Екатеринбург |
|
02 июня 2022 г. |
Дело N А71-7378/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А. Д.,
судей Гайдука А. А., Васильченко Н. С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" (далее - ООО УК "ЖРП N 8") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.10.2021 по делу N А71-7378/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") - Шалыгина К.А. (доверенность от 31.01.2020 б/н).
ООО УК "ЖРП N 8" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к ПАО "Т Плюс" о понуждении снизить размер платы по договору теплоснабжения (с учетом уточнения иска, принятого судом первой инстанции к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 16.06.2021 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.10.2021 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением, ООО УК "ЖРП N 8" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
ООО УК "ЖРП N 8" указывает на необоснованность применения судами положений Постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.01.2021 на отношения, действующие в 2019 и 2020 годах, что, по его мнению, влечет возложение на собственников помещений дополнительное бремя расходов. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Из материалов дела следует и установлено судами, что между ООО УК "ЖРП N 8" (управляющая организация) и ПАО "Т Плюс" (энергоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) от 01.08.2017 N Т 0883 (далее - договор).
Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.
Потребитель, является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и жилых домов, указанных в Приложении N 3 к договору, и приобретает тепловую энергию по настоящему договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения (в случае самостоятельного производства потребителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав внутридомовых инженерных сетей).
По мнению истца, в период времени с июля 2018 года по март 2020 года ответчиком неверно определен объем поставленной тепловой энергии для многоквартирных домов, оборудованных ИТП, в том числе не сторнирован объем тепловой энергии, потребленный нежилыми помещениями.
Согласно расчету истца с учетом неоднократных уточнений и произведенных ответчиком корректировок сторнированию подлежит сумма 7 730 руб. 92 коп. за период февраль, март, октябрь - декабрь 2019 года, январь - март 2020 года в отношении многоквартирного дома N 34 по ул. Л.Толстого.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 16.04.2020 N 2245 с просьбой снизить размер платы за тепловую энергию оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что расчет ответчика с применением норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 N 208, утвержденного в отношении многоквартирных домов с централизованной системой горячего водоснабжения, является правомерным и соответствует действующему жилищному законодательству. Оценив все имеющиеся доказательства в их совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для проведения перерасчета, на котором настаивает истец.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
В исковой период расчеты между сторонами по спорным многоквартирным домам производились исходя из показаний общедомовых приборов учета.
При этом в многоквартирных домах находятся нежилые помещения, объем теплопотребления которых учитывался ОДПУ многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" пункт 6 Правил N 354 дополнен абзацами третьим, четвертым, пятым и шестым, пункт 7 Правил N 354 изложен в новой редакции, в результате чего с 01 января 2017 года все собственники нежилых помещений в многоквартирных домах должны заключить договоры на предоставление коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Ответчик, соглашаясь с наличием у него обязанности по заключению договоров с собственниками нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца в исковой период, добровольно учел объем теплопотребления, скорректировав размер платы ООО УК "ЖРП N 8".
При этом в ходе урегулирования возникших разногласий по расчетам сторонами выявлено, что при расчете объема теплопотребления на отопление и горячее водоснабжение ими применяется различная методика, в результате которой у них в отношении многоквартирного дома N 34 по ул. Л. Толстого выявился нераспределенный остаток объема теплопотребления.
В указанном многоквартирном доме отсутствует централизованная система горячего водоснабжения.
ООО УК "ЖРП N 8" приобретало у ПАО "Т Плюс" только тепловую энергию, которая использовалась на нужды отопления многоквартирного дома, и для приготовления горячей воды для индивидуальных нужд на индивидуальном тепловом пункте, входящем в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
При этом весь объем теплопотребления и на нужды отопления, и на нужды горячего водоснабжения учитывался общедомовым прибором учета.
Истец производит расчеты с населением следующим образом: объем тепловой энергии на нужды отопления им выделяется из общего объема теплопотребления путем вычитания объема тепловой энергии, необходимой для подогрева горячей воды, используемой для индивидуальных нужд, рассчитанный исходя из положений Правил N 354 (по показаниям ИПУ, расчетным способом с применением норматива потребления или среднемесячного объема потребления).
При этом ответчик, в том числе отдельно выделяет объем тепловой энергии, необходимый для приготовления горячей воды, используемой в целях содержания общего имущества.
В указанный период времени норматив на горячую/холодную воду, водоотведение для многоквартирного дома, в котором коммунальный ресурс производится с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не был утвержден, в связи с чем расчет ответчика противоречит действующему законодательству.
В указанный период расчеты за потребленный коммунальный ресурс должны быть произведены в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124, предполагающем определение объема ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, как объема ресурса, определенным на основании показаний ОДПУ, за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Расходы, в том числе на оплату холодной и горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, и на оплату отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в силу части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ с 01.01.2017 включаются в состав платы за содержание жилого помещения.
Будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения а не платы за коммунальные услуги, указанные расходы с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42 (1) настоящих Правил (абзац 3 пункта 54 Правил N 354).
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), норматив потребления коммунальной услуги - это определяемый в соответствии с этими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органы государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 года обязаны утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 N 208 утверждены нормативы потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Удмуртской Республике для: 1. Многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; 2. Многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; 3. Многоквартирных домов без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованных раковинами, мойками и унитазами; 4. Многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.
Нормативы потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества для многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме) утверждены Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21.01.2021 N 5. При этом нормативы холодной, горячей воды, водоотведения для данной категории жилого фонда утверждены в том же размере, что и для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением.
Между тем, отсутствие утвержденного в установленном порядке норматива горячего водоснабжения для общедомовых нужд для многоквартирного дома с оборудованием для самостоятельного производства горячей воды не исключает возможности использовать в расчетах между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией норматив, утвержденный для домов с аналогичными конструктивными характеристиками (многоквартирный дом с централизованной системой горячего водоснабжения).
Коммунальный ресурс, пройдя через внутридомовое оборудование, фактически поступает в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома в виде горячей воды, как и в многоквартирный дом с централизованным горячим водоснабжением, отбор коммунального ресурса производится на те же цели, что и для многоквартирных домов с централизованным горячим водоснабжением.
Наличие в многоквартирных домах оборудования для самостоятельного приготовления горячей воды не влияет на объем используемого в целях надлежащего содержания общего имущества коммунального ресурса по отношению к многоквартирным домам с централизованным горячим водоснабжением.
Порядок определения норматива потребления горячей воды, используемой в целях содержания общего имущества, предусмотренный пунктом 27 приложения N 7 Правил N 306 не зависит от типа системы горячего водоснабжения.
Аналогичные разъяснения даны Минстроем России в письме, направленном в адрес ПАО "Т Плюс" от 16.10.2020 N 41606-ОЛ/04.
При этом нормативы потребления горячей воды для общедомовых нужд для многоквартирных домов с оборудованием для самостоятельного приготовления горячей воды утверждены в том же объеме, что и для многоквартирных домов с централизованным горячим водоснабжением.
Следовательно, в исковой период стороны имели возможность самостоятельно определить норматив потребления горячей воды для многоквартирных домов, оборудованных ИТП.
Таким образом, признавая исковые требования не подлежащими удовлетворению, суды верно исходили из того, что расчет ответчика с применением норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 N 208, утвержденного в отношении многоквартирных домов с централизованной системой горячего водоснабжения, является правомерным и соответствует действующему жилищному законодательству.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали правовую оценку доводам заявителя, вновь приведенным в кассационной жалобе, иная оценка обстоятельств дела которого не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.10.2021 по делу N А71-7378/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Д. Тимофеева |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42 (1) настоящих Правил (абзац 3 пункта 54 Правил N 354).
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), норматив потребления коммунальной услуги - это определяемый в соответствии с этими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органы государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 года обязаны утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 июня 2022 г. N Ф09-2628/22 по делу N А71-7378/2020