Екатеринбург |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А50-6183/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Полуяктова А.С., Краснобаевой И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского сбытового перерабатывающего кооператива "Агробизнес" (далее - кооператив, ответчик) на решение Арбитражного суда Пермского края от 26.07.2022 по делу N А50-6183/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем онлайн принял участие представитель Министерства агропромышленного комплекса Пермского края (далее - министерство, истец) - Багина О.Ю. (доверенность от 01.03.2022 N 39).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к кооперативу "Агробизнес" о взыскании 15 000 000 руб. субсидии (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 26.07.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кооператив просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Как полагает заявитель, фактически первоначальное исковое заявление не содержало требования о возврате субсидий по основанию несоответствия количества членов кооператива, при этом срок исковой давности (3 года) на момент подачи уточненных требований о возврате субсидии по данному основанию истек. Кооператив полагает, что поскольку истец не является участником дела N А50-18060/2018, судебные акты по данному делу не носят преюдициального характера в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и обстоятельства несоответствия количества членов кооператива подлежат установлению в судебном порядке. Ссылаясь на материалы уголовного дела, приобщенные истцом, ответчик отмечает, что опрошенные члены кооператива не отрицают факт своего вступления в состав кооператива и оплаты членских взносов лично председателю, при этом знают цель и задачи создания кооператива, следовательно, отсутствие необходимого количественного состава членов кооператива и нарушение пункта 2.1.1 Порядка предоставления гранта не установлено, факт отсутствия необходимого количественного состава членов кооператива не подтвержден. Заявитель отмечает, что кооператив является сельхоз-товаропроизводителем и с 2016 года ведет активную хозяйственную, обеспечивает трудовыми местами население в крае. По мнению ответчика, на дату подачи истцом иска 22.03.2022 окончился 5 летний срок контроля предоставленного гранта - 05.05.2021. Как отмечает кооператив, поскольку субсидии, в том числе, в виде грантов, предоставляются получателям на безвозмездной основе, факт целевого использования средств истцом не оспорен, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в целях реализации мероприятия "Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1320-п и в соответствии с Порядком предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 20.07.2015 N 470-п (далее - Порядок) по итогам конкурса между министерством и кооперативом заключено соглашение от 05.05.2016 N 2 о предоставлении кооперативу гранта на развитие материально-технической базы в 2016 году (далее - соглашение).
Согласно пункту 1.1 соглашения его предметом является предоставление кооперативу гранта на развитие материально-технической базы в соответствии с планом расходов, утвержденным приложением 1 к соглашению на приобретение оборудования, предназначенного для переработки, сортировки овощной продукции, подготовке к реализации, транспортировки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретение специализированного транспорта для перевозки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Пунктом 1.2 Соглашения установлено, что размер гранта составляет 15 000 000 руб., в том числе: 11 625 000 руб. - средства федерального бюджета, 3 375 000 руб. - средства бюджета Пермского края.
Платежными поручениями от 23.05.2016 N 387716, от 17.05.2016 N 555134 средства гранта перечислены министерством кооперативу в полном объеме.
Министерство в соответствии с пунктом 3.21 Положения, пунктом 3.1.4 Соглашения провело проверку в отношении соблюдения кооперативом условий предоставления гранта, в ходе которой установлен факт невыполнения кооперативом условий, предусмотренных пунктами 2.1.14, 2.1.15 Соглашения и пунктов 2.1.15, 2.1.16 Порядка, выразившееся в том, что кооператив передал в залог банку имущество, приобретенное на средства гранта и по решению Пермского районного суда Пермского края от 25.01.2019 N 2-23/2019 на данное имущество обращено взыскание, способ реализации заложенного имущества определен судом путем продажи с публичных торгов; - неосуществление кооперативом хозяйственной деятельности со второго квартала 2018 года, что является нарушением пункта 2.1.15 Соглашения.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 18.06.2020.
Нарушение ответчиком условий предоставления гранта послужило основанием для направления министерством в адрес кооператива требования от 30.06.2020 N СЭД-25-04.2-01-158 о возврате в бюджет Пермского края гранта в размере 15 000 000 руб. в том числе: средств федерального бюджета - 11 625 000 руб. (77,50 %); средств бюджета Пермского края - 3 375 000 руб. (22,50 %).
В связи с неисполнением кооперативом требования о возврате суммы гранта, министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск, суды исходили из следующего.
На основании ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу абз. 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подп. 3 п. 3 названной нормы права).
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Основанием для возврата субсидии является, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя. В соответствии с пунктом 2.1 Порядка гранты предоставляются кооперативам при соблюдении, в том числе следующих условий: - сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий и (или) сельскохозяйственный сбытовой кооператив действует не менее 12 месяцев с даты регистрации, осуществляет деятельность по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению молока, мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и объектов аквакультуры, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, объединяет не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), при этом не менее 70% выручки сельскохозяйственного потребительского кооператива должно формироваться за счет осуществления перерабатывающей и (или) сбытовой деятельности (пункт 2.1.1 Порядка); - кооператив не производит действия, связанные с отчуждением, в том числе продажу, дарение, передачу в аренду: объекта, на строительство или модернизацию которого предоставлен грант, - в течение 5 лет со дня получения гранта; оборудования, транспорта, на приобретение которого предоставлен грант, - в течение 5 лет со дня получения гранта (пункт 2.1.15 Порядка); - осуществление кооперативом деятельности не менее пяти лет после получения гранта (пункт 2.1.16 Порядка).
В силу пункта 3.1 Порядка для участия в отборе кооператив в течение 10 рабочих дней со дня размещения объявления представляет в министерство в том числе, следующие документы: - копию выписки из решения общего собрания членов кооператива о количестве членов кооператива - сельскохозяйственных товаропроизводителей (пункт 3.1.13.1 Порядка); - копию (копии) решения (решений) общего собрания кооператива о порядке и условиях формирования и расходования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, в том числе с учетом условий формирования и расходования средств гранта пункт 3.1.13.3 Порядка).
Согласно пункту 4.1 Порядка контроль за целевым расходованием средств гранта и достижением показателей результативности использования гранта осуществляется министерством, а в случае выявления нарушения сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грант, требований и условий, установленных Порядком, грант подлежит возврату в бюджет Пермского края.
В случае выявления нарушения кооперативами, получившими грант, требований, установленных пунктом 1.3, пунктами 1.4.1, 1.4.2, пунктом 1.5, пунктами 2.1.1-2.1.19, пунктами 3.1.1-3.1.19 настоящего Порядка, грант подлежит возврату в бюджет Пермского края (пункт 4.2 Порядка).
Возврат грантов в случае, предусмотренном пунктом 4.2 настоящего Порядка, осуществляется в следующем порядке: - министерство в 10-дневный срок со дня подписания акта проверки направляет кооперативу требование о возврате гранта (пункт 4.3.1 Порядка);- требование о возврате гранта должно быть исполнено кооперативом в течение одного месяца со дня его получения (пункт 4.3.2 Порядка); - в случае невыполнения кооперативом в срок, установленный пунктом 4.3.2 настоящего Порядка, требования о возврате гранта министерство обеспечивает взыскание гранта в судебном порядке (пункт 4.3.3 Порядка).
Во исполнение пункта 3.1.13.3 Порядка с заявкой о предоставлении гранта кооператив представил копию Протокола общего собрания членов сельскохозяйственного сбытового перерабатывающего потребительского кооператива от 14.04.2016 N 3, согласно которому принято решение о формировании неделимого фонда. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в рамках дела NА50-18060/2018 приложенный к заявке протокол от 16.04.2016 N3 признан ничтожным, суды установили, что ответчиком представлены недостоверные документы.
Таким образом, правильным является вывод судов о том, что неисполнение получателем гранта пунктов 2.1.1, 3.1.13.3 Порядка в силу пункта 4.2 Порядка является основанием для возврата гранта.
Судами также установлено, что в целях подтверждения использования средств гранта кооператив представил в министерство договор купли-продажи от 30.06.2016 N АКП-001975 заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "ГРУЗАВТОИМПОРТ" на приобретение автомобиля ГАЗ, модель C42R13-00050, цвет Белый по цене 1 603 000 руб.
Согласно пункту 2.1.14 Соглашения, грант предоставлен Кооперативу при условии, что кооператив не производит действия, связанные с отчуждением, в том числе, продажей, дарением, передачей в аренду оборудования, транспорта, на приобретение которого предоставлен грант - в течение 5 лет со дня получения гранта.
Согласно данным ГИБДД по Пермскому краю, автомобиль ГАЗ C43R13- 00050, г/н К197НС159, цвет белый, с 23.03.2021 зарегистрирован за физическим лицом.
Таким образом, кооперативом произведены действия, связанные с отчуждением имущества, приобретенного за счет средств гранта, до истечения пяти лет со дня получения гранта (май 2021 года), что также является нарушением условий пункта 2.1.14 Соглашения, пункта 2.1.15 Порядка. Доказательств, опровергающих факт регистрации транспортного средства за другим лицом до истечения пятилетнего срока с момента получения ответчиком гранта, в материалах дела не имеется, кооперативом не представлено.
С учетом изложенного, суды, установив факты нецелевого использования средств гранта, нарушения кооперативом условий пунктов 2.1.1, 2.1.15, 3.1.13.3 Порядка правомерно удовлетворили иск.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, являлись предметом исследования суда, и им дана надлежащая правовая оценка, по существу указанные доводы направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 26.07.2022 по делу N А50-6183/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского сбытового перерабатывающего кооператива "Агробизнес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.С.Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подп. 3 п. 3 названной нормы права).
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
...
По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 января 2023 г. N Ф09-9229/22 по делу N А50-6183/2022