Екатеринбург |
|
15 июля 2022 г. |
Дело N А60-48563/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Краснобаевой И.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Хрустальный" (далее - СНТ "Хрустальный", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2021 по делу N А60-48563/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
СНТ "Хрустальный" - Исламова Е.Е. (доверенность от 31.07.2019 N 66/36-н/66-2019-3-344);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) - Терехина О.А. (доверенность от 23.12.2021 N 08-22/1424).
СНТ "Хрустальный" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Росреестра о признании незаконным отказа в государственной регистрации, изложенного в уведомлении от 13.08.2021 N MFC-0237/2020-272472-1; о возложении на Управление Росреестра обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности СНТ "Хрустальный" на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0307086:181.
Решением арбитражного суда от 02.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе СНТ "Хрустальный" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, из буквального толкования статьи 8 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) следует, что земли общего пользования предоставлялись непосредственно садовому товариществу, а не его членам. Заявитель ссылается на часть 3 статьи 24 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ), согласно которой имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством. Таким образом, заявитель считает, что вещное право товарищества на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0307086:181 является ранее возникшим и подтвержденным, правообладателем указанного земельного участка является СНТ "Хрустальный" как юридическое лицо.
Управление Росреестра представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пунктами 1, 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра; права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных Федеральным законом N 218-ФЗ, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом N 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом N 218-ФЗ порядке.
Статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав может быть приостановлена в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом N 218-ФЗ, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ, и требованиям принятых в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Федеральным законом N 218-ФЗ, или иными федеральными законами.
Статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации.
Частью 1 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно пункту 2.1 статьи 123.13 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом.
Частью 16 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ, вступившего в действие с 01.01.2019, установлено, что право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что 25.11.2020 СНТ "Хрустальный" обратилось в Управление Росреестра с заявлением N MFC-0237/2020-272472-1 о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0307086:181, расположенный по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, муниципальное образование "город Екатеринбург", поселок Палкинский Торфяник, садовое товарищество "Хрустальный", 183, площадью 44 880 кв. м на основании свидетельства на право собственности на землю серии РФ-XXX-СВО-38 N 0763550 от 01.06.1995 (выдано во исполнение постановления Главы администрации г. Екатеринбурга от 25.01.1995 N 47-Г).
Управлением Росреестра 03.12.2020 принято решение N MFC-0237/2020-272472 о приостановлении государственной регистрации до 03.03.2021, мотивированное тем, что собственники земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства, имеют возможность воспользоваться правом оформить право общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок, в связи с чем осуществить действия по государственной регистрации права за заявителем не представляется возможным.
С целью выяснения дополнительных обстоятельств 03.03.2021 СНТ "Хрустальный" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о продлении срока приостановления государственной регистрации на 6 месяцев до 03.09.2021.
В Управление Росреестра 01.08.2021 заявителем представлено заявление о возобновлении процедуры государственной регистрации на основании ранее представленных документов с приложением заявления о государственной регистрации права собственности СНТ "Хрустальный" от 01.08.2021 N 01 на спорный объект недвижимости.
Управлением Росреестра 13.08.2021 вынесен отказ в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на спорный объект недвижимого имущества, в связи с тем, что документы, подтверждающие возникновение ранее возникшего права собственности СНТ "Хрустальный", на государственную регистрацию не представлены.
Ссылаясь на то, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0307086:181, изложенный в уведомлении от 13.08.2021 N MFC-0237/2020-272472-1, является незаконным, нарушает права и законные интересы СНТ "Хрустальный" в сфере экономической деятельности, создает препятствия для осуществления уставной деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суды установили, что согласно свидетельству на право собственности на землю серии РФ-XXX-СВО-38 N 0763550 от 01.06.1995, выданному во исполнение постановления Главы администрации г. Екатеринбурга от 25.01.1995 N 47-Г, земельный участок площадью 45 700 кв. м предоставлен СНТ "Хрустальный" в общую совместную собственность.
На момент принятия постановления Главы администрации г. Екатеринбурга от 25.01.1995 N 47-Г к порядку предоставления земель для ведения огородничества и садоводства гражданами, в том числе к предоставлению земель общего пользования, применялись положения статьи 66 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года, которые предусматривали, что земельные участки для коллективного садоводства предоставлялись местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и включали, в том числе земли общего пользования, находящиеся в пользовании садоводческих товариществ.
Суды обоснованно отметили, что земли площадью 4,57 га были переданы садоводческому товариществу на праве общей совместной собственности, а не на праве единоличной собственности товарищества. Из указанных документов усматривается, что субъектами права собственности на земли общего пользования в границах садоводческого товарищества являются граждане - члены этого товарищества, которые приобретают право общей долевой собственности на эти земли для целей обслуживания находящихся в их собственности садовых участков, находящихся в их собственности.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона N 217-ФЗ имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу части 4 статьи 24 указанного Федерального закона земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.
Таким образом, земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, не может быть предоставлен кооперативу, а подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства настоящего дела и представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что Управление Росреестра правомерно отказало в осуществлении регистрационных действий, поскольку СНТ "Хрустальный" с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок не представило документы, подтверждающие возникновение права единоличной собственности заявителя на данный участок.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, основаны на неверном толковании норм права применительно к установленным обстоятельствам, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов о фактических обстоятельствах, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (часть 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2021 по делу N А60-48563/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Хрустальный" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 16 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ, вступившего в действие с 01.01.2019, установлено, что право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.
...
На момент принятия постановления Главы администрации г. Екатеринбурга от 25.01.1995 N 47-Г к порядку предоставления земель для ведения огородничества и садоводства гражданами, в том числе к предоставлению земель общего пользования, применялись положения статьи 66 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года, которые предусматривали, что земельные участки для коллективного садоводства предоставлялись местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и включали, в том числе земли общего пользования, находящиеся в пользовании садоводческих товариществ.
...
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона N 217-ФЗ имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 июля 2022 г. N Ф09-3480/22 по делу N А60-48563/2021