Екатеринбург |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А34-13299/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Вдовина Ю. В., Черкезова Е. О.
при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 01.11.2022 по делу N А34-13299/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Курганской области прибыл представитель общества - Курлов И.Н. (доверенность от 01.01.2022 N Дв-В-2021-2770, паспорт, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению записи актов гражданского состояния Курганской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа от 11.07.2022 N 01-41-852 в предоставлении сведений о родителях несовершеннолетних граждан, об обязании предоставить заявителю сведения о родителях несовершеннолетних граждан.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 01.11.2022 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что Федеральный закон Российской Федерации N 143-ФЗ от 15.11.1997 "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) не содержит запрета на предоставление информации иным обратившимся к заинтересованному лицу субъектам, то есть положение, содержащееся в статье, не носит императивный характер, следовательно, заявитель, как ресурсоснабжающая организация, имеет право запрашивать сведения у Управления.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что отказ Управления в предоставлении информации нарушает права и законные интересы общества, как ресурсоснабжающей организации при осуществлении своей хозяйственной деятельности, тем самым, лишая законного права получения в судебном порядке платы за поставленный на объекты коммунальный ресурс, за поставку которого общество уже понесло расходы.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является гарантирующим поставщиком, обеспечивающим поставку электрической энергии для потребителей Курганской области в соответствии с постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 23.08.2007 N 14-4 и от 13.10.2006 N 17-2, приказом Минэнерго Российской Федерации от 23.10.2012 N 500 и приказом Федеральной службы по тарифам России от 14.03.2013 N 267-э.
В ходе проверки начислений платы потребителям за поставленный коммунальный ресурс, установив, что собственниками (владельцами) некоторых жилых помещений на территории города Кургана являются несовершеннолетние граждане, а оплата за поставляемые в указанные помещения коммунальные ресурсы оплата своевременно не производится,
общество направило в Управление запрос от 01.07.2022 N И-В-КГН-2022-75272 о предоставлении информации о родителях (законных представителях) этих несовершеннолетних граждан с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных.
Письмом от 11.07.2022 N 01-41-852 Управление со ссылкой на положения статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ отказало обществу в предоставлении запрашиваемых сведений.
Полагая, что отказ в предоставлении сведений о родителях или законных представителях несовершеннолетних собственников жилых помещений является незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы ресурсоснабжающей организации, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из законности оспариваемого отказа в предоставлении запрашиваемых сведений.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации установлен конституционный принцип неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны.
Согласно части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации, сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона N 143-ФЗ государственная регистрация акта гражданского состояния производится любым органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона N 143-ФЗ сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния или работнику многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат.
Предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 7 - 9 статьи 13.1 Федерального закона N 143-ФЗ ведение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, включая формирование, сбор, хранение, обработку и предоставление информации, осуществляется в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, функционирование которой обеспечивается, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) и Федеральным законом "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ).
Оператором федеральной информационной системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, осуществляется оператором федеральной информационной системы в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
При этом, согласно части 10 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ изменение перечня органов и организаций, которым предоставляются указанные сведения, может осуществляться только посредством внесения изменений в данный Федеральный закон.
С учетом системного толкования вышеуказанных правовых норм, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что перечень лиц, которым предоставляются сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния в рамках Федерального закона N 143-ФЗ, является исчерпывающим, и энергоснабжающие организации в этот перечень не включены, суды справедливо заключили, что у Управления отсутствовали правовые основания для предоставления обществу сведений о родителях (законных представителях) несовершеннолетних собственников жилых помещений.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что отказ Управления в предоставлении информации нарушает права и законные интересы общества, как ресурсоснабжающей организации при осуществлении своей хозяйственной деятельности, тем самым, лишая законного права получения в судебном порядке платы за поставленный на объекты коммунальный ресурс, за поставку которого общество уже понесло расходы, суды правомерно исходили из того, что данный отказ не препятствует осуществлению обществом своей деятельности, не ограничивает его права в сфере экономической деятельности и не возлагает на него дополнительные обязанности.
При этом, судами справедливо учтено, что общество вправе осуществлять защиту своих интересов в сфере энергоснабжения установленными законом способами, включая судебную защиту. Наличие у заявителя предполагаемых трудностей, связанных с взысканием задолженности с несовершеннолетних собственников помещений, не имеет отношения к рассматриваемому вопросу о законности оспоренного отказа Управления.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований для переоценки изложенных выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества со ссылками на положения Федерального закона N 59-ФЗ и Федерального закона N 152-ФЗ судом округа не принимаются, поскольку рассматриваемые в настоящем деле правоотношения регулируются Федеральным законом N 143-ФЗ (пункт 3 статьи 13.2).
Иные доводы, вновь приведенные обществом в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и установленных судом обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 01.11.2022 по делу N А34-13299/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
При этом, согласно части 10 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ изменение перечня органов и организаций, которым предоставляются указанные сведения, может осуществляться только посредством внесения изменений в данный Федеральный закон.
С учетом системного толкования вышеуказанных правовых норм, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что перечень лиц, которым предоставляются сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния в рамках Федерального закона N 143-ФЗ, является исчерпывающим, и энергоснабжающие организации в этот перечень не включены, суды справедливо заключили, что у Управления отсутствовали правовые основания для предоставления обществу сведений о родителях (законных представителях) несовершеннолетних собственников жилых помещений.
...
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества со ссылками на положения Федерального закона N 59-ФЗ и Федерального закона N 152-ФЗ судом округа не принимаются, поскольку рассматриваемые в настоящем деле правоотношения регулируются Федеральным законом N 143-ФЗ (пункт 3 статьи 13.2)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2023 г. N Ф09-1393/23 по делу N А34-13299/2022