Екатеринбург |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А34-4066/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании материалы кассационной жалобы акционерного общества "Курганские прицепы" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области - Маракуева И.В. (доверенность от 09.01.2023, диплом, удостоверение).
Акционерное общество "Курганские прицепы" (далее - заявитель, общество "Курганские прицепы", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану (далее - налоговый орган, инспекция) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 01.03.2022 N 450122010005108 в виде административного штрафа в размере 185 087 руб. 25 коп. и признании общества "Курганские прицепы" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Курганской области от 05.05.2022 произведена замена по делу - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану заменена ее процессуальным правопреемником - Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Курганской области (далее - УФНС России по Курганской области).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 27.09.2022 заявление удовлетворено частично, постановление от 01.03.2022 N 450122010005108 признано неподлежащим исполнению в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 49 356 руб. 60 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что суды незаконно отказали в применении положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ. Общество указывает, что поскольку должностное лицо общества было привлечено к административной ответственности, то само общество "Курганские прицепы" не подлежало привлечению к административной ответственности. Кроме того заявитель отмечает, что общество включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, является микропредприятием.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что в ходе проверки соблюдения обществом "Курганские прицепы" валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования установлено, что общество "Курганские прицепы" заключен трудовой договор от 19.11.2020 с гражданином Республики Казахстан, согласно которому иностранный гражданин Гордиенко Евгений Викторович принят на работу слесарем механосборочных работ, по условиям договора установлена обязанность работодателя выплачивать работнику заработную плату.
Согласно сведениям отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Кургану Гордиенко Е.В не имеет вида на жительство в Российской Федерации. Во исполнение обязательств по трудовому договору общество "Курганские прицепы" выплатило работнику нерезиденту заработную плату в наличной форме за период с 11.01.2021 по 01.09.2021 в общей сумме 246 783 руб., что подтверждается расходно-кассовыми ордерами.
В ходе проведения проверки соблюдения резидентом запрета на осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая требования осуществления валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации в отношении индивидуального предпринимателя, установлено нарушение положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), выразившееся в выплате заработной платы работнику нерезиденту из кассы наличными денежными средствами заработной платы в валюте Российской Федерации в сумме 246 783 руб.
Выплата в данном случае резидентом - обществом "Курганские прицепы" физическому лицу - нерезиденту (гражданину Республики Казахстан) заработной, платы в наличной валюте Российской Федерации резидентом является незаконной валютной операцией, осуществленной с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации.
На основании установленного инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 26.01.2022 N 450122010005108.
Постановлением от 01.03.2022 N 450122010005108 общество "Курганские прицепы" привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 185 087 руб. 25 коп.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 24.07.2022) предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, в виде наложения административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, а на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в осуществлении валютных операций с нарушением установленного валютным законодательством порядка путем проведения расчетов по таким операциям, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации. Валютные правоотношения носят комплексный, одновременно публично-правовой и частноправовой характер. Именно такие отношения регулируются Федеральным законом N 173-ФЗ, в статье 2 которого определены права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей статьи.
Согласно пунктам 6, 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ резидентами признаются физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной (подпункт "б" пункт 6 часть 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ).
Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт "а" пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ)).
В рассматриваемой ситуации привлеченный обществом работник является иностранными гражданами и не имеют вида на жительство на территории Российской Федерации (что установлено административным органом и заявителем не оспаривается), то есть является нерезидентом (документы, подтверждающие наличие вида на жительство заявителем не представлены).
При этом заявителем осуществлялась выплата указанному лицу заработной платы в сумме 246 783 руб. наличными денежными средствами.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявитель, являясь резидентом, совершал операции по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России.
В этой связи административный орган пришел к правильному выводу о том, что общество "Курганские прицепы" совершило валютные операции, так как под валютной операцией понимается, в частности, отчуждение резиденту в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации (пункт 9 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ).
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению. Возможность осуществить такую валютную операцию, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Установленные частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям.
Требование валютного законодательства о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации.
Факт нарушения указанного нормативного требования заявителем подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, из которых следует, что общество "Курганские прицепы" произвело выплату заработной платы работнику - нерезиденту, не имеющему вида на жительство в Российской Федерации) наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации из кассы в сумме 246 783 руб.
Нарушение выявлено в ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства в порядке, установленном Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утвержденным приказом Минфина России от 04.10.2011 N 123н. В этой связи представленные административным органом в материалы судебного дела доказательства следует признать полученными в рамках законной процедуры.
Следовательно, в действиях заявителя имеется событие, объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, наличие в действиях общества "Курганские прицепы" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, подтверждено.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности.
Нарушений процедуры привлечения к ответственности инспекцией не допущено.
В рассматриваемой ситуации административное наказание назначено в размере, соответствующем минимальному размеру санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Между тем судом первой инстанции постановление от 01.03.2022 N 450122010005108 признано неподлежащим исполнению в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 49 356 руб. 60 коп.
Оснований для замены административного штрафа предупреждением в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
Однако судами не учтены положения Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ), вступившего в силу 06.04.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 названной статьи (в редакции Закона N 70-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 данной статьи (часть 4 введена Законом N 70-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки инспекцией установлено нарушение обществом запрета на осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, выразившееся в выплате заработной платы работнику нерезиденту из кассы наличными денежными средствами заработной платы в валюте Российской Федерации в сумме 246 783 руб.
Постановлением от 01.03.2022 N 450122010005108 общество "Курганские прицепы" привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа.
Из материалов дела также установлено, что вследствие выявленного правонарушения в рамках указанной выше проверки должностное лицо, а именно директор общества - Тупицын Александр Александрович постановлением инспекции от 01.03.2022 N 450122010005247 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Курганского городского суда Курганской области по делу N 12-777/22 от 18.05.2022 постановление инспекции от 01.03.2022 N 450122010005247 о привлечении должностного лица общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ - оставлено без изменения; штраф должностным лицом уплачен.
С учетом изложенного суд округа, учитывая вступившие в силу с 06.04.2022 дополнения в КоАП РФ, пришел к выводу о том, что с учетом положений части 2 статьи 1.7, части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, общество не подлежит ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Таким образом суд округа установив, что по итогам одной проверки инспекцией 01.03.2022 вынесено два постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства в отношении должностного лица в лице директора общества (N 450122010005247) и в отношении самого общества (N 450122010005108), учитывая, что составы вменяемых административных правонарушений тождественны, приходит к выводу, что постановление инспекции от 01.03.2022 N 450122010005108 является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного и в связи с тем, что судами неверно применены нормы материального права, что повлияло на правильность выводов судов, обжалуемые судебные акты подлежат отмене. При этом суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт по данному спору, удовлетворив требования общества, признав постановление от 01.03.2022 N 450122010005108 незаконным.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 по тому же делу отменить.
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 01.03.2022 N 450122010005108 о привлечении акционерного общества "Курганские прицепы" к ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 185 087 руб. 25 коп.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела также установлено, что вследствие выявленного правонарушения в рамках указанной выше проверки должностное лицо, а именно директор общества - Тупицын Александр Александрович постановлением инспекции от 01.03.2022 N 450122010005247 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Курганского городского суда Курганской области по делу N 12-777/22 от 18.05.2022 постановление инспекции от 01.03.2022 N 450122010005247 о привлечении должностного лица общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ - оставлено без изменения; штраф должностным лицом уплачен.
С учетом изложенного суд округа, учитывая вступившие в силу с 06.04.2022 дополнения в КоАП РФ, пришел к выводу о том, что с учетом положений части 2 статьи 1.7, части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, общество не подлежит ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2023 г. N Ф09-82/23 по делу N А34-4066/2022