Екатеринбург |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А07-6792/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Ивановой С.О., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.06.2022 по делу N А07-6792/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования системы веб-конференции принял участие представитель Управления - Кузин Л.А. (доверенность от 10.01.2022 N 6).
Общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Строительно-монтажное управление - 4" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению об изменении постановления от 28.02.2022 по делу N 002/04/14.32-235/2022 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ссылаясь на чрезмерный размер наложенного штрафа (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.06.2022 заявленные требования удовлетворены, постановление Управления от 28.02.2022 N 002/04/14.32-235/2022 изменено, размер административного штрафа снижен до 75 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что в рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих суду применить положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, не установлено. При этом Управление указывает на то, что строительство обществом социального жилья, нельзя отнести к обстоятельствам, смягчающим и исключающим административную ответственность, поскольку непосредственно сам земельный участок, на котором осуществлено строительство, получен обществом незаконным путем в нарушение норм антимонопольного законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Управления - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, решением Управления от 05.03.2021 по делу N 002/01/16-1617/2020 общество признано нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Антимонопольным органом 18.02.2022 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 002/04/14.32-235/2022 и 28.02.2022 принято постановление N 002/04/14.32-235/2022 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 230 720 руб.
Полагая, что названное постановление незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения и отсутствие нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, выявили основания для уменьшения административного штрафа.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно части 4 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Объективная сторона вменяемого ответчику правонарушения выражается в заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения.
Субъектами правонарушения в отношении юридических лиц являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие продажу товаров на одном товарном рынке.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Статьей 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности.
На основании пункта 2 части 1, части 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объект федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории. При этом решение изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение объектов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что основанием к возбуждению в отношении общества дела об административном правонарушении послужил факт нарушения требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ.
Управлением установлено, что постановлением Администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан (далее - Администрация) от 10.05.2011 N 2761 утвержден проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного пр. Октября, ул. Рязанской, Комсомольской и 50 лет СССР в Октябрьском районе г. Уфа. От Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений 23.11.2018 в Управление земельных и имущественных отношений Администрации (далее - УЗИО) поступило обращение об изъятии земельных участков, жилых и нежилых строений, попадающих в зону реконструкции объекта "Реконструкция ул. 8 Марта в Советском районе ГО г. Уфа РБ и реконструкция ул. Комсомольская на участке от ул. Хадии Давлетшиной до ул. Лесотехникума в Советском и Октябрьском районах ГО г. Уфа", в том числе жилых и нежилых строений с земельным участком под ними, находящихся по адресу: ул. Комсомольская, д. 84.
УЗИО 29.12.2018 принято решение N 2701 об изъятии для муниципальных нужд, в том числе указанных выше объектов недвижимости: жилых и нежилых помещений с кадастровым номером 02:55:020603:235 и земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:235, расположенных по адресу: ул. Комсомольская, д. 84 (далее также - земельный участок и жилой дом).
Проектом планировки и проектом межевания территории от 09.07.2019 N 978, на земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:020603:64 и 02:55:020603:366 предусмотрено размещение многоэтажного многоквартирного жилого дома. Заказчиком проекта является общество.
Между обществом и Валеевым С.Р., Валеевым Т.С. 23.08.2019 заключен договор купли-продажи земельного участка (площадь 735 кв. м) и жилого дома (площадь 57 кв. м, год постройки - 1939) на сумму в размере 17 963 000 руб.
Решением УЗИО от 23.08.2019 N 1775 земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020603:64 и 02:55:020603:366 предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование Управлению капитального строительства Администрации для целей использования в соответствии с видом разрешенного использования.
Между УЗИО, УСРДИС и обществом 30.09.2019 заключено соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.
Управлением на основании изложенного сделан вывод о том, что в результате заключения названного соглашения общество приобрело в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020603:64 и 02:55:020603:366 под жилую застройку без проведения торгов, что лишило возможности иных хозяйствующих субъектов претендовать на получение данных участков земли в собственность путем ценовых предложений цены на торгах.
Администрацией 29.11.2019 принято постановление N 1886 "Об утверждении внесений изменений в утвержденный проект межевания территории, ограниченной улицами Комсомольской, Малой Тихорецкой, Николая Ковалева, Вишерской в Октябрьском районе ГО г. Уфа", согласно которому, на полученных земельных участках вследствие заключения соглашения об изъятии от 30.09.2019 и объединенных, планируется многоэтажная жилая застройка (П-25).
В связи с этим Управлением выявлено, что действия Администрации, УЗИО, УСРДИС и общества являются антиконкурентным соглашением, направленным на предоставление земельных участков конкретному лицу в обход конкурентных процедур с использованием возможности обмена земельных участков, предусмотренной статьей 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, всем участникам антиконкурентного соглашения изначально, на момент утверждения постановлением Администрации от 09.07.2019 N 978 было известно о том, кто и как в будущем планирует использовать земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020603:64 и 02:55:020603:366. Следовательно, общество имело преимущественные права по отношению к другим хозяйствующим субъектам.
Решение Управления от 05.03.2021 по делу N 002/01/16-1617/2020 не оспаривалось, вступило в законную силу.
Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества, события вмененного административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, суды также пришли к выводу о подтверждении материалами дела вины общества во вменяемом ему административном правонарушении.
Доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения обществом возложенной на него обязанности, а также доказательств совершения обществом действий, направленных на надлежащее исполнение требования действующего законодательства, судами не установлено и материалы дела не содержат.
Исходя из изложенного, выводы судов о доказанности административным органом в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ, являются правильными.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Привлечение общества к административной ответственности произведено Управлением в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
При этом судом апелляционной инстанции отмечено, что Федеральным законом N 70-ФЗ в КоАП РФ введена статья 4.1.2, предусматривающая особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Общество включено в Единый государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (категория: микропредприятие), следовательно, как верно указано судом апелляционной инстанции к нему применяются правила статьи 4.1.2 КоАП РФ.
В оспариваемом постановлении антимонопольным органом определены размеры минимального штрафа - 65 920 руб. и максимального штрафа - 329 600 руб.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно снизил размер административного штрафа до 75 000 руб. Оснований для изменения (большего снижения) с учетом положений статьи 4.1.2 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования, снизив размер назначенного штрафа.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.06.2022 по делу N А07-6792/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Общество включено в Единый государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (категория: микропредприятие), следовательно, как верно указано судом апелляционной инстанции к нему применяются правила статьи 4.1.2 КоАП РФ.
В оспариваемом постановлении антимонопольным органом определены размеры минимального штрафа - 65 920 руб. и максимального штрафа - 329 600 руб.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно снизил размер административного штрафа до 75 000 руб. Оснований для изменения (большего снижения) с учетом положений статьи 4.1.2 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усмотрел."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 декабря 2022 г. N Ф09-8597/22 по делу N А07-6792/2022