Екатеринбург |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А76-42016/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Гавриленко О.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - фонд, заинтересованное лицо) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 по делу N А76-42016/2021 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы виделконференц-связи приняли участие представители:
Государственного автономного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" (далее - медицинское учреждение, заявитель) - Неделько И.С. (доверенность от 10.08.2022);
фонда - Булатова Р.М. (доверенность от 01.03.2023).
Медицинское учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к фонду:
- о признании недействительным требования акта выездной комплексной проверки по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) от 01.11.2022 возвратить в бюджет фонда средства ОМС, использованного не по целевому назначению в рамках Территориальной программы ОМС в сумме 20 916 587 руб. 36 коп.;
- о признании недействительным требования акта выездной комплексной проверки по вопросу использования средств ОМС от 01.11.2021 в части возложения обязанности перечислить штраф за использование не по целевому назначению средств ОМС в размере 2 091 658 руб. 73 руб. (с учетом принятых судом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены частично. Акт выездной комплексной проверки от 01.11.2022 в части требования о возврате в бюджет фонда денежных средств ОМС в сумме 18 998 930 руб. 52 коп., а также в части возложения обязанности перечислить штраф за использование не по целевому назначению средств ОМС в размере, не превышающем 200 000 руб. признан недействительным.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения требований медицинского учреждения, ссылаясь на нарушение норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов заявитель жалобы ссылается на то, что законодательство об обязательном медицинском страховании не наделяет медицинские учреждения правом вместо возврата в бюджет фонда и средств ОМС, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения и учета средств ОМС либо перемещать данные средства на иные собственные счета. С учетом изложенного кассатор полагает неверным вывод суда апелляционной инстанции о том, что повторный возврат средств обязательного медицинского страхования влечет получение фондом данных средств в двойном размере. Фонд также считает, что возможность применения обстоятельств, смягчающих ответственность, медицинской организацией при выявлении фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, законодательством не предусмотрена.
В отзыве на кассационную жалобу медицинское учреждение выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами, по итогам проведенной фондом плановой комплексной проверки медицинского учреждения по вопросу использования средств ОМС за период с 01.10.2019 по 30.09.2021 заинтересованным лицом выявлено нецелевое использование средств, полученных медицинским учреждением на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС, на общую сумму 20 920 544 руб.80 коп. (в том числе на выплаты отпускных в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, на оплату труда работникам специализированных психиатрических бригад и т.д).
В ходе проверки денежные средства в сумме 18 998 930 руб. 52 коп. восстановлены медицинским учреждением в бюджет.
По результатам проверки фондом составлен акт от 01.11.2021, в котором заявителю со ссылкой на часть 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) выставлено требование о возврате в бюджет фонда средств ОМС, использованных не по целевому назначению в размере 20 920 544 руб. 80 коп. и уплате соответствующей указанной сумме штрафа в размере 2 092 054 руб. 48 коп.
Не согласившись с актом фонда в указанной части, медицинское учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции не установил оснований для признания акта фонда в оспариваемой части недействительным.
Апелляционная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции о доказанности факта нецелевого использования средств, полученных медицинским учреждением на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС, на общую сумму 20 920 544 руб. 80 коп. Вместе с тем, установив, что в период проведения проверки медицинским учреждением произведено восстановление денежных средств в сумме 18 998 930 руб.52 коп на лицевой счет ОМС, суд апелляционной инстанции указал, что требование фонда при таких обстоятельствах означает не возврат использованных не по целевому назначению средств ОМС в бюджет, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, которые законодательством не предусмотрены. Учитывая, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, суд апелляционной инстанции снизил предъявленный к взысканию штраф.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
В силу статей 38, 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования - что является целевым использованием средств.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ медицинская организация обязана возвратить в течение 10 рабочих 5 дней со дня предъявления фондом соответствующего требования средства, использованные не по целевому назначению. За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Как установлено судами, в ходе проведения проверки фондом выявлены факты выплаты медицинским учреждением опускных с начислениями в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в общей сумме 15875728 руб.10 коп., за счет средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС, между тем в соответствии с Правилами предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1124, а также в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 15.04.2020 N 145-П такие выплаты финансируются за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
Кроме того, фондом выявлены факты оплаты труда работников специализированных психиатрических бригад на общую сумму 3 123 202 руб. 42 коп. за счет средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС, вместе такие выплаты финансируются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (абзац 26 раздела V Программы государственных гарантий на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299, подпунктами 1, 3 пункта 31 раздела V Территориальной программы на 2021 год).
На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о доказанности нецелевого использования предоставленных медицинскому учреждению денежных средств в указанных суммах и правомерности привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, статус заявителя, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, о том, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, суд апелляционной инстанции снизил предъявленный к взысканию штраф до 200 000 руб.
Вместе с тем материалами дела подтверждается и фондом в акте проверки отражено, что в ходе проверки с целью устранения допущенного нарушения в сентябре-ноябре 2021 года медицинским учреждением фактически произведено восстановление денежных средств в сумме 18 998 930 руб.52 коп. на лицевой счет ОМС.
При таких обстоятельствах, учитывая самостоятельное восстановление медицинским учреждением на лицевом счете средств ОМС, ранее использованных не по целевому назначению, суд апелляционной инстанции справедливо заключил, что требование фонда о возврате денежных средств, мотивированное формальным отсутствием нормативно установленной процедуры восстановления таких денежных средств, в спорной ситуации не восстанавливает потери бюджета фонда, а дополнительно изымает денежные средства медицинского учреждения в спорной сумме, что по своему содержанию является уже не восстановительной мерой, а штрафом в размере 100 % от суммы нецелевого использования, который не предусмотрен частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Довод фонда о том, что восстановление средств на лицевом счете обязательного медицинского страхования не исключает признание израсходованных сумм нецелевым использованием средств, отклоняется исходя из недопустимости получения фондом спорных денежных средств в двойном размере.
Учитывая изложенное, суд обоснованно удовлетворил требования медицинского учреждения о признании недействительным акта выездной плановой комплексной проверки от 01.11.2021 в части возвращения в бюджет фонда денежных средств в сумме 18 998 930 руб. 52 коп., а также в части возложения обязанности перечислить штраф за использование не по целевому назначению средств ОМС в размере, не превышающем 200 000 руб.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судом норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемого постановления.
Поскольку существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судом апелляционной инстанций не допущены, основания для пересмотра обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 по делу N А76-42016/2021 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, статус заявителя, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, о том, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, суд апелляционной инстанции снизил предъявленный к взысканию штраф до 200 000 руб.
Вместе с тем материалами дела подтверждается и фондом в акте проверки отражено, что в ходе проверки с целью устранения допущенного нарушения в сентябре-ноябре 2021 года медицинским учреждением фактически произведено восстановление денежных средств в сумме 18 998 930 руб.52 коп. на лицевой счет ОМС.
При таких обстоятельствах, учитывая самостоятельное восстановление медицинским учреждением на лицевом счете средств ОМС, ранее использованных не по целевому назначению, суд апелляционной инстанции справедливо заключил, что требование фонда о возврате денежных средств, мотивированное формальным отсутствием нормативно установленной процедуры восстановления таких денежных средств, в спорной ситуации не восстанавливает потери бюджета фонда, а дополнительно изымает денежные средства медицинского учреждения в спорной сумме, что по своему содержанию является уже не восстановительной мерой, а штрафом в размере 100 % от суммы нецелевого использования, который не предусмотрен частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 апреля 2023 г. N Ф09-2346/23 по делу N А76-42016/2021