Екатеринбург |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А34-4994/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛИГА-5С" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2022 по делу N А34-4994/2022 Арбитражного суда Курганской области.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судьей единолично без вызова сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛИГА-5С" (далее - общество "ЛИГА-5С", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Тюменской таможне (далее - таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.03.2022 N 10503000-380/2022, которым общество привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Определением суда от 31.03.2022 указанное заявление принято к производству в порядке упрощённого производства и сторонам предложено в установленные сроки представить определённые документы и доказательства.
Определением от 18.05.2022 суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 17.08.2022 требования заявителя удовлетворены, оспоренное постановление признано незаконным и отменено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2022 решение суда отменено.
В удовлетворении требований общества "ЛИГА-5С" о признании незаконным и отмене постановления таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 15.03.2022 N 10503000-380/2022 отказано.
В кассационной жалобе общество "ЛИГА-5С" просит постановление отменить, оставить в силе решение суда, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права.
Согласно части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить постановление без изменения.
Как следует из материалов дела, общество "ЛИГА-5С" зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом его деятельности является торговля оптовая прочими машинами и оборудованием.
С 10.01.2018 общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства со статусом - микропредприятие.
Между обществом "ЛИГА-5С" (продавец) и акционерным обществом "Усть-Каменогорский завод" (покупатель, Казахстан) заключен договор поставки от 20.05.2021 N 10/21.
Во исполнение данного договора в декабре 2021 года общество отгрузило покупателю товар по счетам-фактурам (инвойсам) от 29.12.2021 N 76 (товар - "Прочие изделия прочие из черных металлов, прочие" код ТН ВЭД ЕАЭС 7326909807, на общую сумму 121 500 руб.), от 29.12.2021 N 75 (товар - "Прочие изделия прочие из черных металлов, прочие" код ТН ВЭД ЕАЭС 7326909807, на общую сумму 318 900 руб.), от 10.12.2021 N 72 (товар - "Прочие изделия прочие из черных металлов, прочие" код ТН ВЭД ЕАЭС 7326909807 на общую сумму 28 125 руб.).
22.01.2022 общество "ЛИГА-5С" с использованием электронной цифровой подписи, представило в таможню статистические формы учета перемещения указанного товара с системными номерами N ED20220122075339118, N ED20220122075921855, N ED20220122080342794, с регистрационными номерами N 10503000/220122/С131132, N 10503000/220122/С131133, N 10503000/220122/С1 31134.
По фактам представления данных статистических форм с нарушением установленного законом срока таможней 28.02.2022 в отношении общества, в отсутствие извещенного надлежащим образом (уведомлением от 17.02.2022) руководителя общества, составлен протокол N 10503000-380/2022 об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Определением таможни от 05.03.2022 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 15.03.2022.
Постановлением таможни от 15.03.2022 N 10503000-380/2022 общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб. Постановление вынесено без участия законного представителя общества, но при его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается письмом общества от 11.03.2022.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев требования общества по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, однако, применив положения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ (с учетом положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ об обратной силе закона, смягчающего ответственность), посчитал невозможным привлечение общества к административной ответственности, поскольку за совершение этого же правонарушения к административной ответственности привлечено должностное лицо общества - его генеральный директор и единственный работник Анисимов Г.А.
Суд апелляционной инстанции установил, что обществом не были приняты все зависящих от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, при наличии у него возможности для их соблюдения, поэтому счел необходимым привлечь общество к административной ответственности в виде штрафа.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения. Санкцией этой статьи предусмотрено назначение наказания в наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляют следующие противоправные деяния: непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статформы; представление в таможенный орган статформы, содержащей недостоверные сведения.
Пунктом 2 части 2 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 N 289- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу Постановления правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" (далее - Правила ведения статистики взаимной торговли) российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта.
Статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров (пункт 6 Правил ведения статистики взаимной торговли).
Согласно пункту 9 Правил ведения статистики взаимной торговли, статформа представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Арбитражным судом установлено, что с учетом срока, предусмотренного пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли, статистическая форма за отчетный период - декабрь 2021 года по вышеуказанным поставкам должна быть представлена обществом не позднее 21.01.2022.
В соответствии с КПС "Статистическое декларирование", дата фактического представления статистической формы - 22.01.2021.
Таким образом суды правомерно заключили, что статистическая форма учета перемещения товаров представлена с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли.
В соответствии с пунктом 16 Правил ведения статистики взаимной торговли, несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Противоправное бездействие общества образует событие и объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Согласно частям 1, 2 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества "ЛИГА-5С" в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена, следует из обстоятельств дела и подтверждена материалами, представленными административным органом.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, существенных нарушений, исключающих производство по административному делу, не установлено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N70-ФЗ), вступившим в силу 06.04.2022, в статью 2.1 КоАП РФ введена часть 4, в соответствии с которой юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности.
Применив к рассматриваемой ситуации положения этой нормы (с учетом части 2 статьи 1.7 КоАП РФ об обратной силе закона, смягчающего административную ответственность), и установив, что постановлением таможни от 15.03.2022 N 10503000-385/2022 генеральный директор общества Анисимов Г.А. привлечен к административной ответственности за совершение этого же правонарушения с назначением административного наказания в виде наложения штрафа в размере 10 000 руб., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности привлечения общества к ответственности, в связи с чем признал незаконным и отменил оспоренное постановление таможни.
Поскольку данный вывод основан на законе и соответствует материалам дела, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного постановление подлежит отмене, решение суда следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2022 по делу N А34-4994/2022 Арбитражного суда Курганской области отменить.
Решение Арбитражного суда Курганской области по тому же делу оставить в силе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N70-ФЗ), вступившим в силу 06.04.2022, в статью 2.1 КоАП РФ введена часть 4, в соответствии с которой юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности.
Применив к рассматриваемой ситуации положения этой нормы (с учетом части 2 статьи 1.7 КоАП РФ об обратной силе закона, смягчающего административную ответственность), и установив, что постановлением таможни от 15.03.2022 N 10503000-385/2022 генеральный директор общества Анисимов Г.А. привлечен к административной ответственности за совершение этого же правонарушения с назначением административного наказания в виде наложения штрафа в размере 10 000 руб., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности привлечения общества к ответственности, в связи с чем признал незаконным и отменил оспоренное постановление таможни."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 февраля 2023 г. N Ф09-8947/22 по делу N А34-4994/2022