Екатеринбург |
|
31 мая 2022 г. |
Дело N А50-23127/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Кравцовой Е. А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, страховщик, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.11.2021 по делу N А50-23127/2021, принятое в порядке упрощенного производства, и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Молот" (далее - общество, страхователь, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к фонду о признании недействительным решения от 28.06.2021 N 590021101209503 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.11.2021, принятым в порядке упрощенного производства, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022, заявленные требования удовлетворены: признано недействительным как не соответствующее законодательству об обязательном социальном страховании вынесенное фондом решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 28.06.2021 N 590021101209503; фонд обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что действовал в рамках установленных законодательством, поскольку страхователь не представил документов, подтверждающих, что его основным видом деятельности в 2019 году является "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе" (ОКВЭД 68.32.1), соответственно, по мнению кассатора, в отсутствие доказательств того, какой вид деятельности по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, оно подлежит отнесению тому виду деятельности, который имеет наиболее высокий класс опасности.
В представленном отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, фондом проведена камеральная проверка правильности представленного обществом расчета по начисленным и уплаченным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2020 год, по итогам которой составлен акт от 11.05.2021 N 28.06.2021, вынесено оспариваемое решение от 28.06.2021 N 590021101209503, которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в размере 6 695 руб. 04 коп., указанным решением также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 33 475 руб. 20 коп.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что фондом не представлено доказательств осуществления страхователем вида деятельности по коду ОКВЭД 33.17.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется в силу следующего.
Статьей 17 Закона N 125-ФЗ установлено, что страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы (подпункт 2 пункта 2 статьи 17 указанного закона).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право, в том числе, устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В соответствии со статьями 20.1, 21, 22 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
В соответствии со статьей 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Пункт 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713) предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
При этом основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (ранее - Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) (пункт 11 Правил N 713).
Пунктом 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55) предусмотрено, что основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа (пункт 3 Порядка N55).
Пунктом 5 Порядка N 55 предусмотрено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности (определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, 12.11.2018 N 304-КГ18-9969).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Из материалов дела следует, что перерасчет сумм взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний произведен исходя из тарифа в размере 5%, что соответствует виду экономической деятельности "Ремонт и техническое обслуживание прочих транспортных средств и оборудования" (код по ОКВЭД - 33.17), соответствующую 26 классу профессионального риска по этому виду деятельности.
Однако после получения лицензии от 11.12.2019 N 059-000585 на управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, общество 06.04.2020 направило в фонд заявление для подтверждения основного вида экономической деятельности, согласно которому в качестве основного вида деятельности в 2019 году указано "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе" (ОКВЭД 68.32.1.). Указанное заявление отклонено фондом по причине отсутствия информации о полученном доходе от основного вида деятельности.
Повторно направленное 11.05.2020 заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и справка-подтверждение основного вида экономической деятельности были также отклонены фондом.
Однако, как указали суды, согласно заявленному основному виду деятельности страхователю на 2020 год определен 1 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу 0,2 процента. Таким образом, заявление о подтверждении вида экономической деятельности и подтверждающие его документы представлены заявителем в фонд.
При таких обстоятельствах, учитывая, что общество подтвердило осуществление основного вида деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе" (ОКВЭД 68.32.1.), предусматривающего страховой тариф в размере 0,2%, в отсутствие доказательств осуществления деятельности по коду ОКВЭД 33.17, а также получения дохода от данного вида деятельности, суды обоснованно указали на отсутствие правовых оснований для установления обществу страхового тарифа в размере 5%, что в полной мере соответствует, в том числе указанным позициям Верховного суда, Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определениях от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
С учетом изложенного, суды правомерно удовлетворили требования общества, признали недействительным оспариваемое решение фонда.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.11.2021 по делу N А50-23127/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Повторно направленное 11.05.2020 заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и справка-подтверждение основного вида экономической деятельности были также отклонены фондом.
Однако, как указали суды, согласно заявленному основному виду деятельности страхователю на 2020 год определен 1 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу 0,2 процента. Таким образом, заявление о подтверждении вида экономической деятельности и подтверждающие его документы представлены заявителем в фонд.
При таких обстоятельствах, учитывая, что общество подтвердило осуществление основного вида деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе" (ОКВЭД 68.32.1.), предусматривающего страховой тариф в размере 0,2%, в отсутствие доказательств осуществления деятельности по коду ОКВЭД 33.17, а также получения дохода от данного вида деятельности, суды обоснованно указали на отсутствие правовых оснований для установления обществу страхового тарифа в размере 5%, что в полной мере соответствует, в том числе указанным позициям Верховного суда, Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определениях от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31 мая 2022 г. N Ф09-2753/22 по делу N А50-23127/2021