Екатеринбург |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А50-3486/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Ивановой С.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.05.2022 по делу N А50-3486/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Аист" - Огородова Е.Е. (доверенность от 29.10.2021, диплом), Морозова Т.В. (доверенность от 29.03.2022);
Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края - Евсюков А.В. (распоряжение Губернатора от 01.06.2018 N 18-рк, удостоверение), Петухов С.Г. (доверенность от 10.01.2022 N 8, удостоверение, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Аист" (далее - общество "УК Аист", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заявитель, заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным предписания от 08.10.2021 N 8218л в части пункта 2 (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ ходатайства общества об уточнении требований).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.05.2022 признано недействительным предписание инспекции от 08.10.2021 N 8218л в части нарушения, изложенного в пункте 2 предписания, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации. На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. С инспекции в пользу общества "УК Аист" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель указывает на неправильное применение положений пунктов 3.1 и 3.2 ГОСТ Р 56535-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования".
По мнению инспекции, согласно указанному ГОСТу к текущему ремонту крыши относятся работы по объему не превышающие 30% от всей крыши как единой конструкции здания, если по результатам обследования установлено, что подлежит ремонту менее 30% всей строительной конструкции - крыши, то это текущий ремонт, а если более 30% - то это капитальный ремонт. Также заявитель отмечает, что собственники помещений в МКД могли выполнить капитальный ремонт крыши с 1 по 8 подъезды в соответствии с Региональной программой капитального ремонта.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "УК Аист" осуществляет управление многоквартирным домом N 10 по улице Шмидта г. Лысьвы Пермского края.
На основании распоряжения от 13.09.2021 N 8218л инспекцией в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 08.10.2021 N 8218л.
В ходе проверки инспекцией выявлены нарушения части 1 статьи 166, части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края", выразившиеся в несоблюдении обязательных требований в части обеспечения сохранности денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, в общей сумме 896 608 руб.
Инспекция пришла к выводу о том, что выполненные работы по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Шмидта, д. 10, в части ремонта крыши не достаточны для объемов, которые возможно проводить в рамках капитального ремонта.
В целях устранения нарушений инспекцией обществу "УК Аист" выдано предписание от 08.10.2021 N 8218л, в соответствии с пунктом 2 предписания на общество возложена обязанность в срок до 30.05.2022 восстановить денежные средства фонда капитального ремонта, сформированные на специальном счете многоквартирного дома N 10 по улице Шмидта г. Лысьвы Пермского края, в сумме 896 608 руб.
Не согласившись с предписанием в указанной части, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что работы по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Шмидта, д. 10 в части ремонта крыши над 1 и 2 подъездами правомерно произведены обществом за счет средств фонда капитального ремонта, пришел к выводу, что предписание инспекции в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, а также нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем, подлежит признанию недействительным в части нарушения, изложенного в пункте 2 предписания.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
В соответствии со статьей 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее - специальный счет), и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.
В силу пунктов 1.1 и 1.1-1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете; принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации.
Согласно части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 указанного Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Частью 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
Согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации названный перечень может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ (часть 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений части 3 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 2.1 статьи 7 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края" (далее - Закон N 304-ПК) следует, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный Правительством Пермского края.
В данном случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.
В случае если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Пермского края, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта (часть 4.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, часть 2.2. статьи 7 Закона N 304-ПК).
В соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона N 304-ПК, постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта (далее - Региональная программа).
В соответствии с Региональной программой собственники помещений в многоквартирных домах, выбравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта формирование его на специальном счете, обязаны обеспечить реализацию мероприятий Программы в сроки и в объемах, предусмотренных Программой и краткосрочными планами.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и товариществом собственников жилья. В указанном Постановлении определены перечни работ, относящихся к текущему ремонту (приложение N 7), и работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8).
В частности, к текущему ремонту крыши отнесено усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции. К капитальному ремонту относится ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.
Согласно пункту 3.13 ГОСТ Р 51929-2014 капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома - это комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту) потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт.
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 56535-2015 текущий ремонт - это комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает 30% от ремонтируемого имущества.
Согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 56535-2015 под ремонтируемым имуществом понимается часть многоквартирного дома, по отношению к которому проводится или рассматривается возможность проведения текущего ремонта.
При этом, согласно применению к пункту 3.2 ГОСТ Р 56535-2015, как часть имущества необходимо рассматривать отдельные конструкции, такие как балконная плита, навес, крыша, фасад, и другие, в том числе внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
Из материалов дела следует, что на общем собрании собственниками помещений по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Шмидта, д. 10, были приняты решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете и решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Пермского края.
Суды, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона N 304-ПК с учетом принятых собственниками многоквартирного дома решений указали, что денежные средства, накопленные на специальном счете, управляющая организация вправе расходовать исключительно на услуги и (или) работы в соответствии с Региональной программой капитального ремонта.
Региональной программой в отношении многоквартирного дома по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Шмидта, д. 10, предусмотрены следующие виды и плановые сроки проведения работ: с 2018 по 2020 годы - ремонт крыши; с 2033 по 2035 годы - ремонт внутридомовых инженерных систем (ремонт систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения); с 2036 по 2038 годы - ремонт внутридомовых инженерных систем (ремонт систем электроснабжения, теплоснабжения).
Судами при исследовании материалов дела установлено, что в сентябре 2017 года и марте 2018 года управляющей организацией составлены акты технического обследования многоквартирного дома по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Шмидта, д. 10, согласно которым крыша находится в ограниченно работоспособном состоянии: на кровельной поверхности 1, 2 подъездов имеются вздутия, отслоения, разрывы 360 кв.м.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Шмидта, д. 10 от 26.09.2018 N 3/18, принято решение об утверждении в составе работ по капитальному ремонту крыши следующих работ и услуг: изготовление проектно-сметной документации в 2018 г., выполнение работ по капитальному ремонту крыши в 2018 - 2019 г., осуществление строительного контроля за проведением работ по ремонту крыши в 2018 - 2019 г., а также утверждена предельно допустимая стоимость по каждому виду работ по капитальному ремонту крыши.
Обществом "УК Аист" 19.06.2018, 01.08.2018 заключены договоры подряда на выполнение работ по капитальному ремонту крыши и выполнение проектно-сметных работ, на услуги по выполнению функций строительного контроля, 30.11.2018 подписаны акты о приемке выполненных работ по капитальному ремонту крыши и справка о стоимости выполненных работ и затрат, согласно которым стоимость работ составила 896 608 руб.
Инспекция, установив, что выполненные работы по ремонту крыши проведены только над 1 и 2 подъездами (ремонтируемая площадь 356 кв.м), что составляет менее 30% от ремонтируемого имущества, руководствуясь нормой пункта 3.1 "ГОСТ Р 56535-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", пришла к выводу, что денежные средства в сумме 896 608 руб. израсходованы обществом не по целевому назначению, поскольку по характеру и объему выполненные работы следует отнести не к работам по капитальному ремонту, а к работам по текущему ремонту, которые должны финансироваться за счет ежемесячно собираемой с собственников помещений платы за содержание жилого помещения.
Судами установлено, что согласно акту о приемке выполненных работ от 30.11.2018 при проведении ремонта крыши произведены следующие работы: демонтаж существующего покрытия крыши (рубероида); полный демонтаж карнизного свеса; ремонт стяжки местами; огрунтовка основания праймером; устройство пароизоляции из наплавляемых материалов в один слой: унифлекс ТПП; укладка утеплителя толщиной 100 мм. (t-50 в два слоя); огрунтовка праймером сборной стяжки из асбестоцементных листов (с двух сторон); устройство выравнивающих сборных стяжек из асбестоцементных листов толщиной 10 мм; устройство кровель плоских из наплавляемых материалов: в два слоя (унифлекс ТКП, унифлекс ТПП); установка аэраторов; ремонт кирпичной кладки парапетов и вентшахт; оштукатуривание и покраска поверхности парапета, вентшахт и выхода на кровлю; полная замена плит покрытия вентшахт (взамен непригодных к дальнейшей эксплуатации); устройство гидроизоляции плит покрытия вентшахт; устройство карнизного свеса вновь; замена дверного и оконного блоков выхода на кровлю.
Как следует из материалов дела, после ремонта крыша многоквартирного дома приведена в работоспособное состояние, ранее выявленные дефекты устранены, что подтверждается фотографиями и актом осмотра технического состояния общего имущества многоквартирного дома по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Шмидта, д. 10, составленным в мае 2019 года.
Кроме того из заключения ООО "Управление ЖКХ-Лысьва" от 29.04.2022 по вопросу определения характера выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома следует, что фактически выполненные в 2018 году работы по характеру и объему относятся к капитальному ремонту крыши.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что спорные работы подпадают под понятие капитального ремонта, поскольку в соответствии с пунктами 3.1, 3.2 ГОСТ Р 56535-2015 под ремонтируемым имуществом следует понимать крышу над 1 и 2 подъездами спорного многоквартирного дома, на которой в результате ремонта заменено 90% элементов крыши.
Доводы инспекции о том, что собственники помещений могли выполнить капитальный ремонт крыши над 1 и 2 подъездами спорного многоквартирного дома в соответствии с Региональной программой, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку принятие в данном случае собственниками помещений решения о проведении капитального ремонта крыши над 1 и 2 подъездами многоквартирного дома и последующее финансирование выполненных работ за счет средств сформированного ими фонда капитального ремонта согласуется с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12.04.2016 N 10-П.
Ссылки инспекции на судебную практику в рассматриваемом случае не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанными на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для признания недействительным предписания инспекции от 08.10.2021 N 8218л в части нарушения, изложенного в пункте 2, как несоответствующего Жилищному кодексу Российской Федерации.
Иные доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 07.05.2022 по делу N А50-3486/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы инспекции о том, что собственники помещений могли выполнить капитальный ремонт крыши над 1 и 2 подъездами спорного многоквартирного дома в соответствии с Региональной программой, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку принятие в данном случае собственниками помещений решения о проведении капитального ремонта крыши над 1 и 2 подъездами многоквартирного дома и последующее финансирование выполненных работ за счет средств сформированного ими фонда капитального ремонта согласуется с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12.04.2016 N 10-П.
Ссылки инспекции на судебную практику в рассматриваемом случае не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанными на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для признания недействительным предписания инспекции от 08.10.2021 N 8218л в части нарушения, изложенного в пункте 2, как несоответствующего Жилищному кодексу Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 декабря 2022 г. N Ф09-8184/22 по делу N А50-3486/2022