Екатеринбург |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А60-27774/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Сирота Е. Г., Перемышлева И. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Сысертского городского округа (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.08.2022 по делу N А60-27774/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании принял участие представитель Администрации - Любимцева А.С. (доверенность от 10.11.2022).
Акционерное общество "Объединенная теплоснабжающая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации о взыскании 2 937 824 руб. 14 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.08.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что заявленная сумма убытков необоснованно завышена на 54 000 руб.
По мнению заявителя кассационной жалобы, к участию в деле необоснованно не привлечены муниципальное казенное учреждение "Информационной-расчетный центр" (далее - Учреждение) в качестве ответчика, Свердловской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Министерство) в качестве третьего лица.
Администрация полагает ошибочным вывод судов о том, что она является надлежащим ответчиком, полномочия по предоставлению и расчету мер социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги возложены на Учреждение. Средства на предоставление субсидий за 2020 и 2021 г. Обществу на возмещение затрат по предоставлению гражданам скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставлены из областного бюджета Свердловской области, в связи с чем считает необходимым привлечь Свердловскую область в лице Министерства.
Ответчик указывает на то, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что со стороны Администрации имели место нарушения, которые бы находились в причинно-следственной связи с убытками.
Администрация отмечает, что при уточнении размера субсидии Учреждение и Администрация руководствовались нормами действующего законодательства, в том числе подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ, согласно которому одним из условий предоставления субсидии является наличие общедомовых приборов учета (ОДПУ) коммунальных услуг, заявка на финансирование была скорректирована с учетом домов без ОДПУ, энергоснабжающей организацией не предоставлены акты невозможности установки ОДПУ, в связи с чем в выплате субсидии по вышеуказанным адресам отказано.
Ответчик ссылается на то, что судами не учтены его доводы о непредоставлении Обществом актов невозможности установки всех приборов учета по спорным домам. Кроме того, установлена возможность установки ОДПУ по адресу: с. Патруши, ул. 1-ая Окружная, 39 (акт обследования от 02.02.2022); в настоящее время приборы учета ХВС, тепловой энергии отсутствуют, указаны необходимые организационно-технические мероприятия для обеспечения установки прибора учета.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, Общество в спорный период являлось энергоснабжающей организацией в отношении объектов, находящихся в собственности Муниципального образования Сысертский городской округ.
В адрес Общества 19.04.2019 поступило письмо от Администрации о направлении расчета величины предоставляемой социальной меры по услуге "отопление" с адресными данными.
Расчет произведен Учреждением в соответствии с законом Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ "О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от платы за коммунальные услуги".
По указанным в приложении к письму адресам Общество в течение 2020-2021 г. предоставляло субсидии гражданам, рассчитанным Учреждением в рамках инфообмена с расчетным центром.
Общество 21.01.2021 на основании постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП о реализации закона Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении субсидии из бюджета Сысертского городского округа на возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Сысертского городского округа, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги в 2020 г., в сумме 8 049 509 руб. 53 коп.
В направленном в адрес Общества соглашении объем субсидии, предоставляемой из бюджета муниципального образования, составил 6 632 500 руб. без учета понесенных Обществом затрат в отношении многоквартирных домов по адресам: с. Патруши, ул. Окружная 1-я, д. 39; ул. Центральная, д. 8; ул. Центральная, д. 9; ул. Российская, д. 4.
Сумма недополученных средств за 2020 г. составляет 1 417 009 руб. 53 коп.
Общество 27.01.2022 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении субсидии из бюджета Сысертского городского округа на возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Сысертского городского округа, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги в 2021 г., в сумме 8 341 257 руб. 53 коп.
В отношении многоквартирных домов по адресам: с. Патруши, ул. Окружная 1-я д. 39; ул. Центральная д. 8; ул. Центральная д. 9; ул. Российская д. 4, в сумме 1 466 814 руб. 61 коп. предоставленных субсидий отказано.
Ввиду того, что меры социальной поддержки в полном объеме предоставлялись собственникам/пользователям жилых помещений, а Администрация отказала в предоставлении субсидии, у Общества возникли недополученные доходы, которые возникли в связи с тем, что потребителям был рассчитан и предъявлен к оплате заниженный размер платы за коммунальную услугу.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков, связанных с отказом в компенсации расходов понесенных в связи с предоставлением в 2020 г. льготы населению в виде оплаты тепловой энергии в заниженном размере.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, признав, что исковые требования к Администрации правомерны и подлежат удовлетворению на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению муниципальным образованием. Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны муниципального образования.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
В части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги, в том числе отопление, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.
На основании статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - Основы формирования индексов).
В силу пункта 10 Основ формирования индексов применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 49 Основ формирования индексов при принятии решения Правительства Российской Федерации об изменении (пересмотре) индексов по субъектам Российской Федерации и отклонений по субъектам Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано в течение 30 дней со дня вступления указанного решения в силу привести предельные индексы, установленные по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации, в соответствие с измененными (пересмотренными) значениями.
Пунктом 50 Основ формирования индексов установлено, что предельные индексы могут быть изменены (пересмотрены) в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Указанное решение об изменении (пересмотре) предельных индексов в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения принимается после согласования проекта акта об установлении предельного индекса с представительным органом муниципального образования (в городах федерального значения - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации), за исключением случая, указанного в пункте 35 (1) настоящего документа.
Срок рассмотрения и согласования (или отказа в согласовании) представительным органом муниципального образования (в городах федерального значения - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации) проекта акта об установлении предельного индекса не может превышать 20 дней со дня его поступления.
В силу пункта 50 Основ формирования индексов в случае изменения (пересмотра) предельных индексов в течение долгосрочного периода их действия в сторону их уменьшения основанием для выплаты компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемым организациям является пересмотр уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ранее установленных тарифов для регулируемых организаций в сторону снижения.
Выплата указанной компенсации осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В пункте 52 Основ формирования индексов установлено, что расчет размера компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется на основании заявления регулируемой организации, содержащего сведения о регулируемой организации (наименование, местонахождение, адрес электронной почты, контактные телефоны, фамилия, имя, отчество руководителя организации, сведения об идентификационном номере налогоплательщика и коде причины постановки на налоговый учет) и расчет указанной компенсации (далее - заявление).
Решение об определении размера компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным осуществлять расчет размера компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявления и направляется в регулируемую организацию почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в электронном виде (пункт 55 Основ формирования индексов).
Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) вправе рассмотреть вопрос о предоставлении в соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дополнительных мер социальной поддержки потребителя коммунальных услуг в целях соблюдения установленных предельных индексов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 закона Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ затраты, связанные с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещаются осуществившим их организациям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, в порядке, установленном Правительством Свердловской области.
Согласно статье 3 названного закона финансирование затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, осуществляется за счет средств областного бюджета.
В статье 2 закона Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ установлено, что мера социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги предоставляется гражданам, проживающим на территории Свердловской области, при соблюдении следующих условий: 1) рост платы гражданина за коммунальные услуги превышает установленный Губернатором Свердловской области на соответствующий период предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании, на территории которого проживает гражданин, при сопоставимых перечне коммунальных услуг и объемах потребления коммунальных услуг; 2) многоквартирный дом оснащен коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления используемых коммунальных услуг (горячей и холодной воды, тепловой энергии, электрической энергии) - в случае, если гражданин проживает в многоквартирном доме; 3) жилой дом оснащен индивидуальными приборами учета потребления используемых коммунальных услуг (горячей и холодной воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа) - в случае, если гражданин проживает в жилом доме.
Условия, установленные в подпунктах 2 и 3 части первой настоящего пункта, не применяются при предоставлении меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги гражданам, проживающим в многоквартирных домах или жилых домах, на которые в соответствии с федеральным законодательством не распространяются требования об организации учета используемых коммунальных ресурсов.
В силу статьи 3 закона Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ финансирование затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, осуществляется за счет средств областного бюджета.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" указано, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
При таких обязательствах при определении объема обязательств исполнителей коммунальных услуг следует исходить из соответствующих экономически обоснованных тарифов, установленных для ресурсоснабжающих организаций регулирующим органом (РЭК Свердловской области). У исполнителей коммунальных услуг, в свою очередь, возникает право требовать возмещения затрат, возникающих в результате разницы между стоимостью предоставленных на территории Свердловской области населению коммунальных услуг, рассчитанной по экономически обоснованным тарифам, и начисленными (предъявленными) на территории Свердловской области коммунальными платежами населению.
В целях фактической реализации указанного закона Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП утверждены:
1) Порядок предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления коммунальных услуг и возмещения организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги;
2) Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги;
3) Порядок распределения субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, не распределенных между местными бюджетами законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
4) Порядок расчета корректирующего коэффициента, определяющего уровень доступности коммунальных услуг для получателей меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, и корректирующего коэффициента, определяющего уровень доступности коммунальных услуг для получателей меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании.
В силу пункта 3 Порядка предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления коммунальных услуг и возмещения организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется исполнителям коммунальных услуг в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется органами местного самоуправления в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг на основании соответствующих документов.
Утвержденный указанным постановлением Правительства Свердловской области Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги определяет условия предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется в текущем финансовом году органами местного самоуправления в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг на основании документов, установленных пунктом 5 Порядка предоставления гражданам меры социальной поддержки, утвержденного постановлением Правительства от 18.12.2013 N 1539-ПП, и предоставленных в январе текущего финансового года.
Постановлением Администрации от 14.03.2014 N 648 "О реализации в Сысертском городском округе законов Свердловской области о мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан от платы за коммунальные услуги" утвержден порядок по предоставлению субсидий на территории Сысертского городского округа.
Согласно пункту 12 названного Постановления размер платы по каждому из видов коммунальных услуг рассчитывается исходя из объема потребления коммунальной услуги, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных уполномоченными органами власти, и тарифов на коммунальные услуги, утвержденных в установленном порядке.
Именно орган местного самоуправления рассматривает представленные поставщиками коммунальных услуг документы, с целью определения объема запрашиваемой субвенции и объема подлежащих предоставлению субсидий.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Акт об установлении тарифа ниже экономически обоснованного может быть принят органом публично-правового образования исходя из предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, предельных индексов изменения тарифов либо других ограничивающих размер тарифов обязательных показателей (далее - обязательные показатели), которые установлены органом иного публично-правового образования.
Публично-правовое образование, органом которого принят акт об установлении тарифа, вправе возражать против иска о компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, ссылаясь на то, что оно направляло публично-правовому образованию, утвердившему обязательные показатели, предложение об их установлении или обращалось за согласованием своего решения об утверждении тарифов на уровне выше или ниже обязательных показателей с целью предотвратить возникновение межтарифной разницы.
Если такое предложение не учтено или в согласовании решения отказано, либо подобное обращение не предусмотрено действующим законодательством, надлежащим ответчиком является публично-правовое образование, орган которого утвердил обязательные показатели. Применительно к части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлекает такое публично-правовое образование к участию в деле в качестве соответчика.
Суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае надлежащим ответчиком является Администрация, поскольку она установила пониженные тарифы для жителей городского округа и обязана была компенсировать их. С учетом изложенного доводы жалобы о непривлечении Учреждения к участию в деле в качестве надлежащего ответчика подлежат отклонению. Как верно отметил апелляционный суд, непривлечение Свердловской области в лице Министерства к участию в деле в качестве третьего лица не привело к принятию судом неверного решения по делу, на выводы суда первой инстанции по существу спора не повлияло.
Суды установили, что письмом от 19.04.2019 N 130-01-16/3902 Администрация обратилась к Обществу с просьбой в первом полугодии 2019 г. производить начисление платы по услуге "отопление" жителями сел Патруши и Бородулино категории "население" с учетом прилагаемой величины предоставляемой социальной меры по услуге "отопление". К письму приложен расчет величины предоставляемой социальной меры, содержащий, в том числе, сведения о спорных домах. В ежемесячных данных о мерах социальной поддержки, направляемых Учреждением, спорные адреса также присутствовали.
Для возмещения затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки населению Сысертского городского округа в 2020 г., и в целях соблюдения порядка, закрепленного в постановлении, истец 07.02.2020 обратился в Администрацию и предоставил необходимые документы.
Общая сумма затрат истца на предоставление меры социальной поддержки составила 8 049 509 руб. 53 коп. Расчет распределения субвенций из областного бюджета на предоставление меры социальной поддержки в разрезе поставщиков коммунальных услуг производился органом местного самоуправления.
Именно орган местного самоуправления рассматривает представленные поставщиками коммунальных услуг документы, с целью определения объема запрашиваемой субвенции и объема подлежащих предоставлению субсидий.
Уменьшение истребуемой суммы субвенции из областного бюджета произошло в результате исключения из ранее согласованной заявки спорных объектов, не оснащенных ОДПУ, в связи с тем, что мера социальной поддержки по частичному освобождению от оплаты коммунальных услуг может быть предоставлена гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме лишь в случае оборудования такого дома общедомовыми приборами учета потребления используемых коммунальных услуг.
Вместе с тем, как установили суды, истцом в материалы дела представлены соответствующие акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета на спорных объектах, согласно которым такая возможность отсутствует, то есть условия, указанные в подпунктах 2, 3 части 1 статьи 2 закона Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ о наличии приборов учета, не распространяются на спорные объекты (отсутствие технической возможности). О том, что представленные истцом в обоснование заявленных исковых требований доказательства являются ненадлежащими, ответчик в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде первой инстанции не заявлял, в том числе в отношении акта о невозможности установки ОДПУ по МКД по адресу: с. Патруши, ул. 1-ая Окружная, 39, в связи с чем несет риск несовершения процессуальных действий (статьи 65, 41, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка ответчика на иной акт обследования от 02.02.2022 о возможности установки приборов учета по адресу: с. Патруши, ул. 1-ая Окружная, 39, обоснованно не признана судом апелляционной инстанции значимой, опровергающей выводы суда первой инстанции, поскольку указанный акт не подтверждает наличие такой возможности в спорный период. Кроме того, судами принято во внимание, что именно Администрация направляла список объектов с величиной предоставляемой социальной меры по услуге "отопление", указывая на необходимость применения таких мер, в том числе, по спорному дому.
Суды пришли к правильному выводу о том, что вопреки позиции ответчика, факты недополучения истцом доходов по причине возникновения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, причинно-следственная связь между неполученными доходами и действиями ответчика, установившего размер цены за коммунальные услуги ниже экономически обоснованного, а также противоправность его действий, выразившихся в нарушении права истца на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с реализацией коммунальных услуг для населения, подтверждены имеющимися в материалах дела надлежащими доказательствами (статьи 71, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды верно исходили из того, что по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Акт об установлении тарифа ниже экономически обоснованного может быть принят органом публично-правового образования исходя из предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, предельных индексов изменения тарифов либо других ограничивающих размер тарифов обязательных показателей (далее - обязательные показатели), которые установлены органом иного публично-правового образования.
Публично-правовое образование, органом которого принят акт об установлении тарифа, вправе возражать против иска о компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, ссылаясь на то, что оно направляло публично-правовому образованию, утвердившему обязательные показатели, предложение об их установлении или обращалось за согласованием своего решения об утверждении тарифов на уровне выше или ниже обязательных показателей с целью предотвратить возникновение межтарифной разницы.
Если такое предложение не учтено или в согласовании решения отказано, либо подобное обращение не предусмотрено действующим законодательством, надлежащим ответчиком является публично-правовое образование, орган которого утвердил обязательные показатели. Применительно к части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлекает такое публично-правовое образование к участию в деле в качестве соответчика.
Таким образом, суды правильно исходили из того, что в рассматриваемом случае надлежащим ответчиком является Администрация, поскольку она установила пониженные тарифы для жителей городского округа и обязана была компенсировать их.
Фактические расходы истца по предоставлению льгот в связи с указанными обстоятельствами и решением Администрации подтверждены материалами дела, ответчикам и третьими лицами не опровергнуты, доказательства возмещения расходов на заявленную в иске сумму не представлены, спор между сторонами по количеству и составу лиц, которым должны быть предоставлены льготы, по иным основаниям (помимо возможности установки ОДПУ) отсутствует.
При таких обстоятельствах исковые требования к Администрации правомерно удовлетворены судами на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды, удовлетворяя исковые требования, исходили из имеющихся в деле доказательств, которые исследовали и оценивали в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов основаны на совокупной оценке всех представленных в материалы дела доказательств, что соответствует положениям статьи 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.08.2022 по делу N А60-27774/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 24.08.2022 по делу N А60-27774/2022, принятое определением Арбитражного суда Уральского округа от 18.01.2023.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" указано, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
...
Фактические расходы истца по предоставлению льгот в связи с указанными обстоятельствами и решением Администрации подтверждены материалами дела, ответчикам и третьими лицами не опровергнуты, доказательства возмещения расходов на заявленную в иске сумму не представлены, спор между сторонами по количеству и составу лиц, которым должны быть предоставлены льготы, по иным основаниям (помимо возможности установки ОДПУ) отсутствует.
При таких обстоятельствах исковые требования к Администрации правомерно удовлетворены судами на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 февраля 2023 г. N Ф09-10324/22 по делу N А60-27774/2022