещения части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, в рамках приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса Пермского края, Постановлением Правительства Пермского края утвержден Порядок N 91-п.
Условия предоставления субсидии определены в пункте 2.3.2 Порядка N 91-п и предусматривают в числе прочего достижение в текущем финансовом году прироста объема валового производства зерновых и (или) зернобобовых культур к уровню объема валового производства в отчетном финансовом году.
Из положений пунктов 7.2, 7.2.1 Порядка N 91-п следует, что нарушение сельскохозяйственными товаропроизводителями, получившими субсидию, условий, целей и порядка предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком, а также в случае, указанном в пункте 2.20 настоящего Порядка, является основанием для направления получателю субсидии требования о её возврате.
В случае невыполнения сельскохозяйственным товаропроизводителем требования о возврате субсидий в срок, установленный пунктом 7.2.2 настоящего Порядка, Министерство обеспечивает взыскание субсидии в судебном порядке (пункт 7.2.3 Порядка N 91-п).
В соответствии с пунктом 7.3 Порядка N 91-п в случае, если сельскохозяйственным товаропроизводителем по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии, а сельскохозяйственными товаропроизводителями, получившими гранты в соответствии с разделами IV-VI настоящего Порядка, по состоянию на 31 декабря каждого года реализации проекта не достигнуты результаты предоставления субсидии, указанные в соответствующем разделе настоящего Порядка, объем средств, подлежащий возврату в бюджет Пермского края (Vвозврата), рассчитывается по формуле: Vвозврата = (Vсубсидии x k x m / n) x 0,1, где Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной сельскохозяйственному товаропроизводителю; m - количество результатов предоставления субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии, имеет положительное значение; n - общее количество результатов предоставления субсидии; k - коэффициент возврата субсидии.
Правильно истолковав положения Порядка N 91-п, суды заключили, что в соответствии с пунктом 7.2 средства субсидии подлежат возврату в полном объеме лишь в случае нарушения сельскохозяйственными товаропроизводителями, условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также в случае, если размер субсидии, перечисленной сельскохозяйственному товаропроизводителю до начала посевных сельскохозяйственных работ, превышает расчетный размер субсидии, предоставляемой после уборки урожая зерновых и (или) зернобобовых культур (пункт 2.20 Порядка N 91-п).
При недостижении результатов предоставления субсидии средства субсидии подлежат возврату в объеме, рассчитанном по формуле, установленной пунктом 7.3 Порядка N 91-п.
Согласно пункту 7.5 Порядка N 91-п решение о возврате средств, указанных в пункте 7.4.1 настоящего Порядка, не принимается Министерством, если установленный результат предоставления субсидии не достигнут в силу документально подтвержденных обстоятельств непреодолимой силы (аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия или иного бедствия, эпифитотии).
Арбитражным судом установлено, что в июле 2020 г. отмечалась жаркая погода, отмечалось опасное природное явление "Сильная жара", "Суховей", комплекс засушливых явлений. Рост и развитие большинства растений сдерживался жаркой погодой и засушливыми явлениями, что могло привести к недобору урожая.
Кроме того, представлен акт обследования посевов сельскохозяйственных культур от 02.08.2020, согласно которому произошло повреждение посевов в связи с недостатком осадков и аномальной жарой, в результате чего задержалось развитие и рост зерновых и зернобобовых культур.
Данное обстоятельство обоснованно оценено судами как обстоятельство непреодолимой силы с соответствующими последствиями, указанными в положениях нормы пункт 3 статьи 410 ГК РФ.
Министерством не представлено доказательств, опровергающих приведенные обществом "Совхоз Дружный" обстоятельства, и свидетельствующих о том, что аномальные погодные условия не препятствовали достижению планируемых результатов (в том числе с учетом расположения и характеристик посевных площадей общества).
При таких обстоятельствах являются правильными выводы судов о том, что в 2020 году имели место неблагоприятные погодные условия, которые действительно препятствовали достижению необходимых показателей результативности, поэтому денежные средства, полученные по соглашению, использованы обществом по целевому назначению, оснований для требования о полном возврате субсидии у Министерства не имелось.
Таким образом, имеются условия, предусмотренные положениями статьей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого требования о возврате субсидии в размере 1 689 574 руб. недействительным.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств спора и подлежат отклонению в силу пределов рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, ограниченных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.08.2021 по делу N А50-14532/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями пункта 4 статьи 78 БК РФ Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
...
Арбитражным судом установлено, что в июле 2020 г. отмечалась жаркая погода, отмечалось опасное природное явление "Сильная жара", "Суховей", комплекс засушливых явлений. Рост и развитие большинства растений сдерживался жаркой погодой и засушливыми явлениями, что могло привести к недобору урожая.
Кроме того, представлен акт обследования посевов сельскохозяйственных культур от 02.08.2020, согласно которому произошло повреждение посевов в связи с недостатком осадков и аномальной жарой, в результате чего задержалось развитие и рост зерновых и зернобобовых культур.
Данное обстоятельство обоснованно оценено судами как обстоятельство непреодолимой силы с соответствующими последствиями, указанными в положениях нормы пункт 3 статьи 410 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 мая 2022 г. N Ф09-2400/22 по делу N А50-14532/2021