Екатеринбург |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А60-40292/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Вдовина Ю.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Артемовского городского округа (далее - администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.10.2022 по делу N А60-40292/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель администрации - Черемных Е.В. (доверенность от 29.12.2022, диплом).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в лице отдела надзорной деятельности и профилактической работы Режевского городского округа, Артемовского городского округа Управления надзорной деятельности и профилактической работы (далее - управление) о признании недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 26.05.2022 N 36/1/1 в части необеспечения исправного состояния наружных источников противопожарного водоснабжения - пожарных гидрантов (далее также - ПГ), расположенных на территории г. Артемовского: ПГ ул. Мира. 12, ПГ ул. Красный луч-ул. Первомайская; ПГ ул. Малышева, 7; ПГ ул. Кирова, 1; ПГ ул. Рабочая, 1; ПГ ул. Первомайская, 15; ПГ ул. Первомайская - ул. Чернышева; ПГ ул. Первомайская -ул. Металлистов; ПГ ул. Первомайская, 51; ПГ ул. Первомайская, 53; ПГ ул. Первомайская, 55; ПГ ул. Первомайская, 59; ПГ ул. Красный Луч, 27; ПГ ул. Красный Луч, 29; ПГ ул. Садовая, 11; ПГ ул. Разведчиков (2-я территория АКСК) ; ПГ ул. Садовая, 3; ПГ ул. Садовая, 1; ПГ ул. Ленина-ул. Почтовая; ПГ ул. Комсомольская, 13;
ПГ ул. Физкультурников-ул. Почтовая; ПГ ул. Физкультурников-ул. Сысолятина; ПГ ул. Декабристов, 1б; ПГ ул. Терешковой, 2а; ПГ ул. Кирова (МБДОУ N 2); ПГ ул. Терешковой, 20; ПГ ул. Гагарина, 19; ПГ ул. Энгельса, 3, ПГ ул. Чехова, 32, ПГ ул. Пригородная, 65, ПГ ул. Крылова, 44, ПГ ул. Крылова, 60; ПГ ул. Березовая Роща, 6; ПГ ул. Березовая Роща, 7;
ПГ ул. Тимирязева, 15; ПГ ул. Свободы, 55; ПГ ул. Свободы 45а;
ПГ ул. Свободы, 82; ПГ ул. Свободы, 82 (СОШ N 56); ПГ ул. Полярников, 104; ПГ ул. Полярников-ул. Короленко; ПГ ул. Полярников-ул. Кронштадтская;
ПГ ул. Полярников, 140; ПГ ул. Линейная; ПГ ул. Дзержинского, 2б;
ПГ ул. Лесная, 26; ПГ ул. Лесная, 22а; ПГ ул. Дзержинского, 26;
ПГ ул. Дзержинского, 32; ПГ ул. Дальневосточная, 66; ПГ ул. Дальневосточная, 38; ПГ ул. Дальневосточная, 20; ПГ ул. Дальневосточная, 12; ПГ ул. Трактовая, 5; ПГ ул. Дегтярева, 10; ПГ ул. Разведчиков (Лукойл); ПГ ул. Разведчиков (ост. Автобаза); ПГ ул. Куйбышева, 8; ПГ ул. Вайнера, 1б; ПГ ул. 9-е Января, 24; ПГ ул. Уральская-ул. Артема; ПГ ул. Уральская- ул. Северная;
ПГ ул. Уральская- ул. Новая; ПГ ул. Уральская, 12; ПГ ул. Уральская, 14; ПГ ул. Уральская, 21; ПГ ул. Уральская-ул. Загородная; ПГ ул. Загородная, 2; ПГ ул. Загородная, 6; ПГ ул. Станционная, 33; ПГ ул. Станционная-ул. Уральская; ПГ ул. Станционная (база ЭЧ-10); ПГ ул. Дзержинского, 2 (база ОАО "Облкоммунэнерго").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, заявленное требование удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В жалобе заявитель настаивает на несвоевременном уведомлении управлением о проведении плановой выездной проверки, которая согласно ежегодному плану она должна была быть начата 01.02.2019, издании 24.01.2019 распоряжения о проведении такой проверки за период с 04.02.2019 по 01.03.2019, а также неизвещение изменения срока начала проведения плановой проверки на 19.02.2019. Администрация считает, что не является лицом, обязанным обеспечить исправное состояние указанных в предписании пожарных гидрантов, поскольку пожарные гидранты, расположенные на территории г. Артемовского, закреплены на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением Артемовского городского округа "Жилкомстрой" (далее - МКУ "Жилкомстрой", общество), в связи с чем обязанность по их содержанию в исправном состоянии несет общество. Полагает, что судами данные обстоятельства не учтены и оценка им не дана. Считает, что предписание в части необеспечения исправного состояния наружных источников противопожарного водоснабжения - пожарных гидрантов, расположенных на территории г. Артемовского, неправомерно вынесено в отношении администрации, возлагает на заявителя необоснованные обязанности, чем нарушает его права. По мнению администрации, в нарушение пункта 11 распоряжения о проведении внеплановой/выездной проверки от 11.05.2022 N 36 для достижения целей и задач проведения проверки в процессе проверки не проведено обследование объектов защиты (визуальный осмотр). Отмечает, что основанием для включения в акт проверки от 26.05.2022 N 36 и в предписание N 36/1/1 нарушения, выразившегося в необеспечении исправного состояния наружных источников противопожарного водоснабжения - пожарных гидрантов, расположенных на территории г. Артемовского, явился сводный акт проверки источников наружного противопожарного водоснабжения от 20.05.2022, составленный представителями 59 ПСЧ 54 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Свердловской области и МКУ "Жилкомстрой" без участия представителей администрации. Администрация считает неверным вывод апелляционного суда о том, что содержащиеся формулировки в предписании являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Полагает, что оспариваемое предписание не содержит указания на конкретные действия, которые должна осуществить администрация по устранению допущенных нарушений, что исключает возможность установления соответствия изложенных в нем требований положениям действующего законодательства, и свидетельствует о несоответствии предписания критерию исполнимости.
В отзыве на кассационную жалобу управление указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании решения главного государственного инспектора Режевского городского округа, Артемовского городского округа по пожарному надзору Костицына А.И. от 11.05.2022 N 36, в период с 16.05.2022 по 26.05.2022 проведена внеплановая выездная проверка в отношении населенных пунктов Артемовского городского округа, в том числе, в отношении г. Артемовский, который в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 14.04.2022 N 271-ПП входит в перечень населенных пунктов подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных пожаров на территории Свердловской области, в ходе которой выявлены и установлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, о чем составлен акт проверки от 26.05.2022 N 53.
По результатам проведения проверки управлением в отношении администрации вынесено предписание от 01.03.2019 N 53/1/1, в котором указано на необходимость принятия мер по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.04.2023.
Полагая, что оспариваемое предписание в части необеспечения исправного состояния наружных источников противопожарного водоснабжения - пожарных гидрантов, расположенных на территории г. Артемовского является недействительным, нарушает права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия предписания в оспариваемой части нормам действующего законодательства.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Согласно статье 6 Федерального закона N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. При этом должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В силу подпункта "е" пункта 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, предусмотрено полномочие должностных лиц органов государственного пожарного надзора при исполнении государственной функции выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее - предписание об устранении нарушений), предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (далее - предписание по устранению несоответствия).
Учитывая изложенное, суды правомерно посчитали, что обжалуемое предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности вынесено уполномоченным органом на проведение государственного пожарного надзора.
Судами из материалов дела установлено, что в соответствии с приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области от 05.03.2022 N 291 "Об организации контроля за состоянием источников наружного противопожарного водоснабжения" сотрудниками 54 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области была проведена весенняя проверка состояния источников наружного противопожарного водоснабжения на территории Артемовского городского округа.
В рамках проводимой проверки (по решению главного государственного инспектора Режевского городского округа, Артемовского городского округа по пожарному надзору Костицына А.И. от 11.05.2022 N 36) 23.05.2022 в адрес 54 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области направлен запрос о предоставлении сведений о количестве неисправных гидрантов на территории Артемовского городского округа, в ответе на который, полученном 26.05.2022, указано, что из 105 пожарных гидрантов, находящихся в оперативном управлении МКУ "Жилкомстрой" в неисправном состоянии находятся 74 пожарных гидранта. Такое количество несправных пожарных гидрантов, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, так как не созданы условия для успешного тушения возможных лесных и других ландшафтных природных пожаров. Информация о неисправных гидрантах включена в акт проверки от 26.05.2022 N 36 и предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 26.05.2022 N 36/1/1.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 16 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
Судами установлено, что в акт проверки от 26.05.2022 N 36 включены выявленные нарушения требований пожарной безопасности с указанием положений нормативных (правовых) актов; характером выявленного нарушения явилось не ограничение распространения пожара; лицо допустившее нарушение в рассматриваемом случает является глава Артемовского городского округа, о чем выполнена запись.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 69-ФЗ пожарная безопасность определена данным Законом как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности согласно
В силу статьи 5 от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федерального закона N 123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Статьей 62 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются данным Законом (часть 3).
Согласно статье 68 Федерального закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
В силу положений пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 4 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона N 123-ФЗ.
Статьями 3, 19, 20, 21 Федерального закона N 69-ФЗ на органы местного самоуправления поселений и городских округов возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно статье 10 Федерального закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В силу пункта 75 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 69-ФЗ.
Проанализировав приведенные нормы права, суды верно заключили, что обязанность по обеспечению объектов противопожарной защиты источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров лежит как на органах местного самоуправления, так и на организациях и предприятиях; при этом наличие у органов местного самоуправления полномочий по обеспечению мер пожарной безопасности не освобождает организации, указанные в части 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ, от обязанности по выполнению требований пожарной безопасности.
Судами обоснованно указано на то, что нормами действующего законодательства конкретное лицо, в обязанности которому вменяется обустройство наружного противопожарного водоснабжения объекта, не закреплено, в связи с чем, при решении вопроса о возложении в соответствующем предписании на лицо обязанности по обеспечению объектов противопожарной защиты источниками противопожарного водоснабжения уполномоченному органу необходимо руководствоваться положениями соответствующих нормативных актов, предусматривающими вид и порядок создания (установки) источника противопожарного водоснабжения, и данными анализа вида, класса функциональной пожарной опасности объекта защиты, расположения его в привязке к местности.
Таким образом, приведенные выше нормы, положения пунктов 1, 2, 3 статьи 63 Федерального закона N 123-ФЗ в совокупности относят обеспечение надлежащего состояния источников наружного противопожарного водоснабжения к первичным мерам противопожарной безопасности, реализация которых является полномочием (обязанностью) органа местного самоуправления.
Пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального городского округа отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Статьями 3, 19, 20 Федерального закона N 69-ФЗ на органы местного самоуправления поселений и городских округов возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды.
Согласно статье 10 Федерального закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с данным Законом является расходным обязательством муниципального образования.
В силу статьи 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание 9 1094_2615069 содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии с частью 5 статьи 21 Федерального закона N 69-ФЗ меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Исходя из приведенных норм права, суды обоснованно посчитали, что администрация является надлежащим лицом, ответственным за содержание пожарных гидрантов в исправном состоянии.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, суды установили, что оспариваемое предписание соответствует предъявляемым к нему требованиям, поскольку вынесено управлением в рамках предоставленных ему полномочий, в отношении надлежащего субъекта, содержащиеся в нем формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю; срок исполнения оспариваемого предписания является разумным, следовательно, исполнимым, тогда как техническая невозможность выполнения предписанных действий в установленный срок заявителем не доказана, в связи с чем суды обоснованно признали оспариваемое предписание соответствующим нормам действующего законодательства.
Доказательств нарушения прав и законных интересов администрации в сфере ее деятельности, возложения каких-либо обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, каких-либо дополнительных обязательств, заявителем в материалы дела не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, оцененных в совокупности, суды правомерно отказали администрации в удовлетворении заявленных требований.
Доводы администрации, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций. Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках рассматриваемого дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.10.2022 по делу N А60-40292/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Артемовского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание 9 1094_2615069 содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии с частью 5 статьи 21 Федерального закона N 69-ФЗ меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 марта 2023 г. N Ф09-998/23 по делу N А60-40292/2022