Екатеринбург |
|
07 июля 2022 г. |
Дело N А07-6596/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Павловой Е.А.,
судей Пирской О.Н., Шершон Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кукушкиной Н.С. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземиущество, истец) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по делу N А07-6596/2020 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Минземиущества - Зарипова Г.К. (доверенность от 20.01.2022);
Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Управление административными зданиями" (далее - предприятие "УАЗ", ответчик) - Имаев В.Р. (доверенность от 10.01.2022).
Минземиущество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к предприятию "УАЗ" о взыскании задолженности в сумме 3 153 413 руб. 29 коп. (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2021 исковые требования удовлетворены, с предприятия "УАЗ" в пользу Минземимущества взыскана задолженность в сумме 3 153 413 руб. 29 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 решение суда первой инстанции от 28.10.2021 отменено, в удовлетворении исковых требований Минземиущества отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Минземиущество обратилось в суд округа с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Минземимущество указывает, что акт сверки по перечислению части чистой прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей по состоянию на 10.04.2019 подписан обеими сторонами, обращает внимание, что законодательством о бухгалтерском учете не предусмотрено представление в налоговые органы корректирующих бухгалтерских отчетов за прошедшие периоды, а все изменения в бухгалтерскую отчетность отражаются в отчетности периода выявления ошибки, то есть если баланс и другая бухгалтерская отчетность утверждены и сданы, в них исправления не вносятся, так как составление уточненных балансов и отчетов о прибыли и убытках законодательством не предусмотрено; настаивает, что аудиторское заключение не соответствует правилам бухгалтерской отчетности, код "чистая прибыль" указан неверно в нарушение правил ведения бухгалтерской отчетности, аудитором не исследовалась первичная бухгалтерская документация должника, не проводился её детальный анализ.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие "УАЗ" просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, апелляционное постановление оставить без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2018 N 657 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Минземимущество, совместно с республиканскими органами исполнительной власти, осуществляющими координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сфера деятельности), обеспечивает контроль за своевременностью и полнотой перечисления в бюджет Республики Башкортостан части прибыли государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан, остающейся после уплаты ими налогов, сборов и иных обязательных платежей, в размере, установленном Законом Республики Башкортостан, и сроки установленные Правительством Республики Башкортостан.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, учредителем предприятия "УАЗ" является Минземимущество Республики Башкортостан, которое наделено функциями администрирования в установленном законом порядке неналоговых доходов, в том числе, от использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности.
Согласно пункту 4.6 устава, предприятие "УАЗ" обязано ежегодно в установленном порядке перечислять в бюджет Республики Башкортостан часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Согласно акту сверки по состоянию на 10.04.2019, у предприятия "УАЗ" образовалась задолженность по уплате таких платежей за 2018 год в сумме 4 743 397 руб. 29 коп., предприятием "УАЗ" задолженность частично была оплачена.
Согласно акту сверки по состоянию на 30.01.2020, у предприятия "УАЗ" имеется задолженность в сумме 3 179 913 руб. 29 коп. Подлежащая перечислению часть прибыли составляет 3 179 913 руб. 29 коп., что составляет на 2018 год - 3 153 413 руб. 29 коп. и за 2019 год - 26 500 руб. от прибыли предприятия "УАЗ".
Письменные уведомления истца о наличии задолженности перед бюджетом Республики Башкортостан (извещение от 12.02.2020 исх.
N ОИ-22/2321; от 26.12.2019 N ОИ-14/18034, от 26.12.2019 N ОИ-14/18034, от 17.05.2019 N ОП-14/6421, от 26.08.2019 N ОП-14/11365, от 26.12.2019 NОП-14/18034, от 17.05.2019 N ОП-14/6421), ответчик оставил без внимания, перечисления не произвел.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отчет руководителя предприятия "УАЗ" за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 утвержден Приказом Минземимущества 14.06.2019 N 806. Уточненная форма бухгалтерской отчетности предприятия "УАЗ" за 2018 г. представлена в Минземимущество 16.08.2019, то есть после утверждения отчета предприятия "УАЗ".
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, отменив акт суда первой инстанции, отказал в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (пункт 2 указанной статьи).
В соответствии с законом Республики Башкортостан от 30.11.2017 N 549-3, государственные унитарные предприятия производят отчисления в республиканский бюджет в размере 25% от прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.06.2013 N 237 "О мерах по проведению мониторинга деятельности государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан и хозяйственных обществ с долей участия государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан" (далее - Постановление Правительства Республики Башкортостан N 237) предприятия, за исключением предприятий агропромышленного комплекса, ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по расчету за год - до 10 апреля года, следующего за отчетным, перечисляют в бюджет Республики Башкортостан по установленным нормативам часть чистой прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Расчет сумм вышеуказанных перечислений осуществляется от суммы фактически полученной прибыли нарастающим итогом с начала года. При определении сумм платежей, подлежащих уплате в бюджет Республики Башкортостан, засчитываются платежи, внесенные по расчету за предыдущий отчетный период. Сумма переплаты, образовавшаяся по расчету за соответствующий отчетный период, засчитывается в счет очередных платежей или возвращается плательщику.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь вышеизложенными нормами права, суды установили, что по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2018 год, предприятие "УАЗ" в соответствии пунктом 3 Постановления Правительства Республики Башкортостан N 237 представило в Минземимущество в установленные сроки (до 10 апреля года, следующего за отчетным периодом) бухгалтерскую (финансовую) соответствующую отчетность; предприятие "УАЗ" по запросу 31.03.2019 в адрес истца направило предварительный годовой отчет предприятия за 2018 год, указав, что чистая прибыль (убыток) код строки 2400 за 2018 год составила 19 003 000 руб.; Минземимуществом РБ по результатам сверки с финансовой службой предприятия "УАЗ" подготовлен и направлен 17.05.2019 акт сверки для подписания руководителем предприятия, подписанный со стороны Министерства, (исх. N ОП-14/6421) заказным письмом с уведомлением посредством почтовой связи "Почта России"; согласно акту сверки по состоянию на 30.12.2020 сумма, подлежащая оплате Минземимуществу предприятием "УАЗ", в соответствии указанными документами составила 3 153 413, 29 руб. (3 104 337, 29 + 49 076,00), из них 3 104 337,29 руб. получена путем вычета из суммы, подлежащий к оплате, суммы оплаченной ответчиком (платежные поручения N 1374 от 16.08.2019 и N 992 от 10.06.2020); отчет руководителя ответчика за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 утвержден Приказом Минземимущества РБ 14.06.2019 N 806.
При этом, как отметил суд апелляционной инстанции, сведения о том, что ответчик был уведомлен об утверждении отчета, в материалах дела отсутствуют, доказательства направления приказа ответчику, либо ознакомления с ним руководителя, не представлены.
В тоже время судом апелляционной инстанции установлено, что впоследствии, как следует из материалов дела в результате проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности ответчика вновь назначенным в октябре 2018 года руководителем предприятия, внесения корректирующих исправительных бухгалтерских записей, проведения в бухгалтерском учете всех первичных документов, запрошенных от контрагентов и своевременно неотраженных, проведением внутреннего контроля и систематизацией учетных данных перед предстоящей аудиторской проверкой, появилась необходимость формирования корректирующей годовой отчетности за 2018 год.
Судом апелляционной инстанции отражено, что в соответствии с пунктом 4.2 Устава предприятия "УАЗ", ответчик обязан ежегодно проводить аудиторские проверки, в связи с чем 24.04.2019 зим был заключен договор на проведение аудиторской проверки в соответствии с проведенным конкурсом по отбору независимого аудитора; по итогам аудиторской проверки 28.06.2019 вынесено заключение аудитора, которое подтверждает сумму корректировки бухгалтерской отчетности; ответчиком 16.08.2019 - после проведения аудиторской проверки по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятия истцу представлена уточненная форма бухгалтерской отчетности предприятия "УАЗ" за 2018 (штамп Минземимущества РБ на обращении ГУП РБ "УАЗ" от 15.08.2019 N 1785).
После исправления отчетности, как указано судом апелляционной инстанции, чистая прибыль предприятия существенно уменьшилась - с 19003000 руб. до 6360000 руб. и именно с данной суммы прибыли (суммы, указанной в уточненном расчете) ответчиком рассчитан размер сумм, подлежащих перечислению в адрес истца, осуществлено перечисление денежных средств в сумме 1 590 000 руб. платежным поручением N 1374 от 16.08.2019.
Истцом, как констатировал апелляционный суд, размер чистой прибыли по итогам 2018 года не оспорен, проверка предприятия в отношении правильности составления бухгалтерской отчетности не проводилась, соответствующая отчетность сдана в налоговый орган, а, следовательно, оснований полагать, что представленная ответчиком уточненная отчетность не соответствует фактическим обстоятельствам дела, не имеется.
При этом суд апелляционной инстанции отметив, что аудит проведен в июне 2019 года, заключение аудитора направлено в адрес истца в августе 2019 года, в отсутствие доказательств наличия у ответчика информации об утверждении отчета, приняв во внимание положения законодательства, регулирующего вопросы бухгалтерского учета, а также то, что факт уведомления ответчика об утверждении отчета не доказан, пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что ответчик действовал необоснованно при представлении уточненной отчетности и расчете суммы чистой прибыли с учетом внесенных в нее изменений, не имеется.
Апелляционным судом также принято во внимание то, что фактически чистая прибыль предприятия за 2018 года не составляла сумму 19 003 000 руб., из расчета которой истцом заявлено требование о взыскании суммы долга, и изъятие собственником имущества из собственности должника чистой прибыли в размере, составляющем более 50% ее размера за 2018 год нельзя признать обоснованным, подобная финансовая политика учредителя может привести к утрате предприятием платежеспособности.
Кроме того, судом апелляционной инстанции была учтена пояснительная записка к исправленной годовой бухгалтерской отчетности предприятия за 2018 год, согласно которой по состоянию на 01.02.2019 коэффициент абсолютной ликвидности снизился по отношению к 01.01.2018 и составил 0,16, что ниже нормального значения 0,2 и более; коэффициент общей платежеспособности снизился с 2,65 до 2,2 при нормальном значении 2 и более.
Принимая во внимание изложенное, исследовав материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав и изучив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для взыскания денежных средств не имеется, отказав в удовлетворении требований.
Суд округа оснований для отмены судебного акта, вынесенного судом апелляционной инстанции, не усмотрел, им полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, выводы, содержащиеся в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом округа отклонены, поскольку были предметом оценки суда апелляционной инстанции, принявшего во внимание, что податель кассационной жалобы, выражая несогласие с положенным в основу уточненной отчетности аудиторским заключением, не представил доказательств несоответствия отчетности ответчика, выводов суда апелляционной инстанции доводы кассатора не опровергают, фактически они направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судом округа нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлено, обжалуемый судебный акт суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по делу N А07-6596/2020 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Павлова |
Судьи |
О.Н. Пирская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кукушкиной Н.С. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземиущество, истец) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по делу N А07-6596/2020 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
...
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 решение суда первой инстанции от 28.10.2021 отменено, в удовлетворении исковых требований Минземиущества отказано.
...
Согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
...
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 июля 2022 г. N Ф09-3639/22 по делу N А07-6596/2020