Екатеринбург |
|
05 августа 2022 г. |
Дело N А50-21273/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Краснобаевой И.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Администрации Краснокамского городского округа, Комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.01.2022 по делу N А50-21273/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Министерство строительства Пермского края представило в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя министерства. Ходатайство судом удовлетворено.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации Краснокамского городского округа - Болдина Я.Л. (доверенность от 01.02.2022 N 18);
Комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа - Болдина Я.Л. (доверенность от 11.01.2022 N 9);
Ассоциации саморегулируемая организация "Стройгарант" - Кислых А.В. (доверенность от 26.07.2022).
Муниципальное образование Краснокамский городской округ в лице Администрации Краснокамского городского округа (далее - администрация) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Ассоциации саморегулируемая организация "Стройгарант" (далее - ассоциация СРО "Стройгарант") о взыскании убытков в сумме 9 618 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Уют-Сервис", общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Групп", конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Групп" Унанян Елена Юрьевна, Министерство строительства Пермского края, некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае".
Комитет земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа (далее - комитет) обратился в суд в порядке статьи 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с ассоциации СРО "Стройгарант" убытков в сумме 1 237 836 руб. 60 коп.
Комитет привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования.
Решением суда первой инстанции от 10.01.2022 в удовлетворении требований истца и третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Заявитель оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод судов о недоказанности истцом состава правонарушения, необходимого для наступления гражданско-правовой ответственности о возмещении реального ущерба, а также о том, что до принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции основания для предъявления администрацией требований о взыскании убытков, связанных с реконструкцией многоквартирного дома, отсутствуют. По мнению заявителя, отсутствие факта признания дома аварийным и подлежащим сносу не исключает наступление гражданско-правовой ответственности ответчика, так же как и факта аварийности дома, установленной техническим заключением общества с ограниченной ответственностью "Строилаборатория", а также не исключает прав администрации в рамках реализации полномочий, установленных пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьями 32, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, на обращение с соответствующими требованиями. Заявитель настаивает на том, что ответственность за вред, причиненный гражданам вследствие недостатков работ по строительству, возложена на лицо, выполнившего такие работы - общество "Инвест-Групп", при этом солидарную ответственность за причинение указанного вреда в рамках пункта 1 части 11 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации несет саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в отношении лица, которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.
В кассационной жалобе комитет просит обжалуемые судебные акты отменить, исковые требования комитета удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Заявитель оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод судов об истечении срока исковой давности по заявленным комитетом требованиям. Заявитель поясняет, что по результатам проведения государственной экспертизы в 2021 г. был определён объем, характер и стоимость работ, необходимых для устранения выявленных 28.10.2019 (акт осмотра МКД от 28.10.2019) недостатков. Отмечает, что недостатки возведенного многоквартирного дома выявлены не в связи с контролем качества выполнения работ по муниципальному контракту на долевое строительство, а в связи исполнением функции контроля за качеством жилых помещений, которые предоставляются гражданам при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Также заявитель настаивает на том, что ответственность за вред, причиненный гражданам вследствие недостатков работ по строительству, возложена на лицо, выполнившее такие работы - общество "Инвест-Групп", при этом солидарную ответственность за причинение указанного вреда в рамках пункта 1 части 11 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации несет саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в отношении лица, которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.
Министерство строительства Пермского края в представленном в суд кассационной инстанции ходатайстве о рассмотрении кассационных жалоб без участия представителя министерства поддерживает доводы администрации и комитета, изложенные в кассационных жалобах, полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, кассационные жалобы - удовлетворению.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно статье 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
В силу пункта 1 статьи 722 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ) по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
На основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ об участии в долевом строительстве застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ в случае если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения цены договора; возмещения своих расходов на устранение недостатков.
В соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ гарантийный срок для объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем пять лет.
Указанный гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, участнику долевого строительства, если иное не предусмотрено договором. Участник долевого строительства вправе предъявить застройщику требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства при условии, если такое качество выявлено в течение гарантийного срока (часть 6 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
На требования об устранении недостатков работ, равно как и о возмещении убытков, связанных с таким устранением, распространяются положения п. 5 ст. 7 Закона N 214-ФЗ в части установления гарантийного срока, в течение которого означенные требования могут быть предъявлены заказчику.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что в 2015 г. с целью реализации полномочий по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, по организации строительства и содержанию муниципального жилищного фонда, по созданию условий для жилищного строительства, по осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, установленных пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в рамках статьи 32, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальным образованием Краснокамское городское поселение в многоквартирном доме по адресу: г. Краснокамск, ул. К. Маркса, 56, были приобретены жилые помещения (квартиры + комнаты).
Застройщиком многоквартирного дома по вышеуказанному адресу на основании разрешения на строительство от 23.09.2014 N RU59516101-44.2014 являлось общество "Инвест-Групп", являющееся членом Ассоциации СРО "Стройгарант" и имеющее свидетельство о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 16.10.2014 N 0688.01-2014-5906123346-С-120.
Жилые помещения приобретены в муниципальную собственность по муниципальному контракту от 24.10.2014 N 0156300015314000006-0103722-01 на долевое строительство 54-х жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в г. Краснокамске, заключенному между комитетом (участник долевого строительства) и обществом "Инвест-Групп" (застройщик), а также по муниципальному контракту от 22.12.2015 на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений на территории г. Краснокамска Пермского края во вновь построенном многоквартирном доме с целью переселения граждан из аварийного жилищного фонда, заключенному между муниципальным образованием Краснокамское городское поселение в лице МКУ "Краснокамский расчетно-кассовый центр" (покупатель) и обществом "Инвест-Групп" (продавец).
Согласно пункту 1.1 контракта застройщик обязуется в предусмотренный контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом с подводящими сетями и благоустройством прилегающей территории по строительному адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Карла Маркса (далее "многоквартирный дом"), на земельном участке с кадастровым номером 59:07:0011001:448 по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. К. Маркса, и после получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию передать заказчику объекты долевого строительства, указанные в пункте 1.2 настоящего договора, а участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять указанные объекты долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 4.4.3 контракта заказчик имеет право требовать устранения недостатков качества квартир, нарушений условий настоящего договора.
В силу пункта 5.1 контракта приемка готовых объектов долевого строительства осуществляется приемочной комиссией в составе представителей участника строительства и застройщика.
При обнаружении участником долевого строительства недостатков объектов долевого строительства сторонами составляется акт обнаружения недостатков, в котором фиксируется перечень дефектов (недостатков) и сроки их устранения застройщиком.
Для составления акта обнаружения недостатков стороны совместно или любая из сторон вправе привлечь экспертную организацию - независимого эксперта в данной области.
При отказе (уклонении) застройщика от подписания указанного акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается участником долевого строительства и экспертной организацией (пункт 5.4 контракта).
Согласно пункту 5.5 контракта застройщик обязан устранить все обнаруженные недостатки за свой счет в сроки, указанные в акте обнаружения недостатков, обеспечив при этом сохранность объектов долевого строительства или их части, в которой производится устранение недостатков, а также находящегося там оборудования, и несет ответственность за их утрату, повреждение или недостачу.
Гарантийный срок на объекты долевого строительства за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав объектов долевого строительства, составляет 5 лет со дня передачи объектов долевого строительства участнику долевого строительства по передаточным актам (пункт 6.1 контракта).
Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого участнику долевого строительства объектов долевого строительства, составляет 3 года.
Участником долевого строительства обязательства по оплате муниципального контракта исполнены полностью, что сторонами не оспорено.
Многоквартирный дом введен в эксплуатацию 11.11.2015, что подтверждено разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU59516101-7.2015.
Общая площадь многоквартирного дома составила 2669,4 кв. м.
Количество помещений 41.
Общая площадь жилых помещений составила 2306,1 кв. м.
Между обществом "Инвест-Групп" и комитетом 01.12.2015 подписаны передаточные акты объектов долевого строительства в отношении 23 квартир по муниципальному контракту N 0156300015314000006-0103722-01 (квартиры N 3, 4, 5, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 27, 28, 30, 34).
Между обществом "Инвест-Групп" и муниципальным образованием Краснокамское городское поселение 25.12.2015 подписаны передаточные акты жилых помещений по муниципальному контракту от 22.12.2015 (квартиры N 1, 2, 6, 11, 23, 26, 29, 31, 32, 38, 40).
Согласно сведениям из реестра муниципального имущества по состоянию на 19.10.2021 в собственности муниципального образования Краснокамский городской округ находятся жилые помещения (квартиры, комнаты) общей площадью 297 кв. м. (N 3, 10, 13, 14, 16, 17, 20, 22).
Законом Пермского края от 28.05.2018 N 234-ПК "О преобразовании поселений, входящих в состав Краснокамского муниципального района, путем объединения с Краснокамским городским округом и о внесении изменений в Закон Пермского края "О преобразовании Краснокамского городского поселения в Краснокамский городской округ" преобразованы поселения - Майское сельское поселение, Оверятское городское поселение, Стряпунинское сельское поселение, входящие в состав Краснокамского муниципального района, путем объединения с Краснокамским городским округом.
Согласно решению Краснокамской городской Думы от 06.12.2018 N 83 "Об утверждении положения о Комитете земельных и имущественных отношений Администрации города Краснокамска" с 01.01.2019 Комитет земельных и имущественных отношений Администрации города Краснокамска является правопреемником Комитета имущественных отношений и территориального планирования Администрации Краснокамского муниципального района (ИНН 5916006761), комитета имущественных отношений и землепользования Администрации Краснокамского городского поселения (ИНН 5916016174) в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами (пункт 2 решения).
Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 16.10.2019 в соответствии с Порядком рассмотрения обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01.10.2015 N 709/пр (далее - Порядок N 709/пр), направила в Министерство строительства Пермского края запрос (исх. N СС-07/1864) о поступившем обращении НП "ЖКХ Контроль" о неудовлетворительном качестве жилья, в том числе, в многоквартирном доме по адресу: г. Краснокамск, ул. К. Маркса, 56.
Региональной комиссией 28.10.2019 в рамках выездного мониторинга государственной корпорацией - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства составлен акт визуального осмотра многоквартирного дома.
В результате выявленных дефектов многоквартирный дом включен в реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан и поставленных на контроль Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (письмо N СЭД-35-04-01-995 от 06.11.2019).
В рамках контрольных мероприятий государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на основании планов - графиков Министерства строительства Пермского края от 06.11.2019 и 16.03.2020 муниципальным образованием "Краснокамский городской округ" в лице МКУ "Управление капитального строительства Администрации Краснокамского городского округа" 03.06.2020 заключен договор на инструментальное обследование и оценки технического состояния многоквартирного дома.
В 2020 г. было проведено детально-инструментальное обследование и оценка технического состояния многоквартирного дома.
Согласно техническому заключению, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Стройлаборатория", шифр 58-20 (СРО "Стройпроектгарант" N СРО-П-157- 23072010) всем конструктивным элементам дома присвоены категории технического состояния и установлены причины их возникновения:
1) Фундамент и основания, перегородки, перемычки, лестницы, крыльцо - работоспособное;
2) Стены, простенки - аварийное;
3)Конструкции перекрытий - работоспособное и ограниченно-работоспособное;
4) Крыша и кровля - ограниченно-работоспособное;
5) Отмостка, вход в тех.подполье - работоспособное и ограниченно-работоспособное;
6) Гидроизоляция фундаментов и тех.подполья - удовлетворительное и неудовлетворительное.
На основании результатов анализов выявленных дефектов и повреждений, а также результатов физико-механических испытаний, проведенных обществом с ограниченной ответственностью "Испытательная лаборатория Оргтехстроя", признано, что техническое состояние дома является аварийным.
Согласно плану - графику Министерства строительства Пермского края от 14.12.2020 проведения очередного контрольного мероприятия МКУ "Управление капитального строительства Администрации Краснокамского городского округа" по договору от 12.01.2021 разработана проектная документация по объекту "Капитальный ремонт и усиление части простенков первого и второго этажа многоквартирного дома по адресу: г. Краснокамск, ул. К.Маркса, 56", проведена государственная экспертиза проектной документации.
Согласно проектно-сметной документации сметная стоимость объекта "Капитальный ремонт и усиление части простенков первого и второго этажа многоквартирного дома по адресу: г. Краснокамск, ул. К. Маркса, 56" (шифр проекта: 59-10/1-992) составляет 9 618 000 руб. в уровне цен по состоянию на 3 квартал 2020 года с учётом НДС.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2017 по делу N А50-10605/2017 общество "Инвест-Групп" признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника, в отношении общества открыто конкурсное производство.
Администрация 26.07.2021 направила в адрес Ассоциации СРО "Стройгарант" и общества "Инвест-Групп" письмо N 01-51/1037 с требованием о возмещении расходов на устранение недостатков в сумме 9 618 000 руб.
Письмом от 16.08.2021 N 37 Ассоциация СРО "Стройгарант" сообщила об отказе в удовлетворении требований о возмещении расходов на устранение недостатков.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации и комитета в суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что многоквартирный дом N 56, возведенный обществом "Инвест-Групп", введен в эксплуатацию 11.11.2015.
Жилые помещения переданы в муниципальную собственность по актам от 01.12.2015 и от 25.12.2015.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства суды выявили, что с требованием к застройщику об устранении недостатков в пределах гарантийного срока администрация и комитет не обращались.
Суды установили, что в претензии комитета от 14.09.2016 N 1415, направленной в адрес общества "Инвест-Групп", указано, что протоколом выездного обследования от 30.06.2016 зафиксировано невыполнение замечаний по устранению нарушений качества строительства в отношении МКД N 54, 56 по ул. К. Маркса, г. Краснокамск, комитет требовал устранить выявленные замечания.
Вместе с тем, в материалы дела протокол обследования от 30.06.2016 не представлен.
Ссылку комитета на претензию от 29.11.2019, в которой указано на возмещение затрат в сумме 208 200 руб., понесенных в связи с заключением контракта от 20.12.2018 N 124, предметом которого является выполнение работ по фасаду МКД, суды признали несостоятельной.
Суды установили, что указанные в претензии расходы не включены в состав убытков, заявленных в рамках настоящего дела - в локальном сметном расчете N ЛСР-02-01-03 указано только на утепление цоколя (ремонт фасада).
В локальном сметном расчете N 159-18 на сумму 208 200 руб. данные работы отсутствуют.
В соответствии с актом визуального осмотра МКД от 28.10.2019 Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства выявлены в отмостке локальные в небольшом количестве трещины; на стыках плит из ЦСП по периметру цоколя выявлены трещины; на кровле установлены дефекты водосточной системы; на третьем этаже на стенах присутствуют сухие следы протечек. Комиссией указано, что выявленные недостатки подлежат устранению в рамках текущего осмотра.
При этом доказательств направления акта от 28.10.2019 в адрес застройщика или ответчика в материалы дела также не представлено.
Представленное в материалы дела техническое заключение, подготовленное обществом с ограниченной ответственностью "Стройлаборатория" по результатам инструментального обследования и оценки технического состояния, также отклонено судами с учетом отсутствия сведений о дате составления заключения.
Далее суды установили, что согласно заключению всем конструктивным элементам здания были присвоены категории технического состояния, из 10 позиций наименований конструктивных элементов категория технического состояния - аварийное присвоена только элементу стены, простенки, при этом обществом с ограниченной ответственностью "Стройлаборатория" сделан вывод о том, что техническое состояние МКД в целом оценивается как аварийное.
В заключении приведен перечень рекомендаций и мероприятий для приведения здания в работоспособное техническое состояние, среди которых работы по ремонту кладки стен в местах сквозных трещин и в местах замачивания, стропильных конструкций крыши и кровли, перекрытия над тех.подпольем, отмостки, гидроизоляции помещений тех.подполья.
Вместе с тем суды выявили, что в Разделе 11 "Смета на строительство объектов" проектной документации, шифр 59-10/1-992-СМ, составленной обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственное проектно-конструкторское бюро", определена стоимость работ по устранению недостатков в общем размере 9 618 000 руб., в том числе стоимость ремонта стен, простенков, стен техподполья, отделочные работы в сумме 259 793 руб. 83 коп. (ЛСР-02-01-01), капитального ремонта крыши, кровли в сумме 419 847 руб. 37 коп. (ЛСР-02-01-02), ремонта фасада, отмостки в сумме 173 719 руб. 51 коп. Остальные затраты согласно сводному сметному расчету стоимости строительства связаны с благоустройством и озеленением территории, временными зданиями и сооружениями, утилизацией строительного мусора, затратами на расселение квартир, на строительный и авторский контроль, на проектные работы, экспертизу проектной документации, на непредвиденные затраты, НДС.
Более того, доказательств направления технического заключения ни в адрес ответчика, ни в адрес застройщика администрацией и комитетом не представлено.
Таким образом, учитывая, что с требованием к застройщику об устранении недостатков в пределах гарантийного срока администрация и комитет не обращались, учитывая пропуск истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований администрации и комитета.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют, доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 10.01.2022 по делу N А50-21273/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации Краснокамского городского округа, Комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что в 2015 г. с целью реализации полномочий по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, по организации строительства и содержанию муниципального жилищного фонда, по созданию условий для жилищного строительства, по осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, установленных пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в рамках статьи 32, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальным образованием Краснокамское городское поселение в многоквартирном доме по адресу: г. Краснокамск, ул. К. Маркса, 56, были приобретены жилые помещения (квартиры + комнаты).
...
Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 16.10.2019 в соответствии с Порядком рассмотрения обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01.10.2015 N 709/пр (далее - Порядок N 709/пр), направила в Министерство строительства Пермского края запрос (исх. N СС-07/1864) о поступившем обращении НП "ЖКХ Контроль" о неудовлетворительном качестве жилья, в том числе, в многоквартирном доме по адресу: г. Краснокамск, ул. К. Маркса, 56."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 августа 2022 г. N Ф09-4618/22 по делу N А50-21273/2021
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4618/2022
17.11.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2214/2022
05.08.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4618/2022
14.04.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2214/2022
10.01.2022 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-21273/2021