Екатеринбург |
|
30 июня 2022 г. |
Дело N А76-16074/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташевой С.С., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябинская электросетевая компания" (ИНН: 7448057228, ОГРН: 1037402553429; далее - общество "ЧЭК", Электросетевая компания, податель жалобы) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.12.2021 по делу N А76-16074/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022 по указанному делу.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, 2.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведённом, в том числе с использованием веб-конференции в режиме онлайн, приняли участие представители:
общества "ЧЭК" - Багина Е.В. (доверенность от 01.03.2022, диплом);
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала", Арендатор имущества) - Осипова А.П. (доверенность от 10.01.2020 N ЧЭ320, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (ИНН: 7453045147, ОГРН: 1027403895310; далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) - Овчинникова М.В. (доверенность от 13.01.2022, диплом), Абдулина А.М. (доверенность от 10.01.2022, диплом.
В Арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство Федеральной антимонопольной службы о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие её представителей. Указанное ходатайство судом рассмотрено и на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено.
Общество "ЧЭК" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа от 19.02.2021 N АК/2019/21 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "МРСК Урала", муниципальное унитарное предприятие "Копейские электрические сети" (далее - предприятие "Копейские электрические сети", Арендодатель имущества) и его конкурсный управляющий Сентюрин Михаил Владимирович (далее - управляющий Сентюрин М.В.), Администрация Копейского городского округа г. Копейск Челябинской области (далее - Администрация г. Копейска), Федеральная антимонопольная служба.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ЧЭК" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы настаивает на том, что оспоренное решение Челябинского УФАС России вынесено неправомерно, поскольку у заинтересованного лица отсутствовали основания для постановки вывода об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по той причине, что договор аренды имущества от 10.08.2020 N 11468 заключен без проведения необходимых публичных процедур.
В обоснование своей позиции Электросетевая компания указывает на то, что заключенный между обществом "МРСК Урала" и предприятием "Копейские электрические сети" является ничтожной сделкой, поскольку названное Предприятие в результате заключения и исполнения указанного договора лишилось возможности осуществлять деятельность.
Возражая против выводов судов, общество "ЧЭК", приводя требования статьи 28 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), утверждает о том, что данный договор аренды заключен в отсутствие предварительного согласия антимонопольного органа.
В отзывах на кассационную жалобу Челябинское УФАС России, общество "МРСК Урала" указали на то, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, изменению или отмене не подлежат.
Письменные мотивированные отзывы на кассационную жалобу предприятие "Копейские электрические сети", управляющий Сентюрин М.В., Администрация г. Копейска в материалы дела не представили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в Челябинское УФАС России поступило заявление Электросетевой компании на действия Администрации г. Копейска и предприятия "Копейские электрические сети", выразившиеся в передаче в аренду муниципального имущества обществу "МРСК Урала".
По результатам рассмотрения указанного заявления общества "ЧЭК" на основании пункта 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции принято решение Челябинского УФАС России об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием правовых оснований для применения мер антимонопольного реагирования.
Полагая, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы Электросетевой компании, последняя обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из правомерности оспоренного решения антимонопольного органа, поскольку в действиях Администрации г. Копейска и Арендодателя имущества признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему антимонопольному законодательству Российской Федерации, а также практике его применения на основании следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции договор аренды муниципального имущества может быть заключен без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что система коммунальной инфраструктуры это комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов
В соответствии с пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
На основании пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, документы о технологическом присоединении - документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Указанные документы о технологическом присоединении будут подтверждать имеющуюся взаимосвязь между объектами электросетевого хозяйства.
Кроме того, принадлежность к единому инфраструктурному комплексу может быть подтверждена на основании соответствующего заключения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации ответственного за обеспечение функционирования инженерной инфраструктуры.
Пунктом 7 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает четыреста миллионов рублей, то с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), правами и (или) имуществом: получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества.
В силу части 9 статьи 44 названного Федерального закона антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела, в том числе в случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 339, основанием для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства являются поступающие, в частности от юридических и физических лиц заявления, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства
Верховный Суд Российской Федерации в абзаце 7 пункта 15 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, разъяснил, что у антимонопольного органа отсутствует право вмешиваться без надлежащих на то оснований в хозяйственную деятельность субъектов.
Согласно статьям 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, право сдачи имущества в аренду принадлежат его собственнику.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и сторонами не оспаривается, 01.12.2008 между Администрацией г. Копейска и предприятием "Копейские электрические сети" заключены договоры N 906-08, N 907-08 о закреплении недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения, согласно которым последнему передано муниципальное имущество (объекты электросетевого хозяйства) для оказания возмездных услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям Копейского городского округа.
В связи с проведением ликвидации Арендодателя имущества и отсутствием у него возможности вести деятельность по обслуживанию находящихся в хозяйственном ведении объектов электросетевого хозяйства принято решение о его передаче в эксплуатацию в хозяйственное ведение иного хозяйствующего субъекта.
Письмом Администрации г. Копейска от 06.08.2020 дано согласие на передачу движимого и недвижимого имущества по договорам от 01.12.2008 закрепленного на праве хозяйственного ведения за предприятием "Копейские электрические сети" в пользование третьим лицам в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что в целях обеспечения бесперебойного и качественного электроснабжения потребителей электрической энергией, безопасной эксплуатации электросетевых объектов между обществом "МРСК Урала" и предприятием "Копейские электрические сети" заключен договор аренды имущества от 10.08.2020 N 11468, без проведения торгов. Срок действия договора предусмотрен с 10.08.2020 до 10.07.2021.
Судами также установлено, что Арендатором имущества представлено заключение Ростехнадзора от 31.07.2020 N 330-7068, в котором содержатся выводы о том, что муниципальное имущество, расположенное на территории Копейского городского округа, указанное в приложении N 1 к письму от 24.07.2020 N ЧЭ/01/03/3787, и электрические сети, принадлежащие обществу "МРСК Урала" на праве собственности или ином законном праве владения, размещенные в указанном городском округе, входят в состав единого технологического электросетевого комплекса. Данное имущество входит в схему электроснабжения потребителей города, в технологически связанные электрические сети энергетической системы.
Материалами дела также подтверждается, что согласно представленной Арендодателем имущества информации балансовая стоимость его основных производственных средств и нематериальных активов данной организации на 2019 год (на год предшествующий дате совершения сделки) составила 42 265 000 рублей. Согласно представленному отчету Уральской торгово-промышленной палаты рыночная стоимость приобретенного Арендатором имущества по договору аренды имущества составила 5 976 502 руб. с учетом налога на добавленную стоимость.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения заинтересованным лицом обжалованного Электросетевой компанией решения, поскольку, в том числе получение предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции не требовалось по той причине, что стоимость имущества, переданного по договору аренды от 10.08.2020 N 11468, не превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов предприятия "Копейские электрические сети".
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих об отсутствии в действиях Администрации г. Копейска и названного Предприятия признаков нарушения антимонопольного законодательства, выраженных в заключении с обществом "МРСК Урала" договора аренды спорных электросетевых объектов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что обжалуемое решение Челябинского УФАС России является правильным, поскольку предусмотренные законом условия передачи в аренду спорного имущества соблюдены, в частности, данное имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, его стоимость не превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов Арендодателя имущества, часть спорного имущества является собственностью Арендатора имущества. Подателем жалобы в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные факты не опровергнуты.
Утверждения Электросетевой компании относительно отсутствия оснований для постановки вывода об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями антимонопольного законодательства Российской Федерации, учитывая практику его применения, основываясь на правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", полагает подлежащими отклонению также на основании следующего.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 52 названного Постановления разъяснил, что решение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства может быть оспорено в арбитражном суде лицами, выступавшими заявителями при обращении в антимонопольный орган и обладающими заинтересованностью в возбуждении дела (пункт 2 части 2 статьи 39, статья 44 и часть 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции, пункт 1 статьи 11 ГК РФ).
При рассмотрении данной категории споров судам необходимо учитывать, что по смыслу положений частей 1 и 2 статьи 44 названного Федерального закона на стадии возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган не рассматривает по существу вопрос о наличии нарушения, но анализирует, приведены ли в заявлении обстоятельства, которые могут свидетельствовать о наличии в действиях конкретного лица признаков нарушения антимонопольного законодательства и представлены ли в подтверждение этих обстоятельств доказательства (либо указано на невозможность представления определенных документов и лицо, у которого они могут быть истребованы). Антимонопольный орган также не связан квалификацией указанных в заявлении действий, которую дает заявитель, а самостоятельно дает им квалификацию, в том числе на стадии возбуждения дела, исходя из содержания заявления и приложенных к нему доказательств.
В связи с этим при оценке законности отказа в возбуждении дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, арбитражный суд проверяет правильность выводов антимонопольного органа о возможной квалификации нарушения, а также полноту проверки доводов заявителя, свидетельствующих о возможном наличии нарушения антимонопольного законодательства в поведении соответствующих лиц.
Таким образом, суды при рассмотрении настоящего дела указывают на полноту проверки доводов Электросетевой компании, которые также изложены кассационной жалобе и касаются фактических обстоятельств, которые также были исследованы антимонопольным органом в процессе проверки и отражены в оспариваемом ненормативном акте. Все эти утверждения были заявлены в ходе проведения проверки, проверены и получили надлежащую оценку заинтересованного лица.
Кроме того, споры по сдаче имущества в аренду в данном случае подлежат рассмотрению в соответствии с нормами гражданского законодательства, оценка деятельности хозяйствующего субъекта по осуществлению определенных действий в отношении принадлежащего ему на праве аренды имущества выходит за рамки компетенции антимонопольного органа. В рассматриваемых правоотношениях, учитывая изложенные выше обстоятельства и соблюдение установленных законом условий, взаимоотношения сторон не носят публичного характера, поэтому заключение спорного договора аренды не может являться нарушением антимонопольного законодательства и подлежит рассмотрению в порядке и пределах, установленных главой 28 ГК РФ.
Учитывая изложенное, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям статей 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении требований общества "ЧЭК" о признании недействительным решения Челябинского УФАС России от 19.02.2021 N АК/2019/21 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса. В силу частей 1, 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Все аргументы Электросетевой компании, приведённые в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.12.2021 по делу N А76-16074/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябинская электросетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении данной категории споров судам необходимо учитывать, что по смыслу положений частей 1 и 2 статьи 44 названного Федерального закона на стадии возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган не рассматривает по существу вопрос о наличии нарушения, но анализирует, приведены ли в заявлении обстоятельства, которые могут свидетельствовать о наличии в действиях конкретного лица признаков нарушения антимонопольного законодательства и представлены ли в подтверждение этих обстоятельств доказательства (либо указано на невозможность представления определенных документов и лицо, у которого они могут быть истребованы). Антимонопольный орган также не связан квалификацией указанных в заявлении действий, которую дает заявитель, а самостоятельно дает им квалификацию, в том числе на стадии возбуждения дела, исходя из содержания заявления и приложенных к нему доказательств.
В связи с этим при оценке законности отказа в возбуждении дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, арбитражный суд проверяет правильность выводов антимонопольного органа о возможной квалификации нарушения, а также полноту проверки доводов заявителя, свидетельствующих о возможном наличии нарушения антимонопольного законодательства в поведении соответствующих лиц.
Таким образом, суды при рассмотрении настоящего дела указывают на полноту проверки доводов Электросетевой компании, которые также изложены кассационной жалобе и касаются фактических обстоятельств, которые также были исследованы антимонопольным органом в процессе проверки и отражены в оспариваемом ненормативном акте. Все эти утверждения были заявлены в ходе проведения проверки, проверены и получили надлежащую оценку заинтересованного лица.
Кроме того, споры по сдаче имущества в аренду в данном случае подлежат рассмотрению в соответствии с нормами гражданского законодательства, оценка деятельности хозяйствующего субъекта по осуществлению определенных действий в отношении принадлежащего ему на праве аренды имущества выходит за рамки компетенции антимонопольного органа. В рассматриваемых правоотношениях, учитывая изложенные выше обстоятельства и соблюдение установленных законом условий, взаимоотношения сторон не носят публичного характера, поэтому заключение спорного договора аренды не может являться нарушением антимонопольного законодательства и подлежит рассмотрению в порядке и пределах, установленных главой 28 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2022 г. N Ф09-3174/22 по делу N А76-16074/2021