Екатеринбург |
|
28 сентября 2022 г. |
Дело N А60-32120/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Детская городская клиническая больница N 11 город Екатеринбург" (далее - учреждение здравоохранения Свердловской области "ДГКБ N 11", ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.12.2021 по делу N А60-32120/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения здравоохранения Свердловской области "ДГКБ N 11" - Ерошевич Е.А. (доверенность от 16.05.2022), Соколова А.С. (доверенность от 10.01.2022);
Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (далее - унитарное предприятие "Спецавтобаза", истец)- Питык П.Р. (доверенность от 30.06.2022), Глушенкова В.В. (доверенность от 30.12.2021).
Унитарное предприятие "Специализированная автобаза" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к учреждение здравоохранения Свердловской области "ДГКБ N 11" о взыскании долга за оказанные в период с 01.01.2020 по 30.12.2020 услуги в сумме 1 228 321 руб. 90 коп., пени в размере 2 200 руб. 58 коп., расходов на оплату услуг представителя в сумме 30000 руб.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Утилизация медицинских и промышленных отходов" (далее - общество "УМПО").
Решением суда от 09.12.2021 (судья Матущак Ю.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022 (судьи Григорьева Н.П., Балдин Р.А., Муталлиева И.О.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение здравоохранения Свердловской области "ДГКБ N 11" просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение норм материального права. В кассационной жалобе ответчик указывает, что является медицинским учреждением, в процессе деятельности которого образуются исключительно медицинские отходы, в том числе класса "А", что подтверждается схемой обращения с медицинскими отходами, поэтому согласно действующему законодательству обязанности по заключению договора об оказании услуг по транспортированию медицинских отходов с региональным оператором не имеется. По мнению кассатора, суды первой и апелляционной инстанции неверно применяют и истолковывают Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), применяя общую норму части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, когда необходимо применять специальные нормы права, указанные в пункте 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ, отсылающие на регулирование отношений в области обращения отходов медицинскими организациями частей 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N163 (далее СанПиН 2.1.7.2790-10), которыми установлено, что медицинские организации осуществляют медицинскую деятельность, в процессе которой образуют только медицинские отходы определенного класса и вида, таким образом, отделение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) от медицинских отходов невозможно. Также в кассационной жалобе ответчик обращает внимание на то, что представленные в материалы дела отчеты системы навигации ГЛОННАСС или ГЛОНАСС/GPS отражают только информацию о стоянке и маршруте, но не подтверждают фактического оказания услуг истцом.
Унитарным предприятием "Спецавтобаза" представлен отзыв по доводам кассационной жалобы, в соответствии с которым, считает судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между унитарным предприятием "Спецавтобаза" и учреждением здравоохранения Свердловской области "ДГКБ N 11" был заключен договор от 01.01.2020 N 393498 на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора.
Во исполнение договора в период с 01.01.2020 по 30.12.2020 истец оказал в интересах ответчика услуги по обращению с ТКО.
Неисполнение обязанности ответчика по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО за спорный период в сумме 1 228 321 руб. 90 коп. послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суды, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовались следующим.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закон N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Из положений пунктов 8(12), 8(15), 8(17) Правила N 1156, регулирующих порядок заключения договора, следует, что в случае, если между потребителем и региональным оператором не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе в связи с необращением потребителя с заявкой на его заключение или в связи с его неподписанием потребителем или в связи с неурегулированием разногласий по его условиям, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора считается заключенным всегда, если иные условия не урегулированы сторонами, при этом само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156.
Как установлено судами, на официальном сайте истца было размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 07.12.2018.
В 2019 году между истцом и ответчиком действовал договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Договор был подписан и исполнялся сторонами надлежащим образом. 12.11.2019 до окончания действия договора на 2019 год, ответчиком в адрес регионального оператора направлена заявка на заключение договора на 2020 год на тех же условиях, что нашло свое подтверждение в материалах дела.
Доводы ответчика относительно отсутствия у него обязанности по заключению договора по обращению с медицинскими отходами класса "А" с региональным оператором, судами рассмотрены и обоснованно отклонены.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Согласно пункту 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы от "А" до "Г", где класс "А" - это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Пунктом 157 раздела X СанПиН 2.1.3684-21 (утвержденным постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 и введенным в действие с 01.03.2021) отходы по классу "А" также определены как отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым коммунальным отходам, далее - класс "А"), в том числе: использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля.
Согласно пункту 158 раздела X СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса "А" применяются требования санитарных правил, предъявляемые к обращению с твердыми коммунальными отходами.
В свою очередь, твердые коммунальные отходы определяются как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
С учетом вышеназванных норм медицинские отходы класса "А" могут быть отнесены к твердым коммунальным отходам.
В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса "А" организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. При этом при транспортировании медицинских отходов указанного класса разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.
При таких обстоятельствах, к обращению с медицинскими отходами класса "А" применяются нормы законодательства, связанные с заключением договора с региональным оператором.
Довод кассатора о неоказании истцом соответствующих услуг в силу того, что услуги по обращению с ТКО фактически оказывались обществом "УМПО" на основании заключенного договора, также отклонен судами.
Как следует из буквального толкования норм Закона N 89-ФЗ, транспортировка твердых коммунальных отходов может осуществляться только региональным оператором. Заключение потребителем договора о вывозе твердых коммунальных отходов с иным лицом направлено на обход закона и уклонение от оплаты стоимости соответствующих услуг (ст. 10 ГК РФ).
Потребитель может быть освобожден от внесения платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору при предоставлении доказательств, что последний транспортировку твердых коммунальных отходов фактически не осуществлял, в связи с чем потребитель был вынужден обратиться за оказанием соответствующих услуг к иному лицу.
С 01.01.2019 на основании п. "г" п. 1 Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы: автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 27 Постановления N 1156 от 12.11.2016 транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018. С 01.01.2019 все транспортные средства, осуществляющее транспортирование ТКО оборудованы системой ГЛОНАСС.
Таким образом, в отчетах, сформированных на основании системы ГЛОНАСС, приведена информация о транспортном средстве, времени и дате прохождения маршрута, а также объектах ответчика, включенных в публичный договор.
Суды признали представленные истцом отчеты, сформированные по данным навигации, надлежащими доказательствами факта оказания услуг.
При этом ответчиком акты о нарушении оператором обязательств по договору, в адрес последнего не направлялись.
Судами также отмечено, что количество объектов, с которых осуществляется вывоз согласно условиям договора с обществом "УМПО" всего 4, что значительно меньше, указанного в заявке ответчика на заключение договора, приложении к договору.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.12.2021 по делу N А60-32120/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Детская городская клиническая больница N11 город Екатеринбург"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из буквального толкования норм Закона N 89-ФЗ, транспортировка твердых коммунальных отходов может осуществляться только региональным оператором. Заключение потребителем договора о вывозе твердых коммунальных отходов с иным лицом направлено на обход закона и уклонение от оплаты стоимости соответствующих услуг (ст. 10 ГК РФ).
...
С 01.01.2019 на основании п. "г" п. 1 Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы: автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 27 Постановления N 1156 от 12.11.2016 транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018. С 01.01.2019 все транспортные средства, осуществляющее транспортирование ТКО оборудованы системой ГЛОНАСС."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 сентября 2022 г. N Ф09-3330/22 по делу N А60-32120/2021
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-210/2022
09.04.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-210/2022
06.12.2023 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 405-ПЭК23
16.10.2023 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-32120/2021
28.09.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3330/2022
08.04.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-210/2022
09.12.2021 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-32120/2021