Екатеринбург |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А60-40621/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Лукьянова В.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Русатом инфраструктурные решения" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.09.2022 по делу N А60-40621/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители акционерного общества "Русатом инфраструктурные решения" - Маликов С.Н. (доверенность от 05.10.2022 N 307/277-дов, диплом); Алешина Б.А. (доверенность от 23.12.2021 N 307/415-дов, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Русатом инфраструктурные решения" (далее - заявитель, общество, общество "РИР") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительными акта проверки от 15.06.2022 N 29-24-41-12, решения от 14.07.2022 N 29.01.64/27534-К.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.09.2022 в удовлетворении требований о признании недействительным решения Департамента от 14.07.2022 N 29.01.64/27534-К отказано, производство в части требования о признании недействительным акта проверки от 15.06.2022 N 29-24-41-12 прекращено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "РИР" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, а также считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Заявитель повторно настаивает на том, что в отсутствие тепловых сетей, присоединенных к сетям многоквартирного дома по адресу: г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 12/1, общество "РИР" не обязана приступать в установленном законом порядке к эксплуатации узла учета тепловой энергии.
Кроме того общество полагает, что суд первой инстанции в нарушение требований статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привлек общество с ограниченной ответственностью "Привокзальный плюс" и МУП НГО "Водогрейная котельная" в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, игнорируя факт того, что при вынесении судебных актов были затронуты права и обязанности и данных лиц.
Также, по мнению заявителя, нарушены сроки проведения проверки и она проведена в нарушение положений Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336).
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что в адрес Департамента поступило обращение, содержащее доводы о ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу:
г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 12/1, в котором указано на факт нахождения общедомового прибора учета потребления тепловой энергии в неисправном состоянии в период с сентября 2021 года по март 2022 года.
В рамках рассмотрения обращения Департаментом проведена оценка достоверности изложенных сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) в порядке, предусмотренном статьей 58 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
По результатам оценки достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) Департаментом установлено подтверждение достоверности указанных сведений, в связи с чем, на основании решения от 06.06.2022 N 29-24-40-19, согласованного прокуратурой Свердловской области, в отношении филиала общества "РИР" в г. Новоуральске проведена документарная проверка (учетный номер документарной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий: 66221186600002237585).
Документарная проверка проведена в период с 09.06.2022 по 15.06.2022 на предмет деятельности по обеспечению энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу:
г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 12/1.
В ходе проверки установлено, что 15.09.2021 выявлена неисправность расходомера общедомового прибора учета потребления тепловой энергии. После проведения ремонта общедомового прибора учета тепловой энергии и поверки 17.03.2022 узел учета введен в эксплуатацию.
Таким образом, узел учета тепловой энергии находился в неисправном состоянии с 15.09.2021 по 17.03.2022 (6 месяцев).
Департаментом оформлен акт внеплановой документарной проверки, которым в отношении филиала общества "РИР" в г. Новоуральске установлено нарушение обязательных требований части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Департаментом 14.07.2022 вынесено решение N 29-01-64/27534-к об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным и отмене акта внеплановой документарной проверки.
Общество "РИР" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными акта проверки от 15.06.2022 N 29-24-41-12, решения от 14.07.2022 N 29.01.64/27534-К.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения, в отношении акта проверки - прекратил производство по делу.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Требования законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности установлены Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе в целях соблюдения требовании части 1 статьи 13 названного закона, согласно которому, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
При этом организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") (далее - Правила N 1034) включает в себя: поверку, ремонт и замену приборов учета (пункт 17).
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении устранение нарушении установленных требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета надлежит осуществить до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Ресурсоснабжающие организации, при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета, и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Указанные положения согласуются с требованиями пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, из которых следует, что порядок применения среднемесячного объема потребления тепловой энергии для начисления платы за коммунальную услугу по отоплению применяется не более 3 расчетных периодов (месяцев), и обеспечивают исполнение части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении в части необходимости обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
На основании части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями этой статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 этой статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 данной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 указанной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу данного Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Из материалов дела установлено, что общество "РИР" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии в многоквартирный дом по адресу: г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 12/1, а также является исполнителем коммунальной услуги отопления для собственников помещений в МКД, начисляет плату за коммунальную услугу отопления.
В силу условий договора оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде, теплоносителя (вода) от 24.01.2021 N 1-УГВ/2021/307/11186-Д, заключенного между филиалом общества "РИР" в г. Новоуральске и муниципальным унитарным предприятием Новоуральского городского округа "Водогрейная котельная" (далее - предприятие "Водогрейная котельная") предметом указанного договора является оказание предприятием "Водогрейная котельная" услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде, теплоносителя (вода).
Судами установлено, что представленный договор не подтверждает факт отсутствия у общества "РИР" в г. Новоуральске обязанности по эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Кроме того судами указано, что положения части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении не ставит в зависимость принадлежность ресурсоснабжающей организации тепловых сетей непосредственно, присоединенных к сетям многоквартирного дома.
Таким образом, суды пришли к выводу, что у предприятия "Водогрейная котельная" отсутствует обязанность по эксплуатации узла учета тепловой энергии и обеспечению учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Общество "РИР" в период с 16.04.2022 и по 06.05.2022 не устранило нарушения установленных требований об учете используемых энергетических ресурсов в отношении узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме и не обеспечило последующий допуск узла учета тепловой энергии многоквартирного дома в эксплуатацию.
Судами также установлено, что общество "РИР", зная об отсутствии прибора учета в многоквартирном доме, и тот факт, что управляющая организация после направленного в ее адрес письма, самостоятельно не обеспечила установку приборов учета тепловой энергии и горячей воды, не обеспечило оснащение прибором учета многоквартирный дом.
Также суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество "РИР" не представило надлежащих доказательств отсутствия технической возможности установки соответствующего прибора учета.
Как верно указано судами для собственников помещений в МКД общество является исполнителем коммунальной услуги отопление, соответственно ведет лицевые счета потребителей для оплаты, производит начисление платы за коммунальную услугу, формирует платежные документы, принимает оплату, общество "РИР" неправомерно уклонилось от деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов жителям дома.
Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения Департамента.
В части оспаривания Акта проверки от 15.06.2022 N 29-24-41-12 суды пришли к следующим выводам.
Общество приводит доводы о наличии грубых нарушений, предусмотренных Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О). Следовательно, административный орган при получении соответствующего заявления, содержащего сведения о наличии события административного правонарушения, обязан рассмотреть его в установленном порядке.
Согласно доводам общества, нарушение прав заключается во включении в акт проверки оспариваемого нарушения и составление в отношении должностного лица общества протокола об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, в адрес Департамента поступило обращение, содержащее доводы о ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 12/1, а именно заявитель указывал на факт нахождения общедомового прибора учета потребления тепловой энергии в неисправном состоянии в период с сентября 2021 года по март 2022 года.
В рамках рассмотрения была проведена оценка достоверности изложенных сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в порядке, предусмотренном статьей 58 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
По результатам оценки достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям было установлено подтверждение достоверности указанных сведений, в связи с чем, на основании решения заместителя директора Департамента Камышана В.Г. от 06.06.2022 N 29-24-40-19, согласованного прокуратурой Свердловской области, в отношении филиала общества "РИР" в г. Новоуральске была проведена документарная проверка (учетный номер документарной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий: 66221186600002237585).
Документарная проверка была проведена в период с 09.06.2022 по 15.06.2022 на предмет деятельности по обеспечению энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 12/1.
При этом, в соответствии со статьей 13 Федерального закона N 294-ФЗ проведение проверки было приостановлено с 09.06.2022 по 14.06.2022 до момента представления запрошенных в требовании документов.
Нарушения общего срока проведения проверки судом апелляционной инстанции не установлено.
В ходе проведения документарной проверки было установлено, что 15.09.2021 выявлена неисправность расходомера общедомового прибора учета потребления тепловой энергии.
После проведения ремонта общедомового прибора учета тепловой энергии и поверки 17.03.2022 узел учета введен в эксплуатацию.
Таким образом, узел учета тепловой энергии находился в неисправном состоянии с 15.09.2021 по 17.03.2022 (6 месяцев).
В связи с чем, был оформлен акт внеплановой документарной проверки, которым в отношении филиала общества "РИР" в г. Новоуральске установлено нарушение обязательных требований: части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.
По приведенным основаниям, нарушений которые влекут недействительность проведения проверки и ее результатов, изложенных в акте проверки от 15.06.2022 N 29-24-41-12, судами не установлено.
Прекращая производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки от 15.06.2022 N 29-24-41-12, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт проверки фиксирует только сведения о результатах проверки и выявленных в ее ходе нарушениях, не возлагает обязанностей и не содержит обязательных для исполнения предписаний, следовательно, не может нарушать права и законные интересы общества "РИР", в связи с чем не является актом ненормативного характера.
Суды пришли к выводу, что оспариваемый акт проверки не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия; не устанавливает и не изменяет обязанности и права заявителя; не определяет меру его ответственности, отражает лишь выявленное нарушение, установленное проверяющим в ходе проверки, а также содержит сделанные на основании анализа этих обстоятельств выводы проверяющего, то есть носит информационный характер, и прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает.
Кроме того суды указали, что акт проверки не влечет обязанность нарушителя нести ответственность за совершенные правонарушения, выполняет лишь информационную функцию, констатирует наличие выявленных нарушений и не предполагает указания на способ устранения выявленных правонарушений.
Вопреки доводам жалобы, из содержания судебных актов не усматривается, что судами приняты решение о правах и обязанностях общества с ограниченной ответственностью "Привокзальный плюс", предприятия "Водогрейная котельная".
Исходя из заявленных требований, у судов отсутствовали основания полагать, что судебные акты по рассматриваемому делу повлияли на права или обязанности общества с ограниченной ответственностью "Привокзальный плюс", предприятия "Водогрейная котельная" по отношению к одной из сторон спора.
Судами установлено, что в ходе рассмотрения дела заявитель ходатайство о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Привокзальный плюс", предприятия "Водогрейная котельная" к участию в деле в качестве третьих лиц не заявлял.
Также общество "РИР" не привело доказательств того, что в соответствии с принятыми судебными актами у общества с ограниченной ответственностью "Привокзальный плюс", предприятия "Водогрейная котельная" возникли, изменились или прекратились материально-правовые отношения с одной из сторон, возникло право на иск или у сторон появилась возможность предъявления иска к указанному лицу, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и указанными лицами.
В связи с отсутствием предусмотренных статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для привлечения общества с ограниченной ответственностью "Привокзальный плюс", предприятия "Водогрейная котельная" к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену оспариваемого судебного акта, не допущено.
Иные доводы, в частности касающиеся положений Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336, приведенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, либо опровергали выводы судом, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законных судебных актов.
Нормы материального права применены судами правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.09.2022 по делу N А60-40621/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Русатом инфраструктурные решения" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"После проведения ремонта общедомового прибора учета тепловой энергии и поверки 17.03.2022 узел учета введен в эксплуатацию.
Таким образом, узел учета тепловой энергии находился в неисправном состоянии с 15.09.2021 по 17.03.2022 (6 месяцев).
В связи с чем, был оформлен акт внеплановой документарной проверки, которым в отношении филиала общества "РИР" в г. Новоуральске установлено нарушение обязательных требований: части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.
...
В связи с отсутствием предусмотренных статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для привлечения общества с ограниченной ответственностью "Привокзальный плюс", предприятия "Водогрейная котельная" к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену оспариваемого судебного акта, не допущено.
Иные доводы, в частности касающиеся положений Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336, приведенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 марта 2023 г. N Ф09-206/23 по делу N А60-40621/2022