Екатеринбург |
|
12 августа 2022 г. |
Дело N А71-14046/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Суспициной Л.А., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.03.2022 по делу N А71-14046/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Обелиск" (далее - общество "Обелиск") обратилось в арбитражный суд к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (далее - учреждение) с иском о взыскании 190 015 руб. в возмещение расходов на изготовление и установку памятников, с учетом уточнения предмета иска - о взыскании 152 012 руб.
Решением суда от 02.03.2022 с учреждения за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в пользу общества "Обелиск" взыскано 152 012 руб. расходов на изготовление и установку памятников.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что в материалах дела не имеется доказательств получения согласия ответчика на уступку прав требования родственников погибших военнослужащих в пользу Чулкиной О.Н. и в последующем в пользу общества "Обелиск", договоры уступки требований в соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными сделками. В отношении памятников Зуеву В.Г., Матвееву А.Ф., Прозорову Н.П., Меньшикову Н.М. заявитель отмечает, что обществом "Обелиск" не представлено достоверных сведений об отсутствии близких родственников и захороненных лиц, а также не представлено согласование со Специализированной службой на демонтаж ранее установленного надмогильного сооружения.
Как следует из материалов дела, между обществом "Обелиск" (подрядчик) и Чулкиной Ольгой Николаевной (заказчик) заключен договор подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника N 54 от 28.07.2021, в соответствии с которым истец принял обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника для погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина призванного на военные сборы, участника войны, ветерана военной службы или боевых действий Зуева Владимира Гавриловича.
Стоимость изготовления и установки памятника по названному договору составляет 38 003 руб. (пункт 4.1 договора).
Зуев В.Г. являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждается сведениями, представленными в материалы дела.
Местом захоронения Зуева В.Г. является кладбище "Южное" г. Ижевск.
Памятник Зуеву В.Г. установлен 19.08.2021 на указанном кладбище, что подтверждается актом приемки выполненных работ, являющимся неотъемлемой частью договора от N 54 от 28.07.2021.
Между Чулкиной О.Н. (цедент) и истцом (цессионарий) заключен договор цессии (уступки прав требования) от 28.07.2021 N 18, в соответствии с которым Чулкина О.Н. уступила истцу право требования к Военному комиссариату Удмуртской Республики (ответчик) о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику войны Зуеву В.Г.
Ответчик оплату не произвел.
Между истцом (подрядчик) и Чулкиной О.Н. (заказчик) заключен договор подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника N 52 от 28.05.2021, в соответствии с которым истец принял обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника для погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина призванного на военные сборы, участника войны, ветерана военной службы или боевых действий Матвеева Александра Филипповича.
Стоимость изготовления и установки памятника по названному договору составляет 38 003 руб. (пункт 4.1 договора).
Матвеев А.Ф. являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждается сведениями, представленными в материалы дела.
Местом захоронения Матвеева А.Ф. является кладбище с. Васильевское.
Памятник Матвееву А.Ф. установлен 14.06.2021 на указанном кладбище, что подтверждается актом приемки выполненных работ, являющимся неотъемлемой частью договора от N 52 от 28.05.2021 (л.д. 26).
Между Чулкиной О.Н. (цедент) и истцом (цессионарий) заключен договор цессии (уступки прав требования) от 28.05.2021 N 16, в соответствии с которым Чулкина О.Н. уступила истцу право требования к Военному комиссариату Удмуртской Республики о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику войны Матвееву А.Ф.
Ответчик оплату не произвел.
Между истцом (подрядчик) и Чулкиной О.Н. (заказчик) заключен договор подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника N 7 от 28.04.2021, в соответствии с которым истец принял обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника для погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина призванного на военные сборы, участника войны, ветерана военной службы или боевых действий Меньшикова Николая Михайловича.
Стоимость изготовления и установки памятника по названному договору составляет 38 003 руб. (пункт 4.1 договора).
Меньшиков Н.М. являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждается сведениями, представленными в материалы дела.
Местом захоронения Меньшикова Н.М. является городское кладбище г. Глазов.
Памятник Меньшикову Н.М. установлен 14.08.2021 на указанном кладбище, что подтверждается актом приемки выполненных работ, являющимся неотъемлемой частью договора от N 7 от 28.04.2021.
Между Чулкиной О.Н. (цедент) и истцом (цессионарий) заключен договор цессии (уступки прав требования) от 28.04.2021 N 5, в соответствии с которым Чулкина О.Н. уступила истцу право требования к Военному комиссариату Удмуртской Республики о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику войны Меньшикову Н.М.
Ответчик оплату не произвел.
Между истцом (подрядчик) и Чулкиной О.Н. (заказчик) заключен договор подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника N 51 от 28.05.2021, в соответствии с которым истец принял обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника для погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина призванного на военные сборы, участника войны, ветерана военной службы или боевых действий Прозорова Николая Петровича.
Стоимость изготовления и установки памятника по названному договору составляет 38 003 руб. (пункт 4.1 договора).
Прозоров Н.П. являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждается сведениями, представленными в материалы дела.
Местом захоронения Прозорова Н.П. является кладбище с. Васильевское.
Памятник Прозорову Н.П. установлен 14.06.2021 на указанном кладбище, что подтверждается актом приемки выполненных работ, являющимся неотъемлемой частью договора от N 51 от 28.05.2021.
Между Чулкиной О.Н. (цедент) и истцом (цессионарий) заключен договор цессии (уступки прав требования) от 28.05.2021 N 15, в соответствии с которым Чулкина О.Н. уступила истцу право требования к Военному комиссариату Удмуртской Республики о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику войны Прозорову Н.П.
Ответчик оплату не произвел.
Между истцом (подрядчик) и Чулкиной О.Н. (заказчик) заключен договор подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника N 5 от 29.04.2021, в соответствии с которым истец принял обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника для погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина призванного на военные сборы, участника войны, ветерана военной службы или боевых действий Пьянкова Ивана Павловича.
Стоимость изготовления и установки памятника по названному договору составляет 38 003 руб. (пункт 4.1 договора).
Пьянков И.П. являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждается сведениями, представленными в материалы дела.
Местом захоронения Пьянкова И.П. является кладбище г. Воткинск.
Памятник Пьянкову И.П. установлен 31.07.2021 на указанном кладбище, что подтверждается актом приемки выполненных работ, являющимся неотъемлемой частью договора от N 5 от 29.04.2021.
Между Чулкиной О.Н. (цедент) и истцом (цессионарий) заключен договор цессии (уступки прав требования) от 29.04.2021 N 3, в соответствии с которым Чулкина О.Н. уступила истцу право требования к Военному комиссариату Удмуртской Республики о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику войны Пьянкову И.П.
Ответчик оплату не произвел.
В связи с тем, что ответчик не исполнил денежные обязательства по возмещению понесенных истцом расходов на изготовление и установку надгробных памятников участникам ВОВ, истец обратился в суд требованием о взыскании с ответчика расходов в общем размере 152 012 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ) погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников.
Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Аналогичная норма закреплена в пункте 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ).
Согласно статье 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ).
В пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ предусмотрено, что погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
В случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего (статья 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ).
Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
Общество, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Федеральные законы от 12.01.1995 N 5-ФЗ и от 12.01.1996 N 8-ФЗ не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника. Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее - Порядок погребения).
Согласно подпункту "г" пункта 2 Порядка погребения порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются, в том числе на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с пунктом 35 Порядка погребения оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
В соответствии с пунктом 2 Порядка погребения порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
Согласно пункту 36 Порядка погребения родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников.
В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 38 Порядка погребения для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Таким образом, истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и имеет право на возмещение понесенных им расходов.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что понесенные обществом "Обелиск" расходы подлежат возмещению учреждением с учетом предоставления обществом полного пакета документов, предусмотренного пунктом 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, по каждому надгробному памятнику, а также факта изготовления и установки истцом надгробных памятников.
Учитывая, что понесенные истцом расходы по изготовлению и установке надгробных памятников умершим участникам Великой Отечественной войны подтверждены материалами дела, том числе договорами на изготовление и установку памятника, актами выполненных работ, квитанциями, фотографиями места захоронения и установки памятников участникам Великой Отечественной войны, при этом понесенные расходы ответчиком не возмещены, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования общества "Обелиск".
Довод учреждения об отсутствии оснований для возмещения понесенных истцом затрат являлся предметом исследования суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен судом на основании следующего.
Как установлено судами, переход прав к истцу от заказчика работ осуществлен на основании договоров цессии.
Уведомление о состоявшейся уступке права требования возмещения расходов на изготовление и установку памятника было направлено истцом Военному комиссариату Удмуртской Республики.
Уступка права (требования) кредитора является одной из форм перемены лиц в обязательстве, влечет за собой переход прав кредитора к другому лицу и, как следствие, материальное и процессуальное правопреемство.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что при заключении договора уступки стороны действовали исключительно с намерением причинить вред другому лицу, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций учреждением не представлено (статьи 8, 9, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Договоры уступки права требования в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.03.2022 по делу N А71-14046/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 августа 2022 г. N Ф09-4361/22 по делу N А71-14046/2021