Екатеринбург |
|
29 сентября 2022 г. |
Дело N А76-4657/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - Фонд) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2022 по делу N А76-4657/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Фонда - Митякина Е.А. (доверенность от 14.12.2021);
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Коркино" (далее - учреждение, медицинская организация)- Герасимова С.А. (приказ от 11.10.2017), Бурмистрова О.Ю. (доверенность от 20.09.2022).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Фонду о признании недействительным акта от 02.11.2021 выездной плановой комплексной проверки в части возвращения в бюджет Фонда средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 051 902 руб. 03 коп.
Решением суда от 15.04.2022 (судья Кунышева Н.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 (судьи Бояршинова Е.В., Киреев П.Н., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, восстановление медицинской организацией денежных средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению, на собственном лицевом счете, в том числе и до начала проведения проверки Фондом, не исключает наличия в действиях медицинской организации нарушения требований законодательства об ОМС и не имеют правового значения, в связи с чем на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) подлежат возврату. Кассатор отмечает, что Законом N 326-ФЗ не предусмотрено право учреждения вместо возврата в бюджет Фонда средств ОМС, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения и учета средств ОМС.
В отзыве на кассационную жалобу медицинская организация просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области 28.09.2021 N 668 в отношении учреждения проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.10.2019 по 30.09.2021.
В ходе проверки Фондом установлена выплата учреждением за январь - апрель 2021 г. заработной платы медицинским работникам с начислениями (отпускных) медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в том числе заработная плата (подстатья 211 КОСГУ) - 807912,47 рублей, начисления на выплаты по оплате труда (подстатья 213 КОСГУ) - 243989,56 рублей за счет средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в то время такие выплаты должны производиться за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, что является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования за 9 месяцев 2021 г.
Фондом в ходе проверки установлено, что в мае - августе 2021 учреждением произведено восстановление денежных средств в сумме 1 051 902 руб. 03 коп с лицевого счета в виде субсидии на иные цели на лицевой счет обязательного медицинского страхования.
Результаты проверки отражены Фондом в акте плановой комплексной проверки от 02.11.2021 (далее - Акт проверки), в резолютивной части которого содержится требование об обязании учреждения возвратить средства обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в сумме 1 051 902,03 рублей путем перечисления в течение 10 рабочих дней со дня предъявления данного требования в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области
Несогласие медицинской организации с требованием Фонда послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании Закона N 326-ФЗ и пункта 7 Приказа Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования" (далее - Приказ N 15н) территориальный Фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании в соответствии с Законом об обязательном медицинском страховании, осуществляет контроль за деятельностью страховой медицинской организации, осуществляемой в соответствии с Законом об обязательном медицинском страховании, и выполнением договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Следовательно, акт выдан уполномоченным лицом.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Исходя из положений статей 10, 13 БК РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В силу статьи 1 Закона N 326-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации (статья 9 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования - что является целевым использованием средств.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Фондом установлена выплата учреждением за январь - апрель 2021 г. заработной платы медицинским работникам с начислениями (отпускных) медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в том числе заработная плата (подстатья 211 КОСГУ) - 807912 руб. 47 коп., начисления на выплаты по оплате труда (подстатья 213 КОСГУ) - 243989 руб. 56 коп., на общую сумму 1 051 902 руб. 03 коп. за счет средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы обязательного медицинского страхования, между тем, такие выплаты финансируются за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Челябинской области от 15.04.2020 N 145-П "О Методике распределения в 2020 году местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и правилах их предоставления" (далее - Постановление N 145-П) источником финансового обеспечения выплат стимулирующего характера, получаемых в соответствии с данным постановлением, за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией являются иные межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам за счет средств областного бюджета.
В соответствии Правилами предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1124 (далее - Правила N 1124), источником финансового обеспечения расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемые в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
На основании выше изложенного, суды заключили, что у медицинской организации отсутствовали основания для выплат отпускных медицинским работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, за счет средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в общей сумме 1 051 902 руб. 03 коп.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как указывалось ранее, в мае - августе 2021 учреждением произведено восстановление денежных средств в сумме 1 051 902 руб. 03 коп. с лицевого счета в виде субсидии на иные цели на лицевой счет обязательного медицинского страхования, таким образом, учреждение самостоятельно устранило допущенное нарушение до проведения Фондом проверки.
В резолютивной части акта Фонд обязал учреждение возвратить средства обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в сумме 1 051 902,03 рублей путем перечисления в течение 10 рабочих дней со дня предъявления данного требования в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области.
Поскольку средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области в сумме 1051902,03 рубля заявителем полностью восстановлены на лицевом счете обязательного медицинского страхования, суды верно указали, что требование Фонда о перечислении в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области спорной суммы фактически будет означать не возврат использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования, а повлечет получение Фондом денежных средств в двойном размере, что является недопустимым.
Довод Фонда о том, что Закон N 326-ФЗ не предусматривает возможность восстановления денежных средств медицинской организацией на собственном лицевом счете, а указывает исключительно на обязанность возврата использованных не по целевому назначению средств в бюджет территориального фонда со ссылкой на судебную практику рассмотрен судами и отклонен.
Так суды отметили, что самостоятельное восстановление учреждением на лицевом счете средств обязательного медицинского страхования, ранее использованных не по целевому назначению, означает дальнейшее использование восстановленных средств на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, то есть по целевому назначению.
Фонд, обязывая учреждение повторно перечислить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области спорную сумму, не восстанавливает потери бюджета Фонда, а дополнительно изымает денежные средства в спорной сумме, что по своему содержанию является уже не восстановительной мерой, а штрафом в размере 100% от суммы нецелевого использования, который не предусмотрен частью 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании.
Приведенные Фондом ссылки на судебную практику, судом округа отклоняются, поскольку основаны на иных фактических обстоятельствах.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2022 по делу N А76-4657/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
...
Довод Фонда о том, что Закон N 326-ФЗ не предусматривает возможность восстановления денежных средств медицинской организацией на собственном лицевом счете, а указывает исключительно на обязанность возврата использованных не по целевому назначению средств в бюджет территориального фонда со ссылкой на судебную практику рассмотрен судами и отклонен.
...
Фонд, обязывая учреждение повторно перечислить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области спорную сумму, не восстанавливает потери бюджета Фонда, а дополнительно изымает денежные средства в спорной сумме, что по своему содержанию является уже не восстановительной мерой, а штрафом в размере 100% от суммы нецелевого использования, который не предусмотрен частью 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2022 г. N Ф09-5695/22 по делу N А76-4657/2022