Екатеринбург |
|
11 октября 2022 г. |
Дело N А60-60380/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Сирота Е. Г., Гайдука А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий" (далее - Компания) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.03.2022 по делу N А60-60380/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Компании - Шафикова А.Р. (доверенность от 17.03.2020), Прокопьев А.В. (доверенность от 26.11.2021),
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - Общество) - Елисеева Е.В. (доверенность от 03.02.2021), Левицкая Л.Г. (доверенность от 18.02.2021).
Общество обратилось к Компании с иском об обязании заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования в предложенной им редакции проекта договора от 27.07.2021 N 2/17.
К совместному рассмотрению с первоначальным иском принято встречное исковое заявление Компании к Обществу об обязании заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования в предложенной ответчиком редакции.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.03.2022 первоначальные исковые требований удовлетворены, во встречном иске отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Компания просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении первоначального иска отказать, встречные исковые требования удовлетворить, полагая необоснованным вывод судов о том, что расстояние за подачу и уборку вагонов должно приниматься как 4,2 км, считая в оба конца. Ответчик по первоначальному иску полагает, что названная редакция пункта 16 договора от 27.07.2021 N 2/17 не соответствует закону, в частности пункту 2.7.4 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3) (утв. постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15). По мнению заявителя кассационной жалобы, расстояние, за которое взимается сбор за подачу, уборку вагонов локомотивом перевозчика должно приниматься 2,89 км, считая в оба конца, исходя из средневзвешенного расстояния подачи и уборки вагонов на выставочные пути Компании в оба конца с учетом технологии работы железнодорожного пути необщего пользования Компании и станции Уаз Свердловской ж.д., и фактического выполнения подачи и уборки вагонов локомотивом перевозчика на выставочные пути Компании на основании среднестатистических данных в прошедший отчетный период, которое, составило 2892 м в оба конца. Компания ссылается на ранее заключенный между сторонами договор, по условиям которого расстояние подачи и уборки вагонов на выставочные пути составляло 2,8 км в оба конца.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указало на необоснованность изложенных в ней доводов, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, ответчик является владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции УАЗ.
Подготовленный перевозчиком проект договора от 27.07.2021 N 2/17 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования был подписан ответчиком с протоколом разногласий.
Протокол согласования разногласий от 30.09.2021 был возвращен перевозчику с письмом от 25.10.2021 с указанием на несогласие с предложенной редакцией пункта 16 договора.
В редакции истца спорный пункт сформулирован: "Расстояние, за которое взимается сбор за подачу, уборку вагонов локомотивом Перевозчика, принимается в 4,2 км, считая в оба конца".
Наличие протокола согласования разногласий от 30.09.2021 свидетельствует о том, что стороны не пришли к единому мнению по спорному пункту договора, в связи с чем Общество обратилось в арбитражный суд с первоначальным исковым заявлением.
Компания обратилась с встречным требованием, полагая, что спорный пункт должен быть изложен в следующей редакции: "Расстояние, за которое взимается сбор за подачу, уборку вагонов локомотивом Перевозчика, принимается в 2,89 км, считая в оба конца".
Суд первой инстанции утвердил спорный пункт в редакции истца по первоначальному иску, придя к выводу об отсутствии оснований для определения пункта 16 договора в редакции ответчика по первоначальному иску.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу статьи 64 Федерального закона от 10.01.2002 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.
При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В силу статьи 56 Устава подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
В абзаце 3 пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "УЖТ РФ" (далее - Постановление N 30) предусмотрено, что заключение договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования.
В рассматриваемом случае стороны пришли к соглашению об установлении платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, но не урегулировали разногласия по порядку оплаты данной услуги.
Согласно статье 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьям 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" Общество относится к субъектам естественных монополий на транспорте.
Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
В силу пункта 2.7.1 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), сбор за подачу и уборку вагонов взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов: 1) в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблиц N 8, 9 Тарифного руководства; 2) за каждый выход локомотива по ставкам таблиц N 10, 11. Второй вариант оплаты применяется для 1 и 2 групп железнодорожных подъездных путей.
В соответствии с подпунктом 2.7.4 Тарифного руководства N 3 расстояние подачи и уборки определяется по утвержденной технической документации или фактическим замерам.
Если железнодорожный подъездной путь непосредственно не примыкает к железнодорожной станции, а примыкает к другому железнодорожному подъездному пути, то расстояние подачи и уборки вагонов принимается от стрелки примыкания железнодорожного подъездного пути, непосредственно примыкающего к путям железнодорожной станции, или от выходной стрелки железнодорожной станции, если железнодорожный подъездной путь примыкает к раздельному пункту, на перегоне, к ветви общего пользования или к железнодорожной станции, не открытой для выполнения операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов.
При наличии на железнодорожном подъездном пути нескольких мест погрузки, выгрузки вагонов, установленных договором, расстояние подачи и уборки вагонов определяется как средневзвешенное в зависимости от расстояния подачи и уборки вагонов в оба конца и количества поданных и убранных вагонов по каждому месту выполнения грузовых операций, расположенных на разных путях.
Суды установили, что в приложении N 5 к акту обследования приведен расчет расстояния подачи и уборки вагонов на каждый из 9 выставочных путей в оба конца, для определения расстояния для взыскания сбора за подачу уборку вагонов принята протяженность в обе стороны по максимальному пути N 3 от стрелочного перевода 36, которая равна 4211,7 м.
Согласно пункту 3.2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации 19.06.2003 N 4764), пункту 89.2 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом (утверждены Минтрансом России от 07.12.2016, зарегистрированы Минюстом Российской Федерации 21.03.2017 N 46054), пункту 7.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорта (утверждены приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 29, зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации 19.06.2003 N 4772) при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, не принадлежащим перевозчику, прием и передача вагонов (приемосдаточные операции) с железнодорожного пути необщего пользования и обратно производятся на выставочных путях. Выставочные пути могут располагаться как на станции примыкания, так и на железнодорожном пути необщего пользования.
В рассматриваемом случае расстояние подачи и уборки вагонов определяется согласно пункту 2.7.4 Тарифного руководства N 3, а именно: от стрелки примыкания до выставочных путей и включает длину этих путей.
В силу статьи 58 Устава договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования должны учитывать технологию работы железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания, а в соответствующих случаях единые технологические процессы (ЕТП).
При условии взимания сборов за подачу и уборку вагонов отдельно за каждый выставочный путь (с учетом данных о группе каждого пути исходя из сведений о вагонообороте, представленных ответчиком, и расстояния каждого пути) ежесуточный сбор за подачу и уборку вагонов на пути Компании составляет 65 438,1 руб. в сутки.
Предлагаемая Обществом редакция спорного пункта договора предусматривает определение расстояния подачи и уборки вагонов по единому расстоянию 4,2 км в оба конца (составляет 4,2 км в оба конца) и единой группы пути N 10. Размер ежесуточного сбора при этом составит 26 390,8 руб.
Как верно заключили суды, предложенный ответчиком по первоначальному иску вариант определения расстояния подачи и уборки вагонов исходя из средневзвешенного, противоречит нормам действующего законодательства.
В силу пункта 2.7.4 Тарифного руководства N 3 средневзвешенное расстояние подачи и уборки вагонов может устанавливаться при подаче и уборке вагонов локомотивом перевозчика только на места погрузки-выгрузки, но не на выставочные пути.
Суды правильно сочли, что оснований для применения аналогии закона в рассматриваемом случае вопреки мнению Компании не имеется.
Согласно пункту 5 договора от 27.07.2021 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Компании при станции УАЗ подача вагонов локомотивом перевозчика производится на один из выставочных путей N 1, 2, 3, 4, 5, 11, 12 станции Сортировочная (принадлежит владельцу железнодорожного пути необщего пользования) или на один из выставочных путей 2, 3 станции Угольная (принадлежит владельцу железнодорожного пути необщего пользования), следовательно, расстояние подачи и уборки вагонов должно определяться по развернутой длине этих выставочных путей.
Как верно отметил суд апелляционной инстанции, принятие для расчета длины одного из 9 выставочных путей, с учетом того, что этот путь является основным, подача вагонов в один день осуществляется на разные выставочные пути, в связи с чем принимаемый Обществом для расчета размер выставочного пути 4,2 км интересов Компании не нарушает, необоснованного бремени не возлагает.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что редакция пункта 16 договора Общества соответствует изложенным выше нормам права.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Выводы судов основаны на совокупной оценке всех представленных в материалы дела доказательств, что соответствует положениям статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов судов, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу норм части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.03.2022 по делу N А60-60380/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
...
Согласно пункту 3.2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации 19.06.2003 N 4764), пункту 89.2 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом (утверждены Минтрансом России от 07.12.2016, зарегистрированы Минюстом Российской Федерации 21.03.2017 N 46054), пункту 7.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорта (утверждены приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 29, зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации 19.06.2003 N 4772) при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, не принадлежащим перевозчику, прием и передача вагонов (приемосдаточные операции) с железнодорожного пути необщего пользования и обратно производятся на выставочных путях. Выставочные пути могут располагаться как на станции примыкания, так и на железнодорожном пути необщего пользования."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2022 г. N Ф09-6718/22 по делу N А60-60380/2021