Екатеринбург |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А76-32031/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - фонд, заинтересованное лицо) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 по тому же делу.
От государственного автономного учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 4 г. Челябинск" (далее - учреждение, городская поликлиника) в Арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд удовлетворил его на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители фонда, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 4 г. Челябинск" (далее - учреждение, городская поликлиника) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к фонду о признании недействительным акта выездной плановой комплексной проверки от 29.06.2022 в части признания нецелевым использованием и требования возврата в бюджет фонда средств обязательного медицинского страхования в сумме 178 286 руб. 62 коп. и перечисления в бюджет фонда штрафа в сумме 17 828 руб. 65 коп. (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023, заявленные требования удовлетворены частично, акт выездной плановой комплексной проверки фонда от 29.06.2022 в части требования возвратить в бюджет фонда средств обязательного медицинского страхования в сумме 178 286 руб. 62 коп. признан недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения требований учреждения, ссылаясь на нарушение норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов заявитель жалобы ссылается на то, что восстановление медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в том числе до начала соответствующей проверки, не исключает наличия в ее действиях нарушений требований законодательства об обязательном медицинском страховании. С учетом изложенного кассатор полагает неверным вывод судов о том, что повторный возврат средств обязательного медицинского страхования влечет получение фондом данных средств в двойном размере.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
При рассмотрении спора судами установлено, что по результатам плановой комплексной проверки городской поликлиники по вопросу использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.04.2020 по 31.03.2022, фондом выявлены нарушения, выразившиеся, в том числе, в нецелевом использовании денежных средств ОМС на сумму 178 286 руб. 62 коп., являющуюся предметом настоящего спора.
В ходе проверки денежные средства в сумме 178 286 руб. 62 коп. восстановлены учреждением в бюджет.
По результатам проверки фондом составлен акт от 29.06.2022, согласно которому на городскую поликлинику возложена обязанность возвратить в течение 10 рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования в бюджет территориального фонда денежные средства в сумме 178 286 руб. 62 коп., оспариваемые в рамках настоящего спора, а также соответствующий указанной сумме штраф за нецелевое использование денежных средств.
Не согласившись с актом фонда в указанной части, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности фондом обстоятельств нецелевого использования предоставленных городской поликлинике денежных средств в сумме 178 286 руб. 62 коп. и правомерности привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ). В то же время, оценив представленные доказательства, и, установив, что в период проведения проверки учреждением произведено восстановление денежных средств в сумме 178 286 руб. 62 коп. с лицевого счета в виде субсидии на иные цели на лицевой счет ОМС, суды указали, что требование фонда при таких обстоятельствах означает не возврат использованных не по целевому назначению средств ОМС в бюджет, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, которые законодательством не предусмотрены.
Оснований для иных выводов суд округа не усматривает в связи со следующим.
В силу статей 38, 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования - что является целевым использованием средств.
В соответствии со статьей 21 Закона N 326-ФЗ средства ОМС формируются за счет различных источников, в том числе за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ ОМС; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведения дела по ОМС страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда. Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ медицинская организация обязана возвратить в течение 10 рабочих дней со дня предъявления фондом соответствующего требования средства, использованные не по целевому назначению. За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Как установлено судами, в ходе проведения проверки фондом выявлены факты выплаты городской поликлиникой в 2020-2021 годах отпускных с начислениями в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в общей сумме 202 187 руб. 31 коп. за счет средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС, между тем в соответствии с Правилами предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1124, а также в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 15.04.2020 N 145-П такие выплаты финансируются за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о доказанности нецелевого использования предоставленных городской поликлинике денежных средств в сумме 178 286 руб. 62 коп. и правомерности привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Вместе с тем материалами дела подтверждается и фондом не опровергнуто, что в ходе проверки с целью устранения допущенного нарушения в 2020-2021 годах учреждением фактически произведено восстановление денежных средств в сумме 178 286 руб. 62 коп. с лицевого счета в виде субсидии на иные цели на лицевой счет ОМС.
При этом сведений о дальнейшем использовании восстановленных на лицевом счете бюджетных средств не в соответствии с их целевым назначением материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, учитывая самостоятельное восстановление учреждением на лицевом счете средств ОМС, ранее использованных не по целевому назначению, суды справедливо заключили, что требование фонда о возврате денежных средств, мотивированное формальным отсутствием нормативно установленной процедуры восстановления таких денежных средств, в спорной ситуации не восстанавливает потери бюджета фонда, а дополнительно изымает денежные средства учреждения в спорной сумме, что по своему содержанию является уже не восстановительной мерой, а штрафом в размере 100 % от суммы нецелевого использования, который не предусмотрен частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Довод фонда о том, что восстановление средств на лицевом счете обязательного медицинского страхования не исключает признание израсходованных сумм нецелевым использованием средств, отклоняется исходя из недопустимости получения фондом спорных денежных средств в двойном размере.
Ссылки подателя жалобы на судебную практику в данном случае не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами. В рассматриваемом случае суды оценили обстоятельства конкретного дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, и пришли к постановке обоснованного вывода о неправомерности принятия оспоренного решения в отмененной части. Оснований не согласиться с установленными обстоятельствами и выводами судов не имеется, поскольку аргументы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию её подателя с этими обстоятельствами и судебной оценкой доказательств, оснований для изменения которой кассационный суд в рассматриваемом случае также не находит.
Учитывая изложенное, суды обоснованно удовлетворили требования учреждения о признании недействительным акта выездной плановой комплексной проверки заинтересованного лица от 29.06.2022 в части возвращения в бюджет фонда денежных средств в сумме 178 286 руб. 62 коп.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, в ходе проведения проверки фондом выявлены факты выплаты городской поликлиникой в 2020-2021 годах отпускных с начислениями в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в общей сумме 202 187 руб. 31 коп. за счет средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС, между тем в соответствии с Правилами предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1124, а также в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 15.04.2020 N 145-П такие выплаты финансируются за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о доказанности нецелевого использования предоставленных городской поликлинике денежных средств в сумме 178 286 руб. 62 коп. и правомерности привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Вместе с тем материалами дела подтверждается и фондом не опровергнуто, что в ходе проверки с целью устранения допущенного нарушения в 2020-2021 годах учреждением фактически произведено восстановление денежных средств в сумме 178 286 руб. 62 коп. с лицевого счета в виде субсидии на иные цели на лицевой счет ОМС.
При этом сведений о дальнейшем использовании восстановленных на лицевом счете бюджетных средств не в соответствии с их целевым назначением материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, учитывая самостоятельное восстановление учреждением на лицевом счете средств ОМС, ранее использованных не по целевому назначению, суды справедливо заключили, что требование фонда о возврате денежных средств, мотивированное формальным отсутствием нормативно установленной процедуры восстановления таких денежных средств, в спорной ситуации не восстанавливает потери бюджета фонда, а дополнительно изымает денежные средства учреждения в спорной сумме, что по своему содержанию является уже не восстановительной мерой, а штрафом в размере 100 % от суммы нецелевого использования, который не предусмотрен частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2023 г. N Ф09-1999/23 по делу N А76-32031/2022