Екатеринбург |
|
28 сентября 2022 г. |
Дело N А60-19516/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 20 город Екатеринбург" (далее - городская больница N 20, истец) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2021 по делу NА60-19516/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по тому же делу.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 27.09.2022 произведена замена судей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании 28.09.2022 приняли участие представители:
городской больницы N 20 - Хайдаров А.Р. (доверенность от 10.01.2022);
Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (далее - ЕМУП "Спецавтобаза", региональный оператор, ответчик) - Питык П.Р. (доверенность от 30.06.2022) и Глушанков В.В. (доверенность от 30.12.2021).
Городская больница N 20 обратилась в арбитражный суд с исковыми требованиями к ЕМУП "Спецавтобаза" об урегулировании разногласий по договору N 354285 от 01.01.2021 г., заявив следующие требования с учетом их изменения в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- пункт 2.1. публичного договора N 354285 от 01.01.2021 изложить в следующей редакции: "Под расчетным периодом по Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по Договору осуществляется по цене, равной величине утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. Цена услуг, оказываемых по настоящему договору, может быть изменена в случаях, предусмотренных Положением о закупках товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 20 город Екатеринбург". Цена Договора на 2021 год определяется в соответствии с Приложением N5, являющимся неотъемлемой частью договора";
- подпункт "и" пункта 3.2. публичного договора N 354285 от 01.01.2021 изложить в следующей редакции: "уведомлять Потребителя о наличии задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО или задолженности, или задолженности по уплате неустойки по реквизитам Потребителя, указанным в настоящем договоре";
- абзац 2 пункта 6.2 публичного договора N 354285 от 01.01.2021 изложить в следующей редакции: "В случае полного или частичного неисполнении Региональным оператором обязательств по соблюдению установленной Договором периодичности транспортирования ТКО но вине Регионального оператора, установленной в порядке, предусмотренном пп. "г" п.3.3. настоящего договора, но заявлению Потребителя размер платы за услугу по обращению с ТКО подлежит снижению";
- из приложения N 1 "Объем образования (накопления) твердых коммунальных отходов" к Публичному договору N 354285 от 01.01.2021 исключить пункт 1 и пункт 3;
- из Приложения N 2 "Места накопления твердых коммунальных отходов" к Публичному договору N 354285 от 01.01.2021 исключить пункт 9, пункт 10, пункт 11;
- Приложение N 5 "Расчет цены Договора" к Публичному договору N 354285 от 01.01.2021 изложить в следующей редакции: "Цена настоящего Договора на 2021 год составляет: 82 722 руб. 18 коп., в том числе НДС 20% Ежемесячная оплата по договору на 2021 год составляет: за январь 6 790 руб. 86 кои., в т.ч. НДС 20% за февраль 6 790 руб. 86 коп., в т.ч. НДС 20% за март 6 790 руб. 86 коп., в т.ч. НДС 20% за апрель 6 790 руб. 86 коп., в т.ч. НДС 20% за май 6 790 руб. 86 коп., в т.ч. НДС 20% за июнь 6 790 руб. 86 коп., в т.ч. НДС 20% за июль 6 996 руб. 17 коп., в т.ч. НДС 20% за август 6 996 руб. 17 кои., в т.ч. НДС 20% за сентябрь 6 996 руб. 17 кои., в т.ч. НДС 20% за октябрь 6 996 руб. 17 коп., в т.ч. НДС 20% за ноябрь 6 996 руб. 17 кои., в т.ч. НДС 20% за декабрь 6 996 руб. 17 коп., в т.ч. НДС 20% (Образование ежемесячной цены Договора: тариф на услугу Регионального оператора * объем ТКО в месяц).
Цена договора включает в себя все затраты, налоги, сборы и иные обязательные платежи, подлежащие уплате в связи с выполнением договора.
В случае осуществления коммерческого учета объема ТКО расчетным путем исходя из количества объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО, цена Договора является ориентировочной и может изменяться на основании количества, объема и периодичности вывоза контейнеров для накопления ТКО по итогам расчетного месяца".
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Утилизация медицинских и промышленных отходов" (далее - общество "УМПО").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2021 исковые требования удовлетворены частично, разногласия урегулированы следующим образом:
- пункт 2.1 публичного договора N 354285 от 01.01.2021 изложен в следующей редакции: "Под расчетным периодом по Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по Договору осуществляется по цене, равной величине утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ГКО. Цена услуг, оказываемых по настоящему договору, может быть изменена в случаях, предусмотренных Положением о закупках товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N20 город Екатеринбург". Цена Договора на 2021 год определяется в соответствии с Приложением N5, являющимся неотъемлемой частью договора";
- подпункт "и" пункта 3.2. Публичного договора N 354285 от 01.01.2021 изложить в следующей редакции: "уведомлять Потребителя о наличии задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО или задолженности, или задолженности по уплате неустойки по реквизитам Потребителя, указанным в настоящем договоре";
- абзац 2 пункта 6.2 публичного договора N 354285 от 01.01.2021 изложить в следующей редакции: "В случае полного или частичного неисполнении Региональным оператором обязательств по соблюдению установленной Договором периодичности транспортирования ТКО по вине Регионального оператора, установленной в порядке, предусмотренном пп. "г" п.3.3. настоящего договора, но заявлению Потребителя размер платы за услугу по обращению с ТКО подлежит снижению".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, городская больница N 20 обратилась в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой.
В обоснование доводов ответчик указывает, что медицинские отходы класса "А" не могут быть отнесены к твердым коммунальным отходам ввиду того, что ведомственными актами, в том числе СанПин 2.1.3684-21 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3) к обращению с медицинскими отходами класса "А" и с твердыми коммунальными отходами предъявляются различные санитарные требования, соответственно, по мнению городской больницы N 20, у истца отсутствуют основания для заключения соответствующего договора в редакции регионального оператора.
Свои требования ответчик также подтверждает вступившим в законную силу решением суда от 21.03.2021 по делу N А60-68332-21, в рамках которого суды поддержали выводы антимонопольного органа о том, что медицинские учреждения не обязаны заключать договор на обращение с медицинскими отходами с региональным оператором, в связи с чем жалоба ЕМУП "Спецавтобаза" оставлена без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу ЕМУП "Спецавтобаза" просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты как соответствующие действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 25.12.2020 письмом N 3703 истец направил в адрес ЕМУП "Спецавтобаза" заявку для заключения договора на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса "А" (далее - договор) (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенных к твердым бытовым отходам) с региональным оператором по обращению с ТКО.
На основании заявки истца ответчик направил проект публичного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по муниципальному образованию г. Екатеринбург N 354285, в соответствии с пунктом 1, пунктом 3 Приложения N 1 и пунктами 9, 10, 11 Приложения N 2 к которому в объем оказываемых услуг ответчиком включены объекты, расположенные по адресам:
г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, д. 3;г. Екатеринбург, пер. Короткий, д.2.
Как указали суды, истец протоколом разногласий к договору исключил из Приложения N 1 и Приложения N 2 из объема оказываемых услуг объекты, расположенные по адресам:
г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, д. 3 и г. Екатеринбург, пер. Короткий, д. 2 и изменил цену договора и размер ежемесячных платежей в Приложении N 5 договора, обосновывая тем, что обращение с медицинским отходами регулируется законодательством в сфере охраны здоровья граждан, обращение с медицинским отходами не является предметом регулирования Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), ввиду изложенного истец заключил с третьим лицом (обществом "УМПО") по результатам конкурентного способа закупки договор на обращение с медицинскими отходами класса "А" на 2021 год по вышеуказанным спорным адресам.
Протоколом разногласий к договору изменялось условие пункта 2.1. договора в связи с тем, что изменения существенных условий, включая цену договора, осуществляются в случаях, предусмотренных Положением о закупках товаров, работ, услуг городской больницы N 20 ввиду того, что истец осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Протоколом разногласий изменялось условие подпункта "и" пункта 3.1. договора, так как уведомления Потребителя о наличии задолженности должны направляться по реквизитам Потребителя (Истца), указанным в условиях договора. Протоколом разногласий из теста договора исключался подпункт "г" п.3.3 договора.
Протоколом разногласий изменялось условие абзаца 2 пункта 6.2. договора, так как при неисполнении региональным оператором соблюдения периодичности транспортирования ТКО исключительно по вине регионального оператора размер платы за услуги по обращению с ТКО подлежит соразмерному снижению.
Оставление региональным оператором без удовлетворения требований, отраженных в указанных протоколах разногласий, врученных ответчику 10.02.2021, и соответствующей претензии от 18.03.2021, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя исковые требования и принимая пункты 2.1, 3.2, 6.2 публичного договора N 354285 от 01.01.2021 в редакции истца, суды приняли во внимание отсутствие возражений со стороны ответчика.
Поскольку кассационная жалоба не содержит доводов относительно законности судебных актов в указанной части, суд кассационной инстанции не осуществляет проверку обоснованности выводов апелляционного суда в данной части (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении остальной части требований, суды исходили из того, что медицинские отходы класса "А" по своему составу приближены к твердым бытовым отходам и, соответственно, к обращению с медицинскими отходами класса "А" применяются нормы законодательства, связанные с заключением договора с региональным оператором.
Оснований для иных выводов суд не усматривает в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона "Об отходах производства и потребления").
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника твердых коммунальных отходов (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).
Как следует из материалов дела, предметом возражений сторон в ходе урегулирования разногласий при заключении договора N 354285 от 01.01.2021 г. явилось включение объемов оказания услуг по обращению с ТКО по объектам, расположенным по адресам: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, д. 3 и по пер. Короткий, д.2 (стоматологии, больницы, ветклиники) в части медицинских отходов, относящихся к классу "А".
Руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание наличие у ответчика статуса регионального оператора, осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам, установив, что действие Закона N 89-ФЗ распространяется на медицинские отходы класса "А", учитывая, что иного порядка по обращению с медицинскими отходами класса "А" санитарно-эпидемиологическим законодательством Российской Федерации не установлено, суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае договор подлежал в указанной части заключению в редакции ответчика с включением в объем образования ТКО объектов, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, д. 3 и пер. Короткий, д. 2.
Довод заявителя жалобы о том, что медицинские отходы класса "А" не могут быть отнесены к твердым коммунальным отходам, в связи с чем отношения, связанные с обращением с указанными отходами регулируются иными нормативными актами, рассмотрен судами и обоснованно отклонен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Согласно пункту 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы от "А" до "Г", где класс "А" - это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам. Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения (пункт 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Пунктом 157 раздела X СанПиН 2.1.3684-21 (утвержденным постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 и введенным в действие с 01.03.2021) отходы по классу "А" также определены как отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым коммунальным отходам, далее - класс "А"), в том числе: использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля.
Согласно пункту 158 раздела X СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса "А" применяются требования санитарных правил, предъявляемые к обращению с твердыми коммунальными отходами.
В свою очередь, твердые коммунальные отходы определяются как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (статья 1 Закона "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса "А" организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. При этом при транспортировании медицинских отходов указанного класса разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.
С учетом вышеназванных норм суды обоснованно применили к спорным правоотношениям нормы законодательства, связанные с заключением договора с региональным оператором.
Ссылки истца на решение по делу N А60-68332-21 судом во внимание не принимаются, поскольку часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора, так как арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и о толковании правовых норм, то есть правовая оценка фактических обстоятельств и доказательств, данная судом в ранее рассмотренном споре, и вопросы применения норм материального права не имеют преюдициальной силы.
Приведенные истцом доводы основаны на неверном толковании норм права, сводятся к изложению обстоятельств дела, которые получили надлежащую правовую оценку судов и мотивированно отклонены, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права и не являются достаточным основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2021 по делу N А60-19516/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 20 город Екатеринбург" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 158 раздела X СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса "А" применяются требования санитарных правил, предъявляемые к обращению с твердыми коммунальными отходами.
В свою очередь, твердые коммунальные отходы определяются как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (статья 1 Закона "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса "А" организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. При этом при транспортировании медицинских отходов указанного класса разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 сентября 2022 г. N Ф09-4005/22 по делу N А60-19516/2021