Екатеринбург |
|
10 июня 2022 г. |
Дело N А60-30351/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Вдовина Ю.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Верхняя Пышма (далее - администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.10.2021 по делу N А60-30351/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Лис А.В (доверенность от 10.01.2022, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) - Чепурин А.В. (доверенность от 23.07.2021, диплом).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания управления от 09.06.2021 N 066/01/18.1-1812/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Давыдов Дмитрий Александрович (далее - ИП Давыдов Д.А.), общество с ограниченной ответственностью "Лемакс" (далее - ООО "Лемакс").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное толкование судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы, заявитель указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером 66:36:0113001:55 в соответствии с Генеральным планом городского округа Верхняя Пышма применительно к территории г. Верхняя Пышма, утвержденным Решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 26.05.2017 N 58/1, расположен в зоне с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) от кладбища г. Верхняя Пышма (санитарно-защитная зона - специальная территория с особым режимом использования, устанавливаемая вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов), что не подразумевает строительство. Отмечает, что поскольку на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (http://torgi.gov.ru), в момент занесения информации о предмете (лоте) аукциона, площадкой установлено ограничение внесения информации до 200 символов, в связи с этим, полный объем сведений о предмете (лоте) внести по техническим ограничением не представляется возможным, учитывая данные обстоятельства, для ознакомления претендентами с полной информацией о лоте, организатор аукциона делает отсылку на извещение о проводимом аукционе, в котором, по мнению заявителя, в полном объеме содержатся все необходимые сведения. Указывает, что Комитетом по управлению имуществом при подготовке извещения сделана соответствующая ссылка на правила землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма, в статье 25 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма в новой редакции" (в редакции Решений Думы от 26.03.2020 N 20/7 и от 24.09.2020 N 25/6), указана зона с особыми условиями, куда входит санитарно-защитная зона, информация о всех зонах была в открытом доступе, следовательно, организатором торгов были указаны все виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N 66:36:0113001:55.
В отзыве на кассационную жалобу управление указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалобы ИП Давыдова Д.А на действия (бездействие) организатора торгов в лице администрации, совершенные при организации и проведении торгов (торги N 140421/24028914/02 на сайте www.torgi.gov.ru) в форме аукциона по продаже земельного участка с кадастровым N 66:36:0113001:55, площадью 5251 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Пригородная (район городского кладбища), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение автомобильных дорог, вынесено решение от 09.06.2021 N 066/01/18.1-1812/2021, в котором организатор торгов в лице администрации в рамках деятельности Комитета по управлению имуществом признан нарушившим подпункт 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), что выразилось в не указании в извещении о проведении аукциона сведений обо всех видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 66:36:0113001:55.
Администрации выдано предписание от 09.06.2021 N 066/01/18.1- 1812/2021, согласно которому организатору торгов в срок до 21.06.2021 предписано принять все зависящие от него меры по аннулированию торгов (торги N 140421/24028914/02 на сайте www.torgi.gov.ru) в форме аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 66:36:0113001:55.
Полагая, что названные решение и предписание являются недействительными, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Придя к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными, суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов; договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса (далее - уполномоченный орган).
На основании пункта 1 статьи 39.11 Земельного кодекса решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Организатором аукциона в силу пункта 11 статьи 39.11 Земельного кодекса вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.
Судами установлено, что основанием для проведения аукциона по продаже земельных участков явилось постановление администрации от 12.04.2021 N 275.
Из извещения о проведении аукциона следует, что организатором торгов является Комитет по управлению имуществом администрации. Для размещения информации о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 определен официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.torgi.gov.ru. Извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка опубликовано 14.04.2021 на сайте www.torgi.gov.ru (торги N 140421/24028914/02), на официальном сайте городского округа Верхняя Пышма (https://movp.ru), а также в газете "Вестник Сысертского городского округа" N 3 (706) от 28.01.2021).
Судами из материалов дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:36:0113001:55 расположен в территориальной зоне МЦ, в соответствии с основными видами разрешенного использования возможно строительство зданий, сооружений. Согласно извещению о проведении аукциона категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение автомобильных дорог.
На основании подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса предусмотрено, что разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования (пункт 4 статьи 11.9 Земельного кодекса).
В силу частей 2 и 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, что является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент, который в соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса есть устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
В силу пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. При этом на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса).
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Пунктом 17 статьи 39.8 Земельного кодекса установлено, что внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются в соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с частью 6 статьи 37 Градостроительного кодекса предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса, что земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (абзац 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Правил землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма, утвержденных Решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 31.10.2019 N 15/4 (далее - ПЗЗ), основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено применительно к соответствующим территориальным зонам и выбор таких видов деятельности и объектов осуществляется самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, при условии соблюдения требований технических регламентов; условно разрешенные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты капитального строительства, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу перечисления этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии получения разрешения в порядке, определенном статьей 39 Градостроительного кодекса и обязательного соблюдения требований технических регламентов; вспомогательные виды разрешенного использования недвижимости, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Судами установлено, что согласно представленным организатором торгов сведениям земельный участок с кадастровым номером 66:36:0113001:55 расположен в территориальной зоне МЦ.
Вместе с тем, согласно статье 20 ПЗЗ МЦ, многоцелевая зона предназначена для размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду, а также для размещения объектов управленческой деятельности производственных объектов, складских объектов, объектов оптовой торговли, транспорта, для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов, а также для обеспечения условий размещения объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, а также общественного использования объектов капитального строительства.
Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне МЦ обозначены в законодательстве.
Градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) согласно пункту 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В ГПЗУ в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса содержится информация об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок. Источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (пункт 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр утвержден Порядок заполнения формы ГПЗУ (далее - Порядок N 741/пр), в соответствии с пунктом 37 которого ГПЗУ должен включать информацию о видах разрешенного использования земельного участка, а именно основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка.
Пунктами 38 и 39 Порядка N 741/пр предусмотрено, что в ГПЗУ указываются все установленные основные и условно разрешенные виды использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки, а при наличии утвержденной документации по планировке территории, один или несколько основных и условно разрешенных видов использования земельного участка, предусмотренных правилами землепользования и застройки, соответствующих назначению зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территории. В извещении о проведении торгов необходимо указывать все виды разрешенного использования земельного участка, которые установлены Правилами землепользования и застройки, а также кадастровым паспортом такого участка.
Суды из материалов дела установили, что в извещении о проведении аукциона указана категория земель - земли населенных пунктов, при этом разрешенное использование - исключительно один вид такого использования размещение автомобильных дорог, сделав обоснованный вывод, что организатором торгов в извещении о проведении торгов не указаны все виды разрешенного использования земельного участка.
Доказательств, опровергающий данный вывод судов, администрацией в материалы дела, суду не представлено.
Правильно применив указанные выше нормы права, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды правомерно заключили о нарушении заявителем положений подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса, выразившихся в не указании в извещении о проведении аукциона сведений обо всех видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 66:36:0113001:55, обоснованно признав законным оспариваемое решение антимонопольного органа как соответствующее нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Судами верно указано, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства, основано на законном решении антимонопольного органа и направлено на устранение допущенных нарушений.
С учетом изложенного судами правомерно отказано администрации в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций. Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законных судебных актов. По существу доводы направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.10.2021 по делу N А60-30351/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Верхняя Пышма - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 38 и 39 Порядка N 741/пр предусмотрено, что в ГПЗУ указываются все установленные основные и условно разрешенные виды использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки, а при наличии утвержденной документации по планировке территории, один или несколько основных и условно разрешенных видов использования земельного участка, предусмотренных правилами землепользования и застройки, соответствующих назначению зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территории. В извещении о проведении торгов необходимо указывать все виды разрешенного использования земельного участка, которые установлены Правилами землепользования и застройки, а также кадастровым паспортом такого участка.
...
Доказательств, опровергающий данный вывод судов, администрацией в материалы дела, суду не представлено.
Правильно применив указанные выше нормы права, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды правомерно заключили о нарушении заявителем положений подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса, выразившихся в не указании в извещении о проведении аукциона сведений обо всех видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 66:36:0113001:55, обоснованно признав законным оспариваемое решение антимонопольного органа как соответствующее нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2022 г. N Ф09-2976/22 по делу N А60-30351/2021